Подводя итоги нашего исследования приходим к следующим выводам:
1. Обосновано, что диверсификация в рекреационном природопользовании предполагает одновременное развитие разных видов деятельности, направленные на охрану, использование, воспроизводство и восстановление лечебных, оздоровительных, туристических и т.д. естественных ресурсов, а также производство большего ассортимента товаров и услуг, необходимых для отдыха, лечения и оздоровления людей в природной среде.
2. Доказано, что диверсификация использования минеральных ресурсов в изменении ориентации национальной экономики от добычи минеральных ресурсов, с их последующим исчерпыванием и исчезновением к развитию минеральных рекреационных ресурсов, их охраны и восстановления, снижение рисков загрязнения и обеспечение их экологической сохранности. От правильности решения поставленных задач зависит снижение социального напряжения и повышение качества жизни населения регионов, что способно существенно повысить социальные, экономические и экологические характеристики.
3. Разработана классификация минеральных рекреационных ресурсов, согласно которым определяются формы и устанавливаются ограничения по их использованию, что позволяет выбрать альтернативные варианты их применение в рекреационно-туристической сфере и направления диверсификации использование минеральных рекреационных ресурсов.
3. На основе анализа современных научных подходов к определению форм диверсификации доказано, что базовые ее формы не учитывают специфику сферы природопользования, что обуславливает введение новых типов диверсификации: конгломеративной (кластеризация) и продуктов ассортиментной (диверсификацией экосистемных услуг и диверсификацией использования минеральных ресурсов), способствующих согласованию социоэкономико-экологических интересов развития территории и усилению влияния сферы рекреации и туризма для экономического развития региона.
5. Усовершенствована совокупность функций управления природными рекреационными ресурсами в контексте развития рекреационно-туристического сектора национальной экономики, что, в отличие от существующих, предусматривают формирование единой политики по использованию минеральных рекреационных ресурсов; совершенствование отношений по форме и праву собственности; формирование и внедрение системы социо-экономико-экологических ограничений в использовании; усовершенствование системы контроля и мониторинга использования минеральных ресурсов; развития информационного инструментария по использованию минеральных ресурсов.
6. Современная система предоставления разрешений на добычу полезных ископаемых регламентирует технологические, организационные и количественные требования по использованию минеральных рекреационных ресурсов. Однако без внимания разрешительных органов остаются вопросы предоставления пользователем месторождения (субъектом хозяйственной деятельности) информации об экономических показателей использования рекреационных ресурсов и качественного состояния объектов природопользования. Определена необходимость усовершенствования разрешительной системы для оценки природно-ресурсного потенциала, как инструмента государственного урегулирования экономических отношений по поводу форм и прав собственности; согласование социо-экономико-экологических интересов развития территорий и рекреационной деятельности; совершенствование арендных отношений в рекреационной сфере с учетом форм и прав собственности на минеральные ресурсы Указанное является следствием отсутствия четкой связи между этапами получения лицензии на добычу, бальнеологического заключения и контроля со стороны государства за деятельностью природопользователей.
7. Установлено, что обычно при проведении оценки минеральных ресурсов не учитывается потенциальная нагрузка на рекреационные месторождения ресурсов рекреационной территории, возникающего от деятельности предприятий, расположены в пределах этой территории. Учитывая это, можно сделать вывод, что значительное негативное влияние на развитие рекреационно-туристической сферы возникает при сверхнормативной нагрузке на территорию или естественный объект. Поэтому мы предлагаем ввести коэффициент нагрузки на месторождения минеральных рекреационных ресурсов территории (Кн), как ущерб, причиненный субъектами экономической деятельности вследствие превышения экологических нормативов (ассимиляционного потенциала территории). Предложен методический подход к выбору форм и способов диверсификации использования рекреационных ресурсов и предложено алгоритм определения наилучшего варианта. Целью подхода является обеспечение стимулирование альтернативной предпринимательской деятельности в рекреационно-туристической сфере, избрание оптимального управленческого решения процесса диверсификации хозяйственной деятельности на рекреационной территории, способных максимально удовлетворить рекреационно-туристические нужды населения при минимальном изъятии минеральных ресурсов. Такой подход следует использовать при разработке программ и действий по развитию рекреационных территорий.
8. Определение содержания инновационных экологоориентированных стратегий в сфере использования минеральных ресурсов в контексте возможной их диверсификации свидетельствует, что последовательное и комплексное внедрение обоснованных и эффективных природоохранных и управленческих действий, в частности ресурсосбережение, снижение рисков, создание положительного бренда и эффективное хозяйствование, является частью экономических интересов субъектов хозяйствования рекреационно-туристической сферы и осуществляется она практически без участия государства (формализованная схема принятия стратегических решений по диверсификации использования минеральных рекреационных ресурсов). Соискателем представлена авторская интерпретация диверсификационных признаков экологоориентированных стратегий использования минеральных рекреационных ресурсов, на основе которых определены цели и действия по их диверсификации.
9. Предложено соответствующим органам власти разных уровней обеспечить координирующую роль в процессе активизации внедрения экологоориентированных стратегий и трансфера инновационных экологически чистых технологий сквозь призму государственной поддержки и стимулирования, в том числе путем разработки региональных целевых программ развития рекреационно-туристической деятельности, в частности, минеральных рекреационных объектов и территорий.
10. Считаем, что для экологобезопасного социально-экономического развития территории Канады и уменьшения нагрузки на ее природные ресурсы необходимо разработать и утвердить целевую региональную программу развития рекреационной зоны с учетом проведения диверсификации использования минеральных ресурсов. Под целевой программой понимается документ, в основе которого положена диверсификация использования социо-экономико-экологического потенциала Канады с целью содействия развития сопутствующих ей видов хозяйственной, учетом природоохранных ограничений .Реализация основных программных мер должна способствовать достижению таких целей как: обеспечение охраны и воспроизводства лечебных, оздоровительных, туристических и других минеральных ресурсов на основе инновационной деятельности и диверсификации учитывая уникальность минеральных ресурсов и эффективность развитию рекреационной деятельности; привлечения местных, государственных и зарубежных инвестиционных средств в сферу рекреационно-туристической деятельности и экологического природопользования.