Исследование проблемы понимания гендера как социального феномена позволило в рамках первой главы выделить условно выделить две основные точки зрения, а именно апологетическую и критическую. С точки зрения апологетики и теории социальной стратификации в традиционном обществе преобладают два способа определения понятия гендер, а именно термин раскрывают с точки зрения социального конструктивизма или с точки зрения системного подхода, то есть исследуют в рамках существующих социально ориентированных концепций.
Гендер – это показатель, который позволяет охарактеризовать социализацию отдельно взятого человека в обществе с учетом его принадлежности в тому или иному полу, а также является социокультурным конструктом, обуславливающем развитие и формирование личности в определенной системе (общности) под влиянием правил воспитания и культурных норм, а именно психологических качеств, способностей, видов деятельности, профессии и т.д.
Таким образом, с точки зрения социально ориентированных концепций гендер определяют как сложный социокультурный процесс, который происходит в рамках сконструированных обществом различий присущих мужчине или женщине. Присутствуют различия в социальных ролях мужчины и женщины, которые обусловлены ментальными и эмоциональными характеристиками, поведенческими особенностями и иными факторами. Эти различия формируют социальный конструкт гендера.
Согласно второму подходу, гендерному, определяющими являются не только различия и особенности мужчин и женщин. Существуют не менее значимые факторы, а именно условия существования человека, которые определяют специфику и различия в полоролевых моделях, а также устанавливают половые различия в отношении социального положения человека.
При этом одним из значимых элементов для конструирования гендера, является существующая в обществе поляризация и иерархическое соподчинение различий между мужчиной и женщиной. Однако сейчас маскируется феминное, признается вторичное иподчиненное влияние, а маскулинное определяется приоритетным и доминирующим фактором влияния.
Следовательно, гендер является не просто пассивно присвоенным культурным конструктом, а его интерпретация и переинтерпретация человеком на протяжении всей его жизни. Гендер – это язык, определяющий восприятие себя и особенности взаимодействия с другими. Многие ученые сходятся во мнении, что гендер является многоуровневым, динамически изменяемым феноменом.
При этом гендерная идентичность, которая существенно характеризует каждую отдельно взятую личность, представляет собой уникальный сплав различных факторов, которые на разных исторических этапах развития общества меняли приоритетность влияния. Факторы – это существующие в социуме культурные значения и смыслы, которые по отдельности определяют характеристику разных типов гендерных эталонов, идей и в целом поведение личности.
Отметим, что в процессе индивидуального самосознания в подавляющем большинстве случаев человеком принимает свою гендерную идентичность с учетом стереотипов отнесения себя исключительно к мужской или женской идентичности. Это значит, что при переделенных условиях человек воспринимает свою гендерную идентичность как жестко зафиксированный факт (характеристику себя), а при изменении условий (контекста) гендер может быть «текучим» в зависимости от индивидуальных особенностей личности и тех социальных условий, в которых данная личность находится.
Возможно, сделать вывод, что биологический и социальный факторы формируют гендерную идентичности человека, а также важная личная активность каждого отдельно взятого человека в стремлении к самопознанию.
Одной из профессиональных сфер деятельности человека, на которую оказывают влияния существующие в обществе гендерные стереотипы, является социальная работа, а именно системы социального обеспечения, образования, занятости и здравоохранения. Хотя достаточно давно обществом декларируется, что права женщин и мужчин не должны отличаться в экономическом, неэкономическом и внеэкономическом положении.
В процессе реализации гендерного подхода требуется решать конкретные задачи профессиональной практики в сфере оказания социальной помощи различным гендерным группам. Теоретическое осмысление и практические вопросы гендерно-чувствительной социальной работы показывают проблему гендерных отношений не только между мужчиной и женщиной в целом, но и в системе «специалист – клиент».
В настоящее время в некоторых, преимущественно развитых, странах широко осуществляется государственная политика, нацеленная на укреплении концепции гендерного равенства не просто в законодательстве, но и в сознании людей. Например, среди подобных стран – Швеция, Норвегия, Дания, Канада, Финляндия и пр. В частности, в Швеции есть несколько законов в рассматриваемой области. Это, в частности, Закон о запрещении дискриминации, Закон о равноправии мужчин и женщин, Закон об отпуске по уходу за ребенком, есть и особая должность Омбудсмена по проблемам гендерного равноправия.
В России политика государства исходит из концепции гендерного равенства. Согласно положениям Конституции РФ лица обоих полов могут участвовать в государственных делах, работать в неправительственных учреждениях, обладать равными условиями в ходе избрания профессии, пенсионного и иного социального обеспечения, получения медицинских услуг и пр. Все перечисленное предполагает, кроме номинального провозглашения, определенного уточнения, осуществления в законе и на практике, ведь в дальнейшем острота женского вопроса не просто сохранится, но и повысится.
Необходимо отметить, что этический кодекс социального работника со временем должен приобрести точность и конкретность в формулировках, исключая общие фразы, стать более адаптированным к конкретным современным условиям профессионального взаимодействия в системе «специалист-клиент».
Таким образом, суммируя сказанное, можно констатировать, что понятие «гендер» отражает, в сущности, и сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера.
Согласно гендерному подходу важны не только различия и особенности мужчин и женщин, а также более широкие вопросы: условия и факторы, формирующие различие и специфику полоролевых моделей и обеспечивающие установление половых различий в отношении социального положения человека.
В ряде случаев в человеке в одно время и в одном контексте гендер кажется жестко зафиксированным, а в другое время и в другом контексте гендер становится более текучим, что может определяться индивидуальными особенностями личности и конкретными социальными условиями развития и бытия человека. Необходимо отметить, что помимо биологического и социального факторов в развитии гендерной идентичности, выделяется и третий фактор – активность самого человека в конструировании гендерной идентичности.