В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Определено, что Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.
Отчетность ФНБ ограничена и не позволяет сделать объективные выводы о качестве управления его средствами. Доступная в открытых источниках отчетность в части поступлений и выбытий средств ФНБ не дает объективно оценить эффективность размещения средств. Необходима оценка параметров всех финансовых операций. Отсутствует методологический документ по оценке инвестиций нерыночных (неликвидных) активов. Не определены критерии отбора новых проектов, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств ФНБ.
ФНБ — это запас денег, который формируется от нефтегазовых доходов и инвестируется в финансовые активы и валюту.
Деньгами из ФНБ софинансируют накопительные пенсии людей, вступивших в программу до 2015 года, дефициты пенсионного фонда и федерального бюджета.
79% средств ФНБ лежит на депозитах ЦБ в иностранных валютах: долларах, евро и фунтах стерлингов. Из этих денег ЦБ может извлекать дополнительную прибыль, инвестируя в долговые бумаги иностранных государств.
Отчетность ФНБ непрозрачная, и денежные средства инвестируются неэффективно, поэтому приносят небольшой дополнительный доход. За 10 лет ФНБ вырос в долларовом выражении всего на 31%.
Так как с каждым годом средства Фонда национального благосостояния сокращаются, на сегодняшний день вопросы об управлении и распоряжении средствами фонда остаются актуальными. Учитывая условия нестабильности геополитической обстановки в мире, снижения нефтегазовых доходов, неустойчивости финансово-кредитной системы, одним из главных инструментов в борьбе с кризисными ситуациями можно считать Фонд национального благосостояния.
Особую актуальность приобретают вопросы обоснованного и грамотного подхода к использованию средств Фонда национального благосостояния в долгосрочной перспективе. При этом быстрота и качество принимаемых решений во время возникновения незапланированных ситуаций в большей степени влияет на эффективность функционирования финансовых резервов. Именно поэтому важно своевременно и верно проанализировать сложившуюся ситуацию и разработать механизм применения резервов для защиты социальной и экономической сфер от негативных последствий.
В настоящее время фонд национального благосостояния находится в неустойчивом положении. Основная причина этой проблемы кроется в дефиците федерального бюджета. Отечественные экономисты выдвигают различные теории, как о вероятности истощения фонда, так и о нормализации ситуации при наличии определенных условий.
Исходя из теорий отечественных экономистов, для улучшения качества и эффективности функционирования Фонда национального благосостояния, а также для его развития рассматривается реализация определенных мер.
Со стороны государства вопрос эффективного функционирования Фонда национального благосостояния может быть решен с помощью усиления правового регулирования в области формирования, управления и использования средств ФНБ путём принятия соответствующего федерального закона. При этом в законе должен быть чётко прописан механизм функционирования фонда не только в благоприятный, но и в кризисный период экономического развития государства. С помощью такой политики вполне возможно избежать существенного расходования средств Фонда национального благосостояния.
Также перспективой развития фонда может стать повышение «прозрачности» бюджетной отчетности в области формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.
Зарубежная практика функционирования суверенных фондов, ориентированных на долгосрочную перспективу, свидетельствует о том, что при проведении политики, направленной на укрепление устойчивого высокого уровня цен на нефть и формирования долгосрочной инвестиционной стратегии, возможен рост объёма ФНБ. При реализации данной стратегии фонды стремятся вкладывать свои средства в активы тех компаний, которые обеспечивают им высокую доходность и минимизируют риски. Таким образом, перспективой развития Фонда национального благосостояния может послужить использование зарубежных моделей. Однако в современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации нельзя гарантировать высокую доходность таких инвестиций. Поэтому для получения наиболее высокого дохода и снижения уровня возможных рисков ФНБ необходимо вкладывать средства в иные активы не только российских, но и зарубежных компаний.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что создание Фонда национального благосостояния РФ было объективно необходимо, но его потенциал до настоящего времени полностью не использован. Существует большая вероятность упразднения данного фонда из-за дефицитности федерального бюджета и падения цен на нефть или из-за смены экономической политики государства. Однако возможен и иной сценарий, который заключается в развитии российской экономики на основе совершенствования финансово-экономического механизма Фонда национального благосостояния РФ, однако этот сценарий менее вероятен.
На основании проведенного исследования автору удалось достичь поставленной во введение цели. Все задачи, сформулированные перед началом работы, были последовательно нами выполнены. На основании проведенного исследования автор пришел к ряду выводов. Средства Фонда национального благосостояния — часть федерального бюджета, подлежащая обособленному учету. Они направлены на обеспечение софинансирования пенсионных (добровольных) накоплений населения. Они также способствуют поддержанию сбалансированности бюджета ПФР. Далее проведем анализ Фонда национального благосостояния. Резервный фонд России формировался на протяжении многих десятилетий в связи с тем, что бюджет государства имеет сильную зависимость от конъюнктуры внешних факторов. Благополучие государств зависит от мировых цен на сырьевые товары. Сегодня, когда на страну наложены жесткие санкции со стороны Европы и при критически низкой стоимости нефти средства от продажи которой являлись доминирующими при пополнении бюджета, выживать стране помогает именно собранный резерв.
Он позволяет удерживать курс национальной валюты и становится основой выполнения государством своих обязательств перед населением. Если бы Россия не имела запасов, то страна бы уже давно столкнулась с таким явлением, как дефолт. Как говорилось выше, Фонд национального благосостояния выступает в роли части федерального бюджета. При этом управление средствами резерва осуществляется немного в ином формате, нежели финансовыми активами в федеральном бюджете. Основные цели управления деньгами заключаются в их сохранности, а также в стабилизации уровня доходов от их трансформации в активы в долгосрочной перспективе. Все активы, в которые могут быть трансформированы средства, четко определены Бюджетным кодексом РФ. Помощь Фонда национального благосостояния оказывается моментально, при возникновении дефицита. Информация о поступлении и о расходе средств из резерва каждый месяц публикуется в СМИ.
Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.
Отчетность ФНБ ограничена и не позволяет сделать объективные выводы о качестве управления его средствами. Доступная в открытых источниках отчетность в части поступлений и выбытий средств ФНБ не дает объективно оценить эффективность размещения средств. Необходима оценка параметров всех финансовых операций. Отсутствует методологический документ по оценке инвестиций нерыночных (неликвидных) активов. Не определены критерии отбора новых проектов, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств ФНБ.
Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.
Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ.
Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ. Также в ходе работы проанализирована эффективность использования средств фондов.