Введение 3 Глава 1. Теоретико–методологическое основание изучения проблемы одиночества в подростковом и юношеском возрасте 6 1. 1. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста 6 1.2. Специфика переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте 11 Глава 2. Эмпирическое исследование переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте 22 2.1. Методы исследования одиночества в подростковом и юношеском возрасте 22 2.2. Анализ результатов 25 Заключение 34 Список литературы 36 Приложения 38

Психология переживания одиночества: подростковый и юношеский возраст

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
83% уникальность
2022 год
17 просмотров
Власова М.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретико–методологическое основание изучения проблемы одиночества в подростковом и юношеском возрасте 6 1. 1. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста 6 1.2. Специфика переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте 11 Глава 2. Эмпирическое исследование переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте 22 2.1. Методы исследования одиночества в подростковом и юношеском возрасте 22 2.2. Анализ результатов 25 Заключение 34 Список литературы 36 Приложения 38
Читать дальше
Актуальность. Проблемы изучения эмоционального состояния подростков и его влияния на демонстрируемое поведение в процессе социальной адаптации и самореализации, являясь предметом многочисленных обсуждений в науке и практической психологии, не теряют своей актуальности и в современном мире. Психоэмоциональное состояние учащихся в процессе обучения имеет важное практическое значение в контексте изучения эмоциональной устойчивости личности. Всё чаще учёные обращают внимание не только на успеваемость подростков, но и на состояние их психического здоровья. Результаты многих исследований подтверждают тот факт, что психические и эмоциональные состояния в существенной мере определяют успешность деятельности субъекта. Занятость родителей, отсутствие личного общения с друзьями, которое зачастую уступает место общению с помощью интернет-технологий, в социальных сетях с использованием различных электронных устройств, большое количество обучающихся в учебных группах (классах) приводит к уменьшению возможностей у подростка ощутить себя частью единого целого, коллектива, социальной группы. Также в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID–19 в российском среднем образовании произошёл всеобщий и молниеносный переход от традиционного к дистанционному обучению. Все очные уроки – были экстренно перенесены в онлайн–среду. Такой резкий переход на «дистант» явился вынужденной мерой в сложившейся ситуации, связанной с высоким риском заражения коронавирусом. Переход на дистанционный формат совпал с объявленным режимом обязательной самоизоляции, которая характеризуется вынужденным или добровольным ограничением контактов с внешним миром, сменой образа жизни, разрывом привычных социальных связей и представляет собой ситуацию неопределённости.


Успейте заказать решение контрольной работы в Иркутске , чтобы успеть до дедлайнов.


Самоизоляция негативно влияет на психоэмоциональное состояние человека – появление тяжёлых симптомов тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства, что отражено в ряде работ. Также выявлено, что указанные негативные психические состояния в большей степени выражены у молодых людей, в том числе у подростков. Проблема одиночества в течение нашла отражение в научных изысканиях философов А.Камю, С.Къеркегора, Ф.Ницше, Х.Ортега-иГассета, Ж.-П. Сартра, М.Хайдеггера, А.Шопенгауэра. В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества. В качестве способов преодоления одиночества рассматривались психотерапевтические возможности современной авторам науки и медицины. Исследования К.А. Андерсона и JI.M. Хоровица, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и, М.Мицели и Б.Мораша, Р.Вейса, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.ФроммРейхман, Дж.И. Янга посвящены причинам одиночества, среди которых называются особенности характера личности человека, а также конкретные жизненные обстоятельства, в которых он может оказаться. Пристальное внимание практическим аспектам проблемы чувства одиночества, испытываемого подростками, уделяется в работах А. Петровой, С. Уманского, Д. Култышева, Б. Приленского. Однако данные исследования проводятся, прежде всего, в рамках осуществления медицинской психотерапевтической практики Одиночество, с одной стороны, рассматривается как переживание, оказывающее влияние на эмоциональное состояние человека, находящегося в вынужденной или добровольно выбранной ситуации изоляции от других людей. С другой стороны, одиночество понимается как экзистенциальное переживание человеком непонятности, непринятия другими. При этом указывается, что значимость этих социальных связей может быть разной на разных возрастных этапах. В этой связи особый интерес психологов–исследователей вызывает подростковый возраст как переходный период между детством и взрослостью, сопровождающийся актуализацией рефлексивности и личностной идентичности. Как показывают результаты психологических исследований