ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: КОНЦЕПЦИЯ Г. М. МАКЛЮЭНА 5
1.1 Суть концепции 5
1.2. Роль медиа в западном обществе 8
1.3. Итоги главы 14
ГЛАВА 2: ВИДЕНИЕ РОССИЙСКИХ СМИ ЧЕРЕЗ КОНЦЕПЦИЮ Г. М. МАКЛЮЭНА 15
2.1. Российская культура через видение концепции 15
2.2. Работа российских СМИ через видение концепции 20
2.3. Итоги главы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
В своих трудах Г. Маклюэн разделял этапы развития общества на несколько этапов. В самом начале развития человеческой цивилизации превалировало акустическое пространство, которое подразумевало под собой передачу информации посредством диалога. Такой период был свойственен племенам. С развитием письменности и книгопечатания устная манера передачи информации отходила на второй план, уступая книгам и газетам. Постепенно к печатной прессе добавлялись и радио с телевидением, ставшими полноценными средствами массовой информации.
И если в европейском регионе эти процессы шли последовательно и постепенно, то в России они шли медленно. Обусловлено это было низким уровнем грамотности в Российской Империи и именно эту проблему стремилось преодолеть советское правительство своей программой по ликвидации безграмотности, которые преследовали цель воздействовать на людей с помощью средств массовой информации. К началу Второй Мировой войны программа по ликбезу была уже завершена и подавляющее большинство было обучено чтению и письму. А практики чтения продолжали практиковаться вплоть до развала Советского Союза и имели государственную поддержку.
Современные российские средства массовой информации представляют собой единую монолитную структуру, проводящую трансляцию на одинаковых принципах и тематиках. Доверие у обычных людей к российским СМИ не находится на высоком уровне из-за несоответствия ретранслируемого образа действительности с непосредственным опытом информантов. Также с подачи средств массовой информации формируется несколько групп людей, которые находятся на разных позициях по многим вопросам, начиная от оптимальной местности для жизни и заканчивая выбором вектора культурного и политического развития.
Читать дальше
1. Вартанова Е. Л. «Теория медиа: отечественный дискурс» / Е.Л. Вартанова — М.: МГУ, 2019. — 224 с.
2. Гусейнов А.А., Смирнов А.В., Николаичев Б.О. «Россия в диалоге культур» / А.А Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев - М.: Наука, 2010 - 432 с
3. Маклюэн М. «Понимание медиа: внешние расширения человека» / М. Маклюэн - М.; Жуковский: Канон-Пресс, 2003 – 434 с.
4. Милграм М. «Психология влияния» / М. Милграм. СПб.: Питер, 2000. 272 с.
5. Руденко А.М., Литвинова А.В. «Психология массовых коммуникаций» / А.М. Руденко, А.В. Литвинова, - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 250 с.
6. Самыгин С.И., Руденко А.М., Котлярова В.В. Историко-философское осмысление проблемы информационной безопасности // Социум и власть. 2016 - № 2 (58) - С. 47-51
7. Чумакова В.П. Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: медиа в социокультурной динамике: дис на соискание ученой степени кандидата культурологии 24.00.01 / Чумакова Варвара Павловна – М., 2015 – 215 с.
8. Хренов Н.А. «Искусство в контексте XX века на фоне повторяющихся флуктуаций в больших длительностях исторического времени» // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве / [Отв. ред. Н.А.Хренов]; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; Научный совет «История мировой культуры». – М.: Наука, 2004. – 621 с. С. 15-73
9. Хренов Н.А. «Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов». - М.: Прогресс-Традиция, 2008.
10. Шариков А. В. «В поисках общего методологического базиса теорий медиаобразования и информационной грамотности» // В кн.: Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. М.: МЦБС, 2013. С. 122- 129.
Читать дальше