Таким образом, по итогам рассмотрения темы, можно сделать следующие выводы:
Выход на внешний рынок – это решение компании об организации продажи своих товаров и услуг за пределами национального рынка сбыта. Современный мир стремительно меняется: рост глобализации, интернационализация торговли, совершенствование транспортной инфраструктуры – все это способствует открытию границ и развитию международной торговли. В таких условиях все большее число копаний принимает решение о необходимости выхода на внешние рынки сбыта. На сегодняшний день к числу основных мотивов выхода компании на внешний рынок эксперты относят: Высокую рыночную конкуренцию; Потребности в расширении деятельности фирмы; Неблагоприятную для бизнеса государственную политику, экономическую и социальную обстановку в стране базирования; Стремление к установлению контактов с зарубежными компаниями и получению доступа к передовым технологиям; Потребность в получении возможностей для маневра ресурсов и ослабления зависимости от конъюнктуры внутреннего рынка; Желание получить льготы при участии в проектах содействия международным связям и пр.
Вне зависимости от причины, компания, принимая решение о выходе на внешний рынок, должна отыскать обоснованные ответы на целый ряд вопросов. Прежде всего, необходимо понять, стоит ли вообще выходить за пределы национального рынка сбыта, если да – то с какой целью (целями). Не менее важно проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, определить те возможности и угрозы, которые она в себе несет. Наконец, компании следует четко определить, на рынок какой страны она собирается выходить, какую стратегию при этом она будет использовать, как эффективно ее реализовать и пр.
В настоящее время происходит постепенное стирание национальных границ рынка. При этом существует довольно много различных способов того, как компания может выйти на внешний рынок. Основными из них считаются: Прямой метод выхода на внешний рынок; Косвенный метод выхода на внешний рынок; Смешанный метод выхода на внешний рынок. Каждый из них имеет свои особенности.
Прямой метод предполагает заключение сделки напрямую с иностранным покупателем экспортируемой продукции либо и иностранным продавцом импортных товаров. В данном случае одна из сторон сделки играет роль продавца, другая – роль покупателя. Исключение составляют бартерные сделки, при которых каждая из сторон в одно и то же время является и покупателем, и продавцом. Прямой метод выхода на внешний рынок чаще всего используется в сфере государственных продаж и закупок, а также при экспорте стандартного оборудования через заграничные филиалы, продаже и закупке промсырья на основе долгосрочных контактов и при покупке сельхоз материалов у фермеров. Косвенный метод выхода на внешний рынок характеризуется вовлечение независимых рыночных посредников в процесс купли-продажи товаров, отправляемых на экспорт. В этом случае каналы сбыта расширяются, а число контрагентов увеличивается. Практика показывает, что привлечение опытных посредников при прочих равных условиях способствует росту эффективности осуществления внешнеторговых операций. Обычно косвенный метод выхода на внешний рынок используется в сфере сбыта потребительских товаров, стандартного промышленного оборудования и второстепенной продукции. Часто к его использованию прибегают при отсутствии собственной сбытовой сети и продвижении новых товаров, а также в случаях монополизации торговли крупными торгово-посредническими компаниями. Смешанный метод выхода на внешний рынок опосредован синтезом двух вышеописанных методик. В этом случае часть продукции, поставляемой на внешний рынок, может реализовываться напрямую покупателям, а часть – продвигаться через рыночных посредников.
Так или иначе, способ выхода на внешний рынок каждая компания определяет для себя самостоятельно, отталкиваясь, прежде всего, от целей, перед ней стоящих, специфики реализуемой продукции, наличия достаточной и достоверной информации, а также уровня профессионализма кадров.
На сегодняшний день в системе маркетинга принято выделять три основных стратегии выхода компании на внешний рынок. В рамках экспортной деятельности производство товаров и услуг осуществляется преимущественно на внутреннем рынке компании в то время, как сама продукция реализуется на целевом внешнем рынке. Экспорт может быть прямым, косвенным и совместным. Основным преимуществом экспортной деятельности считается минимизация рисков и затрат, которые несет компания при реализации подобного способа выхода на внешний рынок. Ее основным недостатком выступает низкий уровень контроля посредников в целевой стране. В основе посредничества лежит не полное владение компанией, ведущей свою деятельность на зарубежном рынке, при условии разделения с ней определенной степени ответственности и контроля. Основными направлениями подобного сотрудничества выступают франчайзинг, лицензирование, совместное предприятие или контрактное производство. Основным преимуществом реализации данной стратегии выступает возможность получения доступа к определенным знаниям и технологиям рынка, главный ее недостаток – высокая стоимость и риск конфликтов. Иерархическое построение бизнеса опирается на осуществление полного контроля бизнеса на целевом внешнем рынке, т.е. полное владение компанией в целевой стране.