Л. Б. Волынской, М. Б. Калашниковой, Г. Крайга, О. В. Лишина, О. П. Макушиной, Д. И. Фельдштейна и др., наиболее остро в подростковом периоде переживается чувство отверженности, которое возникает у подростка не только в ответ на нежелание других людей общаться с ним, но и в случае проявления по отношению к нему непонимания и неуважительного отношения, игнорирования его мнения, а зачастую и предательства со стороны не только сверстников, но и взрослых. Противоречие: возможными негативными последствиями одиночества на формирование личности в подростковом и юношеском возрастах и отсутствием психолого-педагогической системы профилактики деструктивного влияния одиночества на подростков и юношей. Выявление противоречия работы позволило нам выявить научную проблему: каковы особенности переживания одиночества в подростковом и юношеском возрастах? Объект исследования: переживание одиночества в подростковом и юношеском возрастах. Предмет исследования: психология переживания одиночества: подростковый и юношеский возраст Цель исследования: изучить психологию переживания одиночества: подростковый и юношеский возраст. Задачи исследования: – рассмотреть психологические особенности подросткового и юношеского возраста; – обосновать специфику переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте; – провести эмпирическое исследование переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте. Теоретическую основу исследования составили социальные и психологические теории феномена одиночества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, С.Г. Корчагина, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова и др.); концепции общения и формирования межличностных 6 отношений между людьми (Г.М. Андреева, Э.Берн, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, Б.Д. Парыгин, Л.Фестингер, Р.Х. Шакуров, У.Шюц и др.); модели взаимодействия с окружающими людьми П. Бергера и Д. Бьюдженталя. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей. База исследования: ГПК ГГТУ Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читать дальше
Таким образом, рассмотрены психологические особенности подросткового возраста: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей. Одиночество, являясь психическим феноменом, выступает как общий совокупный предмет в гуманитарных научных знаниях, таких как психология, педагогика, социология и философия. У данного термина существует большое число подходов с разных академических точек зрения. Психологи определяют одиночество как – «один из психогенных факторов, заключающийся в отсутствии физического (изоляция от других) или глубоко интимного, доверительного общения личности с другими людьми и вызывающий острые психические состояния (тревожность, напряженность, скука, опустошенность, депрессия и др.), резкую актуализацию потребности в общении, персонификацию предметов, психические расстройства (галлюцинации и т.д.)». Одним из наиболее уязвимых периодов в психологическом онтогенезе личности можно по праву считать подростковый и юношеский возраст. Именно в это время происходит закрепление и корректное использование коммуникативных навыков, формирование субъективного, опирающегося на личностные взгляды и суждения, мировоззрения, а также поиск персональных, подходящих сугубо конкретному человеку, места и условий жизни посредством самоопределения. Выражение индивидуальности, способность к рациональному её проявлению, доступно не всей категории детей подросткового возраста. Большинство не находят положительной ответной реакции социума на демонстрацию особенностей своего характера и поведения, таким образом это может повлиять на сокращение контактов, а в дальнейшем привести к изоляции или приобретению привычек девиантной направленности. Обоснована специфика переживания одиночества в подростковом возрасте. В этом возрасте его возникновению способствует ситуация неопределенности. Перед человеком открываются новые возможности, перспективы, разобраться в которых ему сложно в силу недостатка информации, жизненного опыта либо внутренней неготовности принимать решения, делать выбор. Подростковый возраст рассматривают как наиболее подверженный возникновению у человека негативного переживания одиночества по ряду причин. В этом возрасте на первый план выходит интимно–личностное общение со сверстниками. Подросток открывает свой внутренний мир и внутренний мир других людей, начинает сравнивать себя с другими, осваивать новые социальные роли. В этом возрасте сталкиваются стремление к уединению в целях познать себя и идентификация как способ приобщиться к другим людям, происходит переход от ориентации на оценку окружающих (формируемой в референтной группе) к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я–идеальном». Проявление чувства одиночества в подростковом возрасте явление часто наблюдаемое, в каждом классе есть дети, испытывающие глубокие переживания, ведущие к ощущениям социальной изоляции. Причины их появления могут быть самыми разнообразными. Это и конфликты внутри семьи, и неправильное воспитание, и взаимоотношения со сверстниками, и многое другие. Из-за внутреннего ощущения одиночества, дети не могут чувствовать себя комфортно. Одиночество может способствовать развитию