ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы деятельности руководителя следственно-го орга-на……………………………………………………………….………………...5 1.1. Правовой статус руководителя следственного орга-на………………….5 1.2. Полномочия руководителя следственного орга-на……………………..11 Глава 2. Анализ предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного орга-на………………………..15 2.1. Выявление нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного орга-на…………………………………………….15 2.2. Проблемы предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного орга-на…………………………………………………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………….36

деятельность руководителя следственного органа по предупреждению нарушений уголовно-процессуального законодательства

курсовая работа
Право
35 страниц
74% уникальность
2022 год
21 просмотров
Кондачкова В.
Эксперт по предмету «Юриспруденция»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы деятельности руководителя следственно-го орга-на……………………………………………………………….………………...5 1.1. Правовой статус руководителя следственного орга-на………………….5 1.2. Полномочия руководителя следственного орга-на……………………..11 Глава 2. Анализ предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного орга-на………………………..15 2.1. Выявление нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного орга-на…………………………………………….15 2.2. Проблемы предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного орга-на…………………………………………………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………….36
Читать дальше
Актуальность работы обусловлена тем, что Особое внимание к вопро-сам обеспечения законности на стадии предварительного расследования обу-словлено тем, что именно для данной стадии уголовного процесса характер-ны большой объем следственных действий, длительные сроки, что приводит к значительному количеству нарушений закона, а нередко и к ограничению конституционных прав и свобод граждан. Традиционно в российском судопроизводстве именно роль прокурора была главенствующей в обеспечении законности при производстве предва-рительного следствия. Однако вследствие уголовно-процессуальной рефор-мы 2007-2013 гг. значительно возросло влияние процессуальной деятельно-сти руководителя следственного органа на обеспечение законности как стержневого элемента процессуальной деятельности подчиненных ему следо-вателей при производстве предварительного следствия. В то же время стоит заметить, что независимо от субъекта, который ее обеспечивает: прокурор или руководитель следственного органа, обеспече-ние законности подразумевает адекватный контроль за соблюдением требо-ваний, установленных уголовно-процессуальным законом, своевременное пресечение незаконных действий (бездействия) следователя, что обеспечива-ется комплексом уголовно-процессуальных и управленческих полномочий, в рассматриваемом нами случае - полномочий руководителя следственного органа. Объектом исследования является уголовно-процессуальное законода-тельство. Предметом исследования выступает деятельность руководителя след-ственного органа по предупреждению нарушений уголовно-процессуального законодательства.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Краснодаре , зайдите на Work5.


Целью работы является анализ деятельности руководителя следственно-го органа по предупреждению нарушений уголовно-процессуального зако-нодательства. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: 1. раскрыть правовой статус руководителя следственного органа; 2. рассмотреть полномочия руководителя следственного органа; 3. представить выявление нарушений уголовно-процессуального зако-нодательства руководителем следственного органа; 4. проанализировать проблемы предупреждения нарушений уголовно-процессуального законодательства руководителем следственного органа. Методы работы – анализ, сравнение, дедукция. Структура работы состоит из введения, основной части и заключения.

Читать дальше
Изучение юридической научной литературы и правоприменительной деятельности позволило нам выделить две группы ключевых проблем в про-цессуальной деятельности руководителя следственного органа по обеспече-нию законности при производстве предварительного следствия: • первую группу образует непосредственно сложившийся «конфликт полномочий» руководителя следственного органа с прокурором, для разре-шения которого в данный момент еще не создано стабильного правового и процессуального механизма, но к этому стремятся как ученые, так и практи-кующие юристы; • вторую группу составляют особенности организации процессуальной деятельности руководителя следственного органа по: а) установлению нару-шения закона в деятельности следователя; б) контролю за соблюдением уста-новленных сроков предварительного следствия; в) участию в рассмотрении жалоб на незаконные действия (бездействие) и решения следователя. В связи с перераспределением ряда контрольнонадзорных полномочий и созданием «положительного баланса» компетенции руководителя след-ственного органа над компетенцией прокурора как участника досудебного производства по уголовному делу можно сделать вывод о том, что это по-влекло возникновение своеобразного «конфликта полномочий», о существо-вании которого в большей степени говорят в научной среде. Выражается он, на наш взгляд, в следующем. Роль прокурора в осуществлении надзора за расследованием уголовных дел после внесения изменений в УПК РФ (2007-2013 гг.) заключается сегодня в том, что в отношении одной из его форм - дознания он по-прежнему располагает, по сути, возможностями направления расследования, тогда