?>
Введение 3 Глава 1 Теоретические предпосылки исследования кризиса середины жизни, как ресурса к познанию себя 6 1.1 Понятие кризиса середины жизни 6 1.2 Особенности самопознания в период кризиса середины жизни 15 Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей кризиса середины жизни, как ресурса к познанию себя 23 2.1 Программа и методики эмпирического исследования 23 3.2 Описание и анализ полученных данных 33 Заключение 39 Список литературы 41 Приложение 43

Кризис середины жизни, как ресурс к познанию себя

дипломная работа
Психология
42 страниц
79% уникальность
2022 год
30 просмотров
Плеханов Г.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические предпосылки исследования кризиса середины жизни, как ресурса к познанию себя 6 1.1 Понятие кризиса середины жизни 6 1.2 Особенности самопознания в период кризиса середины жизни 15 Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей кризиса середины жизни, как ресурса к познанию себя 23 2.1 Программа и методики эмпирического исследования 23 3.2 Описание и анализ полученных данных 33 Заключение 39 Список литературы 41 Приложение 43
Читать дальше
Актуальность. Современное российское общество предъявляет повышенные требования к личности, к самоотдаче, к личностной самореализации на всех этапах индивидуального развития, а также часто меняет жизненные планы. Нестабильность и изменчивость в социуме и экономике закономерно проявляется в существовании кризисных периодов в обществе, которые требуют безотлагательной реакции и пересмотра сложившихся устоев. Нередко в такие периоды приходится заниматься поиском новых рискованных решений поставленных задач и требований. Кризисные периоды создают условия повышенной трудности как для социума, так и для индивидов (Н.В.


Скоро сдавать и нужно заказать курсовую в Кемерово ? Поможет Work5.


Антонова, Ф.В. Василюк, М.В. Ермолаева, П.В. Кондратьев). В период кризиса напряженность в обществе проявляется в массовых явлениях как реакция на имеющиеся противоречия. Личностный же кризис проявляется в столкновении индивида и среды, где их столкновение может происходить в реальности или болезненном воображении. Становление личности подчиняется своим законам развития, обусловленным как условиями среды, так и внутренними причинами, в том числе возрастом и индивидуальными особенностями. В науке известны кризисы различных возрастных этапов, среди которых наиболее изученными являются кризисы перехода от детства к взрослой жизни, а также от активной трудовой роли к социальной зависимости в старости. При этом часто встречается и проявляется кризис середины жизни, во время которого беспричинно появляются отличительные признаки в виде утраты жизненных ориентиров, несоответствия ценностей личности существующим задачам, ощущением безысходности, снижении самооценки, оценке ситуации как безвыходной. Хорошо изучены личностные кризисы в возрастной психологии (М.В. Ермолаева, П.В. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.). В этих теориях личностные кризисы связывают с возрастом и сопутствующими ему обстоятельствами. Особое место в преодолении личностных кризисов занимают теории самопознания личности (Е.П. Белинская, Б.В. Кайгородова, К. Роджерс и др.), идентичности личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.В. Столин и др). В этих теориях исследуются различные аспекты, актуальные для научного обоснования теории и практики процессов самопознания личности и его качественных изменений в зрелом возрасте. Значительный вклад в разработку проблемы самопознания внесли крупные отечественные психологи и педагоги П.П. Блонский, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др. Личностные кризисы и роль самопознания в их преодолении рассматривалась как «пусковой момент» для самопознания, где осознается драматичность собственного бытия (Л.И. Бершедова, Ф. Е. Василюк, Л. В. Куликов и др.) [11]. Кризис середины жизни изучен намного меньше, чем детские и подростковые кризисы. Важно понимать, что последствия проживания кризиса середины жизни часто разрушительны: статистически доказано, что в этот период происходит наибольшее количество разводов, неврозов, профессиональных крахов, алкоголизма и даже суицидов. Психологического сопровождения в этот период практически нет. Развитие личности в среднем возрасте - одна из самых сложных и недостаточно исследованных областей. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В связи с этим возрастает важность глубокого понимания особенностей самопознания и самоактуализации в период кризиса среднего возраста, влияющих на конструктивность его проживания через процесс саморазвития. Теоретическая актуальность заключается в обзоре психологической литературы по проблеме исследования. Практическая актуальность: работа будет полезна специалистам, работающим с людьми среднего возраста. Объект: кризис середины жизни. Так как самопознание является частью самосознания, то предметом нашего исследования будут особенности самосознания в период кризиса середины жизни. Цель: теоретически обосновать и эмпирически выявить особенности самосознания в период кризиса середины жизни. Задачи исследования: 1. Изучить психологическую литературу по проблеме кризиса середины жизни, как ресурса к познанию себя; 2. Провести исследование особенностей самосознния в период кризиса середины жизни; 3. Проанализировать полученные результаты Гипотеза исследования: существуют особенности самосознания у лиц, проживающих кризис середины жизни. Описание выборки. В исследовании приняли участие 10 человек (5 мужчин и 5 женщин) 35-45 лет. Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования. Применялись психодиагностические методики: опросник «Симптомы нормативного кризиса» (И.А. Шляпникова), опросник "Что значит познать себя?" (по А. И. Красило), опросник исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев).

