Введение 3
I. Изменения в отношении к смерти сквозь столетия 4
II. Развитие русской детской литературы 12
III. Разбор отдельных журналов и рассказов 15
IV. Отношение к смерти в советской дошкольной прозе и как оно влияет на литературу 15
Заключение 19
Список литературы 21
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение смерти в дошкольной русской литературе 50-60-х годов. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотреть изменения в отношении к смерти сквозь столетия;
- изучено развитие русской детской литературы;
- рассмотрен разбор отдельных журналов и рассказов;
- проанализировано отношение к смерти в советской дошкольной прозе и как оно влияет на литературу.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Советская детская литература совсем иначе трактовала тему смерти. При этом шла речь о героической смерти, о смерти «во имя...» (во имя победы пролетарской революции или во имя Советского государства).
Геройская смерть оказалась чем-то вроде награды, к которой, как это ни парадоксально, следует даже стремиться – ведь ничего «прекраснее» и представить нельзя.
Все остальные «типы» смерти (мирная смерть и смерть от старости) относились к частной человеческой жизни и поэтому не считались достойными упоминания. Страх смерти (и любой другой страх) считался базовой эмоцией. Это нельзя было обнаружить, это нельзя было обсудить. Оно должно было быть стертым и подавленным: «Я не боюсь уколов, если придется, я их уколю!». Над теми, кто боится, надо было смеяться.
Общее основное чувство всех детей — отрицание смерти, а затем и страх перед ней. Авторы часто акцентируют внимание на вхождении ребенка в пограничное состояние между сном и реальностью.
Для всех детей-героев смерть становится той границей, за которой заканчивается беззаботное детство и начинается взрослая жизнь со всеми ее испытаниями.
Стоит отметить, что все герои рассматриваемых произведений наряду с большой утратой обретают великий дар - дар сострадания и сочувствия. Каждый ребенок сохранил в своей памяти об усопшем самое доброе и светлое.
Таким образом, дети по-своему увековечили память о близком человеке и позволили хотя бы части из них жить дальше в мире живых.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., Прогресс, 1992. – 175 с.
2. Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 2020.—464 с.
3. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. — М.: Наука. 2019.—240 с.
4. Бодрийяр Ж. Политическая экономия и смерть // Новая магическая эпоха 3: Обратимость смерти. Материалы для чтения / Составление: проф. Л. Г. Ионин. — 2020. - C. 172—203.
5. Бродель Ф. Очерки истории. – М., Альма Матер, 2020. – 145 с.
6. Гречишникова А.Д. Советская детская литература. М.: Учпедгиз, 1953. – 240 с.
7. Гуревич А. Исторический синтез и Школа «Анналов». – М.-СПб, Центр гуманитарных инициатив, 2021. – 214 с.
8. Дьяконов И. М. Люди города Ура. — М.: Наука. Главная редакция восточной лите' ратуры, 2020.—429 с.
9. Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. 2'е изд., изменен. Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 2021.— 235 с.
10. Ле Гофф Ж. С небес на землю: (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII — XIII вв.) // Одиссей. Человек в истории. 2021. — М.: Наука.— С. 25—47.
11. Хеллман Бен. Сказка и быль: История русской детской литературы. Авториз. пер. с английского О. Бухиной. М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 560 с.
Читать дальше