Скоро сдавать и нужно заказать курсовую в Кемерово ? Поможет Work5.
Антонова, Ф.В. Василюк, М.В. Ермолаева, П.В. Кондратьев). В период кризиса напряженность в обществе проявляется в массовых явлениях как реакция на имеющиеся противоречия. Личностный же кризис проявляется в столкновении индивида и среды, где их столкновение может происходить в реальности или болезненном воображении. Становление личности подчиняется своим законам развития, обусловленным как условиями среды, так и внутренними причинами, в том числе возрастом и индивидуальными особенностями. В науке известны кризисы различных возрастных этапов, среди которых наиболее изученными являются кризисы перехода от детства к взрослой жизни, а также от активной трудовой роли к социальной зависимости в старости. При этом часто встречается и проявляется кризис середины жизни, во время которого беспричинно появляются отличительные признаки в виде утраты жизненных ориентиров, несоответствия ценностей личности существующим задачам, ощущением безысходности, снижении самооценки, оценке ситуации как безвыходной. Хорошо изучены личностные кризисы в возрастной психологии (М.В. Ермолаева, П.В. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.). В этих теориях личностные кризисы связывают с возрастом и сопутствующими ему обстоятельствами. Особое место в преодолении личностных кризисов занимают теории самопознания личности (Е.П. Белинская, Б.В. Кайгородова, К. Роджерс и др.), идентичности личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.В. Столин и др). В этих теориях исследуются различные аспекты, актуальные для научного обоснования теории и практики процессов самопознания личности и его качественных изменений в зрелом возрасте. Значительный вклад в разработку проблемы самопознания внесли крупные отечественные психологи и педагоги П.П. Блонский, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др. Личностные кризисы и роль самопознания в их преодолении рассматривалась как «пусковой момент» для самопознания, где осознается драматичность собственного бытия (Л.И. Бершедова, Ф. Е. Василюк, Л. В. Куликов и др.) [11]. Кризис середины жизни изучен намного меньше, чем детские и подростковые кризисы. Важно понимать, что последствия проживания кризиса середины жизни часто разрушительны: статистически доказано, что в этот период происходит наибольшее количество разводов, неврозов, профессиональных крахов, алкоголизма и даже суицидов. Психологического сопровождения в этот период практически нет. Развитие личности в среднем возрасте - одна из самых сложных и недостаточно исследованных областей. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В связи с этим возрастает важность глубокого понимания особенностей самопознания и самоактуализации в период кризиса среднего возраста, влияющих на конструктивность его проживания через процесс саморазвития. Теоретическая актуальность заключается в обзоре психологической литературы по проблеме исследования. Практическая актуальность: работа будет полезна специалистам, работающим с людьми среднего возраста. Объект: кризис середины жизни. Так как самопознание является частью самосознания, то предметом нашего исследования будут особенности самосознания в период кризиса середины жизни. Цель: теоретически обосновать и эмпирически выявить особенности самосознания в период кризиса середины жизни. Задачи исследования: 1. Изучить психологическую литературу по проблеме кризиса середины жизни, как ресурса к познанию себя; 2. Провести исследование особенностей самосознния в период кризиса середины жизни; 3. Проанализировать полученные результаты Гипотеза исследования: существуют особенности самосознания у лиц, проживающих кризис середины жизни. Описание выборки. В исследовании приняли участие 10 человек (5 мужчин и 5 женщин) 35-45 лет. Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования. Применялись психодиагностические методики: опросник «Симптомы нормативного кризиса» (И.А. Шляпникова), опросник "Что значит познать себя?" (по А. И. Красило), опросник исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев).