?>
Введение………………………………………………………………….……3 Глава 1. Особенности русской танцевальной и песенной культуры…6 1.1 Истоки возникновения и характеристика народного танцевального творчества………………………………………………………………….….6 1.2 Характерные черты народной песенной культуры………….……..13 Глава 2. Разнообразие и значение хороводов хороводных песен в русской культуре…………………………………………………………….18 2.1. Основные хороводные фигуры и песни……………………………..18 2.2 Значение хороводов в русской культуре и современности…………25 Заключение……………………………………………………………………28 Список литературы………………………………………………………….30 Приложения…………………………………………………………………..31

Русские хороводы и хороводные песни

курсовая работа
Культура
30 страниц
51% уникальность
2022 год
24 просмотров
Пахомова Н.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………….……3 Глава 1. Особенности русской танцевальной и песенной культуры…6 1.1 Истоки возникновения и характеристика народного танцевального творчества………………………………………………………………….….6 1.2 Характерные черты народной песенной культуры………….……..13 Глава 2. Разнообразие и значение хороводов хороводных песен в русской культуре…………………………………………………………….18 2.1. Основные хороводные фигуры и песни……………………………..18 2.2 Значение хороводов в русской культуре и современности…………25 Заключение……………………………………………………………………28 Список литературы………………………………………………………….30 Приложения…………………………………………………………………..31
Читать дальше
Искусство русского народа широко и многогранно и во многие времена представляло интерес для исследователей-фольклористов, ученых и историков. Своеобразие русской культуры позволяло каждому исследователю отыскать что-то новое и интересное, поскольку, в частности, музыкальная культура является предметом народного быта, обязательным элементом истории, празднеств и событий русского народа. Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь хореографии с жизнью, с духовными, эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты. Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими, прежде всего для самих себя и лишь отчасти для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. За многовековой период развития народной хореографии, начиная с древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей, своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и развитие русской хореографии. В пределах русской этнической культуры хороводно-игровые и плясовые песни — малоизученная жанровая сфера.


Заказывайте написание контрольной работы по истории. Рассчет стоимости работы бесплатно!