неврозов, дети не чувствуют уверенности в себе. Частым следствием будет являться недостаточная социализация ребенка. Одной из положительных сторон переживаемого чувства одиночества, в подростковом возрасте, становится развитие потенциала к формированию ранее не рассматриваемых талантов или особенностей, происходит созревание отдельных личностных качеств. Дети подросткового возраста, оказавшись в условиях вынужденной ситуативной изоляции от социума, недовольны своим положением, и начинают задумываться о тенденции улучшения, что побуждает их к действию По результатам проведённого исследования сформулированы следующие выводы: многие подростки и юноши имеют средний уровень переживания одиночества, связанный с отсутствием навыков владения коммуникативных приёмов и техник, а также средний уровень связан со страхом перед феноменом одиночества, страх проецирования на личность индивида. Таким образом, в процессе исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме изучения, сформулированы основные понятия по проблеме исследования, подобраны и изучены методики диагностики на выявление признаков одиночества у подростков и юношей. Цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Абдураманова, Л. Р. Индивидуально-психологические особенности переживания одиночества в подростковом возрасте / Л. Р.Абдураманова, Т. В. Юдеева // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология, № 4. 2020. С. 8–52. 2. Борисова, Т.П. Социально-психологическая феноменология как методологическая основа изучения профессиональных ожиданий. / Т.П. Борисова // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 1. - С. 1-53. 3. Выготский, Л.С. Антология гуманной педагогики /Л.С. Выготский. - Переиздание. М: Издательский Дом Ш. Амонашвили. - 2017. - 80 с. 4. Гуревич, П.С. Философия человека / П. Гуревич. - М.: Наука, 2018. - 221 с 5. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий / А. Е. Личк ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 2012. – 318 с. 6. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности / Д.А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2015. – 130 с. 7. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва : УРАО, 2016. – 176 с. 8. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С. Г. Корчагина. – М.: МПСИ, 2015. – 134 с. 9. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон // Психология подростка : хрестоматия. – М.: Просвещение 2016. – 473 с. 10. Кудрявцев, В.Т. Культура одиночества и его продуктивное переживание: отзыв на дис. … канд. псх. наук И.М. Слободчикова «Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности (на материале подросткового возраста)» / В.Т. Кудрявцев. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – № 3. – С. 7-43. 11. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2016. – 608 с. 12. Майленова, Ф. Г. Два лика одиночества / Ф. Г.Майленова. М.: Просвещение, 2016. – 139 с. 13. Матеев, Д.А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Матеев Даниел Андреев. - Новосибирск, 2018. - 190 с. 14. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета. 2012. – № 2. – С. 11-50. 15. Николаева, Н. А. Изучение одиночества на этапе взросления / Н. А. Николаева // Вестник Оренбургского госуд. унив. – 2015. – № 10. – С. 59-62 16. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 5–51 17. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. – Москва : ПЭБ, 2017. – 156 с. 18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие для студентов / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб. : Питер, 2012. – 816 с. 19. Рогова, Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е. Е.Рогова. М.: Просвещение, 2016. – 149 с. 20. Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования. / Е. В. Тихонова. - М., 2017. - 330 с. 21. Трубникова, С.Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления: дис. . канд. псих. наук: 19.00.01 / Трубникова Светлана Геннадьевна. - Москва, 2019. - 195 с. 22. Трибулина, С.Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления: дис. … канд. псх. наук / С.Г. Трибулина. – М., 2013. – 195 с 23. Хачатурян, К. Д., Одиночество как психологическая проблема / К. Д. Хачатурян. М.: Наука, 2018. – 120 с. 24. Шиляева, И. Ф. Переживание одиночества в подростковом возрасте: половые и возрастные особенности / И. Ф. Шиляева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2019. № 4. С.5–58. 25. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и способности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Алмедиа, 2017. – 128 с. 26. Шамсутдинова, Э.Р., Одиночество и его особенности переживания студентами вуза / Шамсутдинова Э.Р. М.: Наука, 2019. – 134 с. 27. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2012. – 148 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основы анализа бухгалтерской отчетности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
Совершенствование системы принятия управленческих решений на примере пао вкуссвилл
Количество страниц:
75
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Организация работы по адаптации и закреплению молодых специалистов в организации.
Количество страниц:
65
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image