как предварительное следствие стало осуществляться, в определенной степени, независимо от реализации прокурором властных полномочий, в силу сложившейся тенденции усиления процессуального кон-троля, осуществляемого руководителем следственного органа. Последствия появившегося «конфликта» привели к следующему. Кроме разного подхода к оценке статистических данных о результатах следственной работы, к сожалению, в современный период сложилась и определенная практика «противостояния» следственных органов и прокура-туры. При этом в ряде случаев оно становится предметом судебного разби-рательства. Так, по одному из изученных нами уголовных дел установлен факт привлечения заместителя руководителя следственного органа к админи-стративной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыпол-нение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмот-ренных федеральным законом, выразившееся в непредставлении запрашива-емых материалов проверок. Стоит отметить, что «конфликт полномочий» появился вполне законо-мерно, однако подобные примеры показывают его неразрешенность до настоящего времени, что препятствует как эффективной организации работы следователей, так и взаимодействию между главными участниками уголовно-го судопроизводства со стороны обвинения. Создает он затруднения и для реализации принципа законности, и, соответственно, обеспечения законности в досудебном производстве, поскольку отсутствие должного межведомствен-ного взаимодействия не позволяет единообразно подходить к оценке каче-ства расследования по уголовному делу. В этой связи с целью повышения качества предварительного следствия, а следовательно, минимизации допускаемых нарушений закона в органах предварительного следствия издаются ведомственные приказы, в которых определяется значительный объем действий, направленных на выявление, предупреждение и своевременное устранение нарушений закона в процессу-альной деятельности следователей и руководителей следственных органов. Таким образом, статистика и ведомственное нормотворчество подтвер-ждают обоюдное намерение превратить «конфликт полномочий» в деятель-ность прокуроров и руководителей следственных органов по повышению качества расследования, что, в свою очередь, призвано способствовать за-щищенности прав и законных интересов участников уголовного судопроиз-водства. Вторую группу проблем обеспечения законности при производстве предварительного следствия составляют, на наш взгляд, следующие особен-ности организации процессуального контроля руководителя следственного органа: 1. Установление руководителем следственного органа вида нарушения уголовно-процессуального закона, допущенного подчиненными следовате-лями, руководителями нижестоящих следственных органов (оно реализуется через отдельные контрольно-согласительные полномочия, в частности, через проверку материалов уголовных дел, а также через некоторые властно-распорядительные полномочия - дачу указаний следователю). В контексте рассматриваемой проблемы следует выделить две часто встречающиеся ситуации: 1) нарушения, допускаемые при производстве следственного действия (несоблюдение процессуального порядка); 2) нару-шения, допускаемые при составлении процессуального документа (в основ-ном технического порядка). Следует обратить внимание на то, что обеспечение руководителем след-ственного органа законности в досудебном производстве достигается по-средством реализации одного из главных властно-распорядительных полно-мочий, такого как дача указаний, которое представляет собой не только форму процессуального контроля, но и форму выражения отношений слу-жебной подчиненности. Однако в практической деятельности данное полно-мочие реализуется крайне неэффективно: так, только в 29,5% изученных нами уголовных дел имелись указания руководителя следственного органа. Другим аспектом рассматриваемой проблемы, находящейся в детерми-нированной связи с дачей указаний, является выявленная при анкетировании практических работников (следователей и руководителей следственных ор-ганов) тенденция того, что руководители следственных органов изучают уголовные дела только в связи с принятием следователем важного процессу-ального решения, из чего можно сделать вывод, что до этого направление расследованию задает исключительно следователь. Пассивная роль руково-дителя следственного органа в данном случае может быть объяснена отчасти и излишней уверенностью в том, что допущенные нарушения будут исправ-лены на последующих стадиях процесса, а также отсутствием мотивации по повышению качества расследования. Далее, одним из направлений процессуальной деятельности руководите-ля следственного органа по обеспечению законности при производстве пред-варительного следствия является, на наш взгляд, его возможное участие в проверке и оценке доказательств, которое на данный момент не предусмот-рено в положениях ст. ст. 87-88 УПК РФ, но фактически имеет место при осуществлении руководителем следственного органа контрольных полномо-чий, особенно при проверке материалов уголовных дел, предмет которой должно образовывать, в том числе, изучение соответствия имеющихся дока-зательств критериям относимости, допустимости, достоверности и в совокуп-ности - достаточности. Разделяя в целом предложения о необходимости законодательного за-крепления за руководителем следственного органа права на признания дока-зательств недопустимыми, полагаем возможным внести в уголовно-процессуальный закон уточнение следующего содержания: по нашему мне-нию, ч. 3 ст. 88 УПК РФ должна предоставлять