ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6 1.1 Познавательная активность: понятие, структура, компоненты 6 1.2 Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3 Современные технологии развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 13 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ 17 2.1 Описание разработанной методики развития познавательного интереса 17 2.2 Интеграция интерактивных методов в традиционный процесс обучения дошкольников 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Оригинальность второй главы не правилась, вторая глава – работа клиента – просили оставить без изменений.

курсовая работа
Педагогика
38 страниц
76% уникальность
2022 год
29 просмотров
Кривоспицкий А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6 1.1 Познавательная активность: понятие, структура, компоненты 6 1.2 Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 11 1.3 Современные технологии развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 13 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ 17 2.1 Описание разработанной методики развития познавательного интереса 17 2.2 Интеграция интерактивных методов в традиционный процесс обучения дошкольников 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Читать дальше
Актуальность исследования определена тем, что познавательный интерес является основой успешности любой деятельности человека. Познавательный интерес является мотивом к осмыслению дошкольником законов окружающего мира. Ребенок проявляет стремление к изучению нового, углубляет свои знания. С точки зрения теории воспитания, познавательный интерес является основой формирования настойчивости, целеустремленности, умению доводить начатое дело до логического конца. К тому же успешное завершение дела всегда вызывает у детей эмоциональное отношение: переживание успеха, радость, чувство гордости. В теоретической литературе доказан тот факт, что формирование познавательного интереса начинается в дошкольном возрасте, степень его сформированности является определяющим фактором успешности дальнейшей учебной деятельности ребенка. Формирование познавательной активности дошкольника является одной из наиболее изучаемой в теоретической и практической литературе, поскольку условие его формирования является важнейшим фактором успешной учебной деятельности дошкольника в будущем.


Многих интересует цена дипломной работы по экологии. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


Данный процесс способствует усвоению дошкольником социального опыта, усвоению новых знаний и становлению произвольного учения, дошкольник учится самостоятельно регулировать познавательные интересы. Проблеме формирования познавательного интереса уделяется внимание в трудах многих психологов, дидактов и практиков: Ф. Н. Гоноболин [8] считает, что познавательный интерес является стремлением человека обращать на что-то внимание и познавать какие-либо предметы и явления. Другие же исследователи рассматривают познавательный интерес, как «избирательное отношение личности к окружающему миру, к его объектам и явлениям» (Г. И. Щукина [44]), как мотив: А. Н. Леонтьев [25], Л. И. Божович [6], А.К. Маркова [30], а некоторые как отношение личности такие - М.И. Лисина [26], Л.С. Выготский [10], также определяют познавательный интерес в качестве важного средства обучения, например, как Г. И. Щукина [44], Э.А. Баранова [4]. Проблема формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста является на сегодняшний день актуальной. Поскольку в современном мире сложилась противоречивая ситуация, когда ребенок проявляет активный интерес к интерактивному общению и развлечения, складывается второе противоречие, поскольку в дошкольной образовательной организации обучение идет чаще всего с использованием наглядного материала: рисунков, картинок, книг и т.п. Таким образом, возникает проблема исследования: поиск современных технологий развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучить процесс формирования познавательного интереса через использование современных образовательных технологий. Объект исследования: процесс развития познавательного интереса. Предмет исследования: современные образовательные технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Исходя из целей исследования была сформулирована гипотеза исследования: уровень сформированности познавательного интереса у будет устойчивым и иметь тенденцию к росту, если учитель систематически и целенаправленно использует современные образовательные технологии. Задачи исследования: 1) на основе теоретической и методической литературы определить особенности познавательного интереса у дошкольников; 2) на основе теоретической и методической литературы определить понятие «современная образовательная технология»; 3) провести опытно-педагогическую работу по формироанию познавательного интереса у дошкольников; 4) проверить эффективность педагогической работы по развитию познавательного интереса у дошкольников; 4) дать методические рекомендации по теме исследования и наметить перспективы дальнейшего изучения проблемы. Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: - теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, классификация содержания исследований по проблеме; - эмпирического уровня: составление расписания, беседа с детьми, включенное наблюдение; метод экспертной оценки; статистические методы обработки результатов исследования. Методологической основой исследования являются: психологическая теория о ведущей роли деятельности в развитии психики человека (С. Л. Рубенштейн, А. Н. Леонтьев); теория познавательного интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н.Г. Морозова, Г. И. Щукина); теоретические положения о применении современных образовательных технологий в детском саду (Л. Н. Вахрушева, Р. Л. Березина). Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад №14 «Улыбка»г. Салехард, в подготовительной группе "Журавлик. В исследовании приняло участие 25 детей. Новизна исследования заключается в моделировании образовательного процесса по развитию познавательного интереса у дошкольников на основе сочетания интерактивных и классических инструментов обучения. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