Читать дальше
Современная действительность предъявляет повышенные требования к личности, к самоотдаче, к личностной самореализации на всех этапах индивидуального развития. Кризисные периоды ставят сложные задачи как для общества, так и для индивидов. Личностный кризис проявляется в столкновении индивида и среды, где их столкновение может происходить в реальности или болезненном воображении. В науке известны кризисы различных возрастных этапов, среди которых наиболее изученными являются кризисы перехода от детства к взрослой жизни, а также от активной трудовой роли к социальной зависимости в старости. Кризис середины жизни встречается также часто. В этот период человек переживает утрату жизненных ориентиров, несоответствие потребностей и возможностей для их удовлетворения, ощущение безысходности, снижение самооценки. Личностные кризисы и роль самопознания в их преодолении рассматривалась как «пусковой момент» для самопознания, где осознается драматичность собственного бытия. Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей самосознания в период кризиса середины жизни. Мы выяснили, что кризис середины жизни возникает в период от 35 до 40-45 лет и характеризуется внутренними конфликтами, переоценкой смыслов, пониженным эмоциональным фоном. Вместе с тем, кризис середины жизни является пусковым механизмом развития личности индивида, его способности к самопознанию. Самопознание – это процесс, с помощью которого человек получает знания о себе в виде представлений, ощущений, эмоций. Развитие знаний о самом себе, рефлексия в период кризиса средних лет может помочь человеку прожить это время с пользой для развития личности. В эмпирическом исследовании приняли участие 10 человек (5 мужчин и 5 женщин) в возрасте 35-45 лет. Мы выявили, что большинство респондентов наблюдают у себя среднюю и высокую степень выраженности симптомов кризиса (7 человек). Эти люди чувствуют состояние опустошенности, снижение настроения, усталость, внутренние переживания, раздражительность, конфликты с окружающими. У 3 человек наблюдается низкий уровень выраженности симптомов кризисного состояния. В группе с высокой (средней) степенью выраженности симптомов кризиса и с низкой мы сравнили способность к самопознанию. В результате сравнения мы определили, что люди с высокой и средней выраженностью симптомов кризиса более склонны к самопознанию, чем люди с низкой выраженностью симптомов. В результате корреляционного анализа мы обнаружили значимые взаимосвязи между показателями самоотношения и выраженностью симптомов кризиса. Гипотеза нашла свое подтверждение. Мы выявили особенности и взаимосвязи самосознания в период кризиса середины жизни. Кризис середины жизни будет легче проживать и сможет самостоятельно с ним справиться человек, который обладает высоким уровнем самосознания, самопринятия, саморуководства, самопринятия.
Читать дальше
1. Байлук В.В. Самопознание и саморазвитие личности в их взаимосвязи : монография / В. В. Байлук . - Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Екатеринбургская академия современного искусства" (институт) (МБОУ ВО ЕАСИ). - Екатеринбург : Екатеринбургская акад. современного искусства, 2019. - 134 с. 2. Байлук В.В. О природе самопознания / В.В. Байлук. - Педагогическое образование в России, 2018. - № 5. – с. 48-57. 3. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход / Б. С. Братусь. - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Факультет психологии. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Никея, 2019. - 907 с. 4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. / С.Ю. Головин. - Минск. Харвест, 1998. – 554 с. 5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. - М., 2002. - 256 с. 6. Марова В.А. Проблема кризиса среднего возраста в психологии / В.А. Марова. - Вопросы науки и образования, 2018. - №27 (39). – с. 35-41. 7. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития / С.А. Минюрова. - М., 2016. - 316 с. 8. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. 9. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С.Немов. - М.:Гуманитарные издание центр ВАДОС, 2007. - 560 с. 10. Полтавский C.B. Кризис середины жизни как объект самопознания / С.В. Полтавский. - Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2007. - № 3 (47). - С. 182-186. 11. Серякова С.Б. Факторы кризиса середины жизни у педагогов дополнительного образования / С.Б. Серякова, Ю.Д. Шмагина. - Ярославский педагогический вестник, 2015. - № 5. - С. 46-49. 12. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с. 13. Шляпникова И.А. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости / И.А. Шляпникова. – ЮУрГГПУ, 2009. - № 4. – с. 185-192. 14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Пер. с англ. М: Прогресс, 1996. - 344 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
КАРТИНА Н.Я. ЯРОШЕНКО «КОЧЕГАР» И ОБРАЗ «ГЛУХАРЯ» В РАССКАЗЕ В.М. ГАРШИНА «ХУДОЖНИКИ»: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Количество страниц:
25
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Контроль в управлении бизнес процессами
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Влияние и роль рекламы в гостиничном бизнесе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image