Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью 5
1.1. Понятие универсальные учебные действия 5
1.2. Методы и формы внеурочной деятельности по изобразительному искусству 8
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью 16
2.1. Организация, методы и результаты исследования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 16
2.2. Рекомендации педагогам по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях изодеятельностью 22
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Заключение
Таким образом, в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе организацию этого процесса. Универсальные учебные действия – способность младшего школьника самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся младшего школьного возраста возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно–смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение младшими школьниками всех компонентов учебной деятельности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование универсальных учебных действий является важной составляющей фундаментального ядра образования, поэтому все учебные предметы, в том числе и предметы художественно-эстетического цикла, строятся как система целенаправленно организованной учебной деятельности. В процессе этой деятельности учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Специфика организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству в общеобразовательной школе должна основываться на обогащении содержания для увлечения школьников и разнообразия их деятельности. Успешность в работе во многом зависит от хорошей организации занятий, обеспечивая необходимым материалом и оборудованием, увлечённости учителя, от чёткого планирования и регулярности занятий. В ходе планирования работы следует учитывать количество участников, тематическое планирование и сложность заданий, количество часов, организацию итоговых выставок и методику проведения занятий. Перед началом каждого занятия желательно тщательно подготовить всё необходимое. Следует добиваться того, чтобы внеклассные мероприятия по изобразительному искусству осуществлялись в обстановке, приближенной к художественной школе, это способствует формированию интереса к изобразительному искусству и развитию творческих способностей.
Относительно предмета изобразительная деятельность предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета, а метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.
Предложенная программы по формированию УУД на занятиях по изодеятельности будет способствовать повышению у младших школьников предметных УУД, выражать свои мысли, участвовать в коллективной творческой деятельности.
Читать дальше
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Текст] – [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: http: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения 6.04.2022)
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 151 с.
3. Василенко, Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов: Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – М.: Грамотей, 2013. – 32 с.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
5. Горбачева, Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие / Т.А. Горбачева // Классный руководитель. – 2016. – № 6. – С.5–56.
6. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07619-6. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452459 (дата обращения: 6.04.2022).
7. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – №3. – С. 5–66.
8. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 395 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09311-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/438979 (дата обращения: 6.04.2022).
9. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей : учебное пособие / В. И. Петрушин. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 173 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-10523-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/430715 (дата обращения: 6.04.2022).
10. Петров, Н.Е. О преподавании изобразительного искусства / Н.Е. Петров // Начальная школа, 2017.№ 1. С.5-37.
11. Пакша, Л.М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства / Л.М. Пакша // Начальная школа, 2016 № 10. С. 3-53.
12. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе / Н.Н. Ростовцев– М.: Просвещение, 2016. – 253 с.
13. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов. – Псков, 2015. – 253 с.
14. Смирнов, С. А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии высших и средних учебю завед / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шляпов. – Москва: Академия – 2016 – 512 с.
15. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования: учебник / А. В. Федотова. – Москва: Просвещение, 2015. – 163 с.
16. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство в начальных классах / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2015. –130 с.
Читать дальше