соответствующие полномо-чия наряду с прокурором, следователем и судом, руководителю следствен-ного органа. Такое решение может приниматься руководителем следственно-го органа как по собственной инициативе (например, по результатам рас-смотрения ходатайств, изучения материалов уголовного дела), так и в связи с поступлением ходатайства от участников уголовного процесса или рапорта от следователя. Необходимость включения руководителя в круг субъектов, наделенных таким правом, обусловлена, на наш взгляд, тем, что следователь и дознаватель, как лица, собирающие доказательства, их допустимость оце-нивают не всегда верно, тем более что значительная доля нарушений при производстве предварительного следствия допускается именно ими. Таким образом, в настоящее время у двух из четырех уполномоченных субъектов уголовно-процессуальной деятельности отсутствует мотивация и заинтересо-ванность в реализации этого полномочия. В частности, по результатам анке-тирования 83% опрошенных следователей сообщили, что предварительно согласовывают процессуальное решение о признании доказательства недо-пустимым с руководителем следственного органа. 2. Другим направлением процессуальной деятельности руководителя следственного органа по обеспечению законности в процессуальной деятель-ности подчиненных следователей, а также повышению эффективности пред-варительного следствия является процессуальный контроль за соблюдением установленных сроков предварительного следствия. В целом возможности процессуального контроля за соблюдением про-цессуального срока расследования у руководителей следственных органов имеются и изменять их нет необходимости, несмотря на высказываемые в науке уголовного процесса предложения об этом. Поэтому, по нашему мне-нию, следует в большей степени оптимизировать это направление деятельно-сти руководителя следственного органа через комплекс управленческих ме-роприятий: еженедельная проверка материалов уголовных дел, по которым срок следствия был продлен, с обязательным заслушиванием следователя; взаимодействие с учреждениями судебной экспертизы и иными подразделе-ниями, от работы которых зависит соблюдение процессуальных сроков; личный контроль каждого уголовного дела, следствие по которому продле-валось. 3. Участие руководителя следственного органа в рассмотрении жалоб на незаконные действия (бездействие) и решения следователя в порядке ст. 125 УПК РФ. В этой связи в рамках обеспечения законности на предварительном следствии было бы уместно оптимизировать участие руководителя след-ственного органа в рассмотрении таких жалоб через возложение на него обя-занности подготовки приобщаемого к материалам судебного производства письменного отзыва на жалобу, а также обязательного участия в заседании, на котором рассматривается жалоба, если она связана с нарушением консти-туционных прав и свобод заявителя, ограничение которых допускается толь-ко по судебному решению. На фоне обозначившейся за последние годы тенденции роста жалоб ста-новится понятным, что следственная деятельность и контроль за ее законно-стью еще далеки от совершенства. При этом руководитель следственного ор-гана как лицо, отчасти ответственное за качество расследования, может спо-собствовать снижению количества жалоб, поступающих в прокуратуру и суд, если будет обеспечивать их первичное быстрое и правильное рассмот-рение.
Читать дальше
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях: федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // СПС КонсультантПлюс 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: феде-ральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) // СПС КонсультантПлюс 3. Барыгина А. А. Доказывание в уголовном процессе. Оценка от-дельных видов доказательств. Учебное пособие для вузов / А.А. Барыгина. — М.: Юрайт, 2019. - 277 с. 4. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах. Учебное пособие / Б.Т. Безлепкин. — М.: Проспект, 2020. - 304 с. 5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодек-су Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп / Б.Т. Без-лепкин. М.: Проспект, 2017. - 608 с. 6. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Безлепкин. М.: Проспект, 2018. - 304 с. 7. Божьев В. П.,Гаврилов Б. Я. Уголовный процесс. Учебник для академического бакалавриата / В.П. Божьев, Б.Я. Гаврилов. — М.: Юрайт, 2019. - 490 с. 8. Головко Л. В. Курс уголовного процесса / Л.В. Головко. — М.: Статут, 2017. - 1280 с. 9. Гриненко А. В. Уголовный процесс. Учебник и практикум / А.В. Гриненко. — М.: Юрайт, 2020. - 308 с. 10. Зуев Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций / Ю.Г. Зуев. Москва: Проспект, 2018. - 168 с. 11. Манова Н. С., Францифоров Ю. В. Уголовный процесс. Учебное пособие / Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров. — М.: Юрайт, 2020. - 244 с. 12. Основы уголовного судопроизводства: учебник для бакалавров / М.В. Бубчикова, В.А. Давыдов, В.В. Ершов и др.; под ред. В.А. Давыдова, В.В. Ершова. М.: РГУП, 2017. - 444 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль руководителя в процессе инноваций на примере компании АО «Тинькофф Банк»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
реферат
Применение методов численного моделирования для решения инженерных задач нефтегазового комплекса
Количество страниц:
15
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Механика
реферат
Символизм. Манифест символистов
Количество страниц:
13
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литературоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image