Читать дальше
Развитие познавательного интереса является актуальной проблемы в современном образовательном процессе. В зависимости от содержания любое занятие в детском саду имеет возможности для развития познавательного интереса. В работе теоретическими обоснованием послужили выводы, сделанные в ходе анализа психолого-педагогической литературы. Положительное, эмоционально – окрашенное и избирательное отношение учащегося к предмету, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности и стремлении получать больше знаний, рассматривается в качестве познавательного интереса к различным направлениям и дисциплинам в окружающем мире. Познавательный интерес включает в себя три компонента, которые связаны между собой: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Развитие познавательных интересов дошкольников идет от эпизодического, ситуативного к действенному, устойчивому, глубокому, при условии специально организованного обучения. Для формирования интересов дошкольников необходимо создание определенных условий: - наличие у учащихся необходимого объема знаний о тех явлениях, предметах, интерес к которым формируется; - организация разнообразной, активной, самостоятельной деятельности старших дошкольников; - эмоционально – положительное отношение к предметам или видам деятельности. На базе практики в МБДОУ Детский сад №14 «Улыбка»г. Салехард, в подготовительной группе "Журавлик" было проведено исследование степени развития познавательного интереса у дошкольников. В исследовании приняли участие 25 человек. При первичном анализе уровня развития памяти методом изучения развития различных типов памяти было установлено, что 8% воспитанников обладают низким уровнем развития памяти (2 человека) и 20% - высоким уровнем развития (5 человек). Наибольшее количество воспитанников обладают средним развитием памяти (72%, то есть 18 человек), что свидетельствует о возможности выбора универсальных методов обучения при организации образовательного процесса. Однако в рамках данной методики было также отмечено, что невозможно выявить индивидуальные особенности, которые влияют на получение конкретного результата, отчего полученные результаты не следует считать исключительными, так как помимо индивидуальных психофизиологических характеристик на аспекты памяти также влияет и возрастной критерий. В связи с этим исследование было дополнено анализом познавательного интереса у воспитанников как одного из факторов развития процессов запоминания материала. Для решения проблемы развития познавательного интереса нами была спланирована и проведена экспериментальная работа. Данная работа включает в себя: реализацию педагогических условий через разработку и внедрение комплекс заданий интерактивных инструментов работы, таких как игра. Данный инструмент позволил сделать образовательный процесс для детей информационно емким, наглядным и доступным. А педагогу помог обеспечить формирование устойчивого интереса к изучаемому. В результате организации уроков с использованием интерактивных игр на контрольном этапе исследования была установлена положительная динамика изменений в процессах развития познавательного интереса, в том числе при исследовании развития различных типов поведенческих мотивов. Таким образом, задачи поставленные в начале исследования решены, гипотеза подтверждена.  
Читать дальше
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 811 с. 2. Аванесова, В. Н. Обучение в детском саду / В. Н. Аванесова. – Москва: Сфера, 2015. – 176 с. 3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы/Б.Г. Ананьев – М.: Педагогика, 1996. – 268 с. 4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников - СПб.: Речь, 2005 5. Беляев М. Ф. Психология интереса. – М.: Просвещение, 2014. – 259 с. 6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2009. – 231 с. 7. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с. 8. Вахрушева Л. Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: афтореферат канд. пед. Наук: 13.00.07. Москва., 1996. https://docplayer.ru/37512210-Vahrusheva-lyudmila-nikolaevna-usloviya-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-k-matematike-u-starpshh-doshkolnikov.html 9. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с. 10. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. – 1136 с. 11. Гоноболин Ф.Н. Внимание и воспитание. – М.: Психология и педагогика, 1999. – 200 с. 12. Гордон Л. А. Психологические основы воспитания интересов у школьников. – Киев: Рад. школа, 2000. – 114 с. 13. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с. 14. Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. [Текст] / Л. Данилова. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2009. - С.192. - (Школа раннего развития). 15. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова // Региональная научно-практическая конференция. Москва - Бирск, 2004. 16. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: «Академия», 2008. – 256 с. 17. Ильясов Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образоват. Учреждений /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. М.: Владос, 2004.- 344с. 18. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Электронный учебник. Составитель М. А. Габова. – Сыктывкар: КГПИ, 2014. // http://infokomitech.rkomi.ru/upload/infokomitech_2015_part2.pdf 19. Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. [Текст] / В.А. Кайе. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. 20. Ковальчук Я.Н. Индивидуальный подход воспитанию ребенка [Текст] / Я.Н. Ковальчук. - М.: Наука, 2001. - 198 с. 21. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М.,2005. 22. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995. - с. 156-159. 23. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – Санкт-Петербург Питер, 2015. – 940 с. 24. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980. 25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2011. – 786 c 26. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. [Текст] /М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - С. 21. 27. Маневцова Л. М. О развитии познавательного интереса детей. – Санкт – Петербург.: Академия, 2005. – 160 с. 28. Матюшкин А. И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с. 29. Митченко М. М. Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации. Информатика и образование. 2015. № 11. С. 20. 30. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А.К. Маркова, АЛ. Лидере, ЕЛ. Яковлева. - Петрозаводск: Мир, 2002. - 187 с. 31. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. [Текст] /Е.А. Мартынова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 333 с. 32. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. [Текст] / М.Д. Маханева, О.Л. Князева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. 33. Мясищев В.Н. О потребностях как отношении человека // Ученые записки ЛГ. – Философские науки. 2014. No16. С.32-39. 34. Образовательные технологии как средство формирования УУД. СПб. : АППО. 2015. – 56 с. 35. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. - М.: Новая школа, 1993. 36. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: АРКТИ, 2017. – 234 с. 37. Рубейнштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение, 1983. – 205 с. 38. Селезенева М. А., Третьякова Н. И. Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения. [Текст] // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 348-352. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76545.htm. 39. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 432 с. 40. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: дис. канд. пед. наук. Омск, 2007. 41. Уразова А.Р. Модель педагогического сопровождения социально- личностного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. 42. Шишова А.В. Формирование здоровья детей 7-11 лет и дифференцированная система их медико-педагогического сопровождения при различных программах обучения: Автореферат дис. докт. мед. наук: 14.01.08, Иваново, 2010. - 51 с. 43. Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников. [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. 44. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с. 45. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1990. – 256 с. 46. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с. 47. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е.Г. Юдина. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Злоупотребление правом, понятия, признаки, отличия от правонарушения, виды, юридические последствия
Количество страниц:
27
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История государства и права
курсовая работа
Понятие и виды юридических фактов в Гражданском праве
Количество страниц:
30
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Совершенствование организации комплексного благоустройства скверов города Москвы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image