В научной литературе точные определения, учитывающие всю специфику указанных песен, к сожалению, отсутствуют (также, как и в народной терминологии), при этом на пересечение жанров неоднократно указывается всеми исследователями хороводной культуры. Разноплановое бытование хороводно-игровых и плясовых песен у восточных славян, их специфичность для каждого конкретного региона отражена в многочисленных трудах, в которых, в связи со всеохватностью и масштабностью явления, обычно рассматриваются лишь его частные ракурсы. Проблема жанровой дифференциации хороводно-игровых и плясовых песен на материале локальных традиций постоянно ставится во всех работах, посвященных данному феномену («Курские танки и карагоды: таночные и карагодные песни и инструментальных танцевальные пьесы» А. В. Рудневой (1975), «Музыкальный стиль русских хороводных песен» Н. М. Владыкиной-Бачинской (1976), «Хороводные и игровые песни Сибири» Ф. Ф. Болонева и М. Н. Мельникова (1985), «А в Усть-Цильме поют... Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы» А. Н. Власова, 3. Н. Бильчук, Т. С. Каневой, А. Н. Захарова (1992)) Попытка создания универсальной Различные виды хороводных, игровых и плясовых движений в той или иной степени присущи другим фольклорным песенным жанрам: качельным, подблюдным, некоторым свадебным, шуточным песням, а также частушкам, песням для детей (пестушкам) и т.д. 8 классификации хороводно-игровых и плясовых песен принадлежит Е. М. Рогачевской (1980). Изучение отдельных компонентов песен, связанных с движениями, представлено в исследовании О. А. Пашиной «Календарно-песенный цикл у восточных славян» (1998). На сегодняшний день хороводно-игровая культура — уже угасающая, но реально существующая, а в ряде ареалов — живая или цветущая, развивающаяся фольклорная традиция. В материалах полевых экспедиций УИИЯЛ УрО РАН (начиная с 1993 г.) нами отмечается, что данная жанровая сфера повсеместно бытовала в своем «естественном» этнографическом контексте вплоть до конца 50-х — начала 60-х годов. В настоящее время некоторые хороводноигровые и плясовые песни звучат на народных праздниках, отмечаемых преимущественно пожилыми людьми. В ряде локальных традиций севера региона в силу особых этнокультурных условий (о чем пойдет речь далее), хороводно-игровые и плясовые песни активно бытовали вплоть до 90-х годов XX века, а отдельные образцы до сих пор являются атрибутом календарных и семейно-бытовых обрядов. Исследование русского фольклора региона в целом и издание полевых материалов проводилось А. Г. Татаринцевым (1977, 1990), Э. А. Тамаркиной (1971, 1985, 1995), Т. А. Шуклиной (1994, 1996, 1997, 1999). Особенности русского говора северной части Удмуртии отмечены В. Ф. Барашковым (1958, 1959). Из нотных публикаций имеется сборник И. К. Травиной «Русские народные песни родины П. Чайковского» (1978). В публикациях А. Г. Татаринцева и И. К. Травиной хороводно-игровые и плясовые песни занимают достойное место, тем не менее, специфика их бытования отражена не в полной мере. Все вышесказанное означает актуальность нашего исследования. Тема специфики и своеобразия хороводов и хороводных песен раскрыта недостаточно полно, однако в современном мире присутствует тенденция возвращения к традициям, повышенный интерес к фольклору. Исследование русского фольклора – шаг к изучению не только собственной культуры, но и истории. Цель работы – изучение особенностей хороводов и хороводных песен и их роли в современной культуре. Объект работы – хороводная культура русского народа. Предмет работы – характерные черты хороводных песен и танцев как части народной культуры. Цель, объект и предмет работы определили следующие задачи исследования: 1. Проследить историю возникновения хоровода как культурного явления; 2. Выделить характерные черты русского народного песенного творчества; 3. Выявить основные хороводные фигуры и песни; 4. Определить значение хороводной культуры для истории и современности. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, просмотр танцевальных элементов, работа с рисунками и схемами, синтез информации. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Важность русских хороводов для огромного пласта народной культуры огромна. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности - разгул и восторг. Особые протяжные песни - хороводные, неразрывно и органично связывают между собой большое количество участников и игру танца. Проанализировав литературу мы ознакомились с историей возникновения народной хореографии, определили ее социальное значение. Самобытность русского традиционного хоровода заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в его преемственной связи с древними обрядами в их магической и заклинательной функции. Искусство хоровода не является чем-то неизменным. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несёт в себе новое содержание, отражая конкретный исторический период в жизни народа. По построению, например, они больше круговые, но включают такие элементы, как змейка, воротики, более характерные для орнаментальных. В основном, участники держатся за руки или за концы платочков, а в некоторых и вовсе не держатся. Форма хоровода дошла до нас в почти неизменном виде. Это небольшие законченные музыкально-драматические сценки, разыгрываемые участниками хоровода под пение. Главное — содержание песни, поскольку всё, о чём поётся в ней, изображается действующими лицами. Сегодня хороводные композиции продолжают жить во многих уголках земного шара, хотя исполняются, в основном, на сцене. Только подлинно национальное искусство выражает дух, мысли своего народа, его общественные и эстетические идеалы. Жизнь народа идет вперед, и вместе с ней изменяются и национальные традиции. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи перед хореографией. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», - говорит Д.С. Лихачев. Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства, Живая связь хореографии с жизнью, с идеологическими, эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты. Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими, прежде всего для самих себя и лишь отчасти для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. Жизнь народа идет вперед, и вместе с ней изменяются и национальные традиции. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи перед хореографией.
Читать дальше
1. Аксенова, М.Д. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века. / М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2000. - 672с. 2. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – 428 с. 3. Багновская, Н.М. Культурология. М., 2011. - 420 с. 4. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни.- М.-Л., 2005. С. 69. 5. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца: учебное пособие.- М.: Изд-во МГУ, 2001. – 221 c. 6. Богданов ГФ. Урок русского народного танца. — М.: Всероссийское музыкальное общество, 1995. С.23. 7. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. - С.68 8. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. - 209 с. 9. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество.- М.: Академия, 2005. – 304 с. 10. Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981. – 318 с. 11. Народная художественная культура: учебник для студентов вузов культуры и искусств/Т.И Бакланова, Е.Ю.Стрельцова; под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с. 12. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. - М.:Высшая школа, 2006. - 1128с. 13. Стародубцева С. В. Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья. — Ижевск: УИ И ЯЛ УрО РАН, 20001. — 421 с. 14. Уральская В. И. Природа танца.- М.: Советская Россия, 1981. С. 123. 15. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996. – 592 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности арабской любовной поэзии/эротической лирики: воплощения страсти (‘ишк) и бескорыстной любви (махабба).
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Зарубежная литература
курсовая работа
Правонарушения в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
Количество страниц:
60
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
реферат
Риторическая концепция метода как проявление кризиса позитивной экономической науки
Количество страниц:
10
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image