Заказывайте написание контрольной работы по истории. Рассчет стоимости работы бесплатно!
В научной литературе точные определения, учитывающие всю специфику указанных песен, к сожалению, отсутствуют (также, как и в народной терминологии), при этом на пересечение жанров неоднократно указывается всеми исследователями хороводной культуры. Разноплановое бытование хороводно-игровых и плясовых песен у восточных славян, их специфичность для каждого конкретного региона отражена в многочисленных трудах, в которых, в связи со всеохватностью и масштабностью явления, обычно рассматриваются лишь его частные ракурсы. Проблема жанровой дифференциации хороводно-игровых и плясовых песен на материале локальных традиций постоянно ставится во всех работах, посвященных данному феномену («Курские танки и карагоды: таночные и карагодные песни и инструментальных танцевальные пьесы» А. В. Рудневой (1975), «Музыкальный стиль русских хороводных песен» Н. М. Владыкиной-Бачинской (1976), «Хороводные и игровые песни Сибири» Ф. Ф. Болонева и М. Н. Мельникова (1985), «А в Усть-Цильме поют... Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы» А. Н. Власова, 3. Н. Бильчук, Т. С. Каневой, А. Н. Захарова (1992)) Попытка создания универсальной Различные виды хороводных, игровых и плясовых движений в той или иной степени присущи другим фольклорным песенным жанрам: качельным, подблюдным, некоторым свадебным, шуточным песням, а также частушкам, песням для детей (пестушкам) и т.д. 8 классификации хороводно-игровых и плясовых песен принадлежит Е. М. Рогачевской (1980). Изучение отдельных компонентов песен, связанных с движениями, представлено в исследовании О. А. Пашиной «Календарно-песенный цикл у восточных славян» (1998). На сегодняшний день хороводно-игровая культура — уже угасающая, но реально существующая, а в ряде ареалов — живая или цветущая, развивающаяся фольклорная традиция. В материалах полевых экспедиций УИИЯЛ УрО РАН (начиная с 1993 г.) нами отмечается, что данная жанровая сфера повсеместно бытовала в своем «естественном» этнографическом контексте вплоть до конца 50-х — начала 60-х годов. В настоящее время некоторые хороводноигровые и плясовые песни звучат на народных праздниках, отмечаемых преимущественно пожилыми людьми. В ряде локальных традиций севера региона в силу особых этнокультурных условий (о чем пойдет речь далее), хороводно-игровые и плясовые песни активно бытовали вплоть до 90-х годов XX века, а отдельные образцы до сих пор являются атрибутом календарных и семейно-бытовых обрядов. Исследование русского фольклора региона в целом и издание полевых материалов проводилось А. Г. Татаринцевым (1977, 1990), Э. А. Тамаркиной (1971, 1985, 1995), Т. А. Шуклиной (1994, 1996, 1997, 1999). Особенности русского говора северной части Удмуртии отмечены В. Ф. Барашковым (1958, 1959). Из нотных публикаций имеется сборник И. К. Травиной «Русские народные песни родины П. Чайковского» (1978). В публикациях А. Г. Татаринцева и И. К. Травиной хороводно-игровые и плясовые песни занимают достойное место, тем не менее, специфика их бытования отражена не в полной мере. Все вышесказанное означает актуальность нашего исследования. Тема специфики и своеобразия хороводов и хороводных песен раскрыта недостаточно полно, однако в современном мире присутствует тенденция возвращения к традициям, повышенный интерес к фольклору. Исследование русского фольклора – шаг к изучению не только собственной культуры, но и истории. Цель работы – изучение особенностей хороводов и хороводных песен и их роли в современной культуре. Объект работы – хороводная культура русского народа. Предмет работы – характерные черты хороводных песен и танцев как части народной культуры. Цель, объект и предмет работы определили следующие задачи исследования: 1. Проследить историю возникновения хоровода как культурного явления; 2. Выделить характерные черты русского народного песенного творчества; 3. Выявить основные хороводные фигуры и песни; 4. Определить значение хороводной культуры для истории и современности. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, просмотр танцевальных элементов, работа с рисунками и схемами, синтез информации. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка литературы и приложений.