ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 6 1.1. Содержание понятия «мотив» в психологии 6 1.2. Виды мотивов учебной деятельности студентов 11 1.3. Психологические особенности лиц, воспитывавшихся в многодетных семьях 17 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 24 2.1. Организация и методики исследования 24 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26 2.3. Рекомендации по развитию профессиональной мотивации лиц студенческого возраста 30 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Мотивы учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях

курсовая работа
Психология
40 страниц
78% уникальность
2022 год
43 просмотров
Голощапова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 6 1.1. Содержание понятия «мотив» в психологии 6 1.2. Виды мотивов учебной деятельности студентов 11 1.3. Психологические особенности лиц, воспитывавшихся в многодетных семьях 17 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 24 2.1. Организация и методики исследования 24 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26 2.3. Рекомендации по развитию профессиональной мотивации лиц студенческого возраста 30 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Читать дальше
Актуальность исследования. Студенческий возраст – особенный период развития человека, когда происходит формирование профессионального мастерства и воспитание будущего специалиста в высшем или среднем профессиональном учебном заведении. Важнейшей составляющей успешности учебной и в дальнейшем профессиональной деятельности, а также удовлетворенности профессией и положительного отношения к ней является высокая мотивация учения. Одна из главных проблем в области современного образования связана с демотивированностью большинства студентов к учебной деятельности, изменением системы ценностей молодежи в области образования, в которой ведущей целью становится не сам процесс познания и овладения определенной профессией, а получение диплома, что, в свою очередь, приводит к снижению показателей качества обучения. Мотивы, присущие студенческому возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Под мотивом понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [2, с.


Можно купить курсовую работу на заказ недорого у нас на сервисе.


.116]. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности . Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учения подразделяются на внешние (не связанные с учебным процессом) и внутренние (производные от различных характеристик учения). А.Н. Леонтьев выделяет «мотивы-стимулы» и «смыслообразующие» мотивы. «Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами - стимулами» (А.Н. Леонтьев). Также А.Н. Леонтьевым мотивы учения подразделяются на «знаемые» («понимаемые») и «реально действующие». Наиболее полная классификация мотивов учения предложена А.К. Марковой. Она выделяет две группы мотивов учения: познавательные мотивы и социальные мотивы. Диагностика и сущность мотивов учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, и т.д. Психологические характеристики родителя и ребенка, а также особенности отношений внутри многодетных семей в отечественной психологии представлены в работах Антонова А.И., Баландиной Л.Л., Беньковой О.А., Овчаровой Р.В. и др. Социально-педагогическим проблемам многодетной семьи посвящены исследования В. Вершининой, А.Г. Курзеневой, И.О. Шевченко, П.В. Шевченко, З.А. Янковой, Антонова и др. Актуальность выбора темы исследования обусловлена тем, что для психологии многодетная семья представляет особый интерес в связи со своеобразием внутрисемейных отношений, а также наличием психологических особенностей ее членов. Эти особенности во многом обуславливают как появление многодетной семьи, так и ее дальнейшее существование и особенности жизнедеятельности, мотивы. Особенно это касается молодежи и современных студентов. Цель исследования – изучить различия мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях и в семьях с одним ребенком. Объект исследования: мотивы учебной деятельности студентов. Предмет исследования: мотивы учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях, отличаются от мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в однодетных семьях. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ содержания понятия «мотив» в психологии. 2. Изучить мотивы учебной деятельности студентов. 3. Провести теоретический анализ психологических особенностей лиц, воспитывающихся в многодетных семьях 4. Провести теоретическое исследование мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях. 5. Провести эмпирическое исследование мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях. 6. Выделить и описать различия мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях и в семьях с одним ребенком. Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, психодиагностический метод (психологическое тестирование), методы математической статистики/ Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: 1. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова [17]. 2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой). Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе по психологическому сопровождению студентов в учебной деятельности. Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе психологических особенностей мотивов студентов из многодетной семьи

Читать дальше
В жизни каждого человека наступает тот момент, когда перед ним возникает одна из самых актуальных проблем – проблема определения дальнейшего жизненного пути. Этот сложный процесс постоянно находятся в поле пристального внимания. Овладение специальными знаниями, трудовыми умениями и навыками является неотъемлемой составляющей достижения отличных результатов в избранной профессии. Но не менее важными факторами считаются особенности личностной, и прежде всего мотивационной сферы человека. Понятие «мотив» является одним из ключевых понятий в мотивационной сфере. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. В процессе выбора профессии и её освоения формируется осознанное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием этого процесса является наличие определённых мотивов, которые обеспечивают устойчивость профессиональной направленности личности и развитие ее профессионального самосознания. Профессиональное самосознание способствует самооценке обучающегося, приводит к формированию системы профессионально важных качеств, благодаря которым он получит средство для самореализации в соответствии с его потребностями. Изучение мотивов выбора профессии и дальнейшей специализации позволяет уже в процессе обучения прогнозировать насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности и насколько успешным будет овладение специальностью. Зная преобладающий тип мотивации можно судить о том, в какой степени работник будет удовлетворён результатами своей будущей профессиональной деятельности. В нашей работе мы провели исследование мотивов учебной деятельности студентов, воспитывающихся в многодетных семьях. Для исследования особенностей мотивов учебной деятельности, воспитывающихся в многодетных семьях, мы использовали методику «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова и методику для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой), по этим же методикам мы провели исследование особенностей учебных мотивов, воспитывающихся в однодетной семье. По результатам сравнительного анализа, мы выявили статистически значимые различия в мотивах учебной деятельности у студентов, воспитывающихся в многодетной семье и у студентов, воспитывающихся в однодетной семье: – внутренние индивидуальные мотивы у студентов, воспитывающихся в многодетной семье, проявляются в большей мере, чем у студентов из однодетной семьи. – внешние отрицательные мотивы у студентов, воспитывающихся в многодетной семье, проявляются в большей мере, чем у студентов из однодетной семьи. – профессиональные и социальные мотивы учебной деятельности у студентов, воспитывающиеся в многодетной семье выше, чем у студентов из однодетной семьи. – мотив престижный у студентов, воспитывающихся в многодетной семье выражен в меньшей степени, чем у студентов из однодетной семьи. Таким образом, мы можем говорить, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза нашего исследования, подтвердилась.
Читать дальше
1. Аксенов, А.А. Особенности мотивации профессионального выбора студентов-психологов [Текст] / А.А. Аксенов // Вестник ТГУ. – 2018. – № 9. – С. 212 – 215. 2. Андреева, Ю.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов: монография: в 2-х ч. [Текст] / под ред. Ю.В. Андреева, А.С. Седунова. – Ульяновск: УлГУ, 2014. – 144 с. 3. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности [Текст] // Теоретические проблемы психологии личности / В.Г. Асеев. – 2017. – № 3. – С. 122 – 125. 4. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Электронный ресурс] / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2019. – 280 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ (06.04.2022) 5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 352 с. 6. Баландина Л.Л. Психологические особенности старшеклассников из одно-и многодетных семей [Текст] //Вестник 111 ПУ. Серия 1. Психология. № 1-2. Пермь, 2002,-С. 27-38. 7. Вайсман Р.С. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов [Текст] / Р.С. Вайсман // Новые исследования в психологии. – 2014. – № 2. – С. 39–41. 8. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения [Текст] / А.А. Вербицкая // Инновационные проекты в образовании. – 2019. – № 5. – С. 18 – 21. 9. Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению [Текст] / А. И. Гебос. // Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докл. к V Всесоюзному съезду психологов ССР. Ч. 1. — м., 1987-22c. 10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2020. – 512 с. 11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2014. – 304 с. 12. Котов, С.С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся в новых социально-экономических условиях [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02 / Котов Сергей Сергеевич. – Тверь, 2018. – 138 с. 13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2015. – 352 с. 14. Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2021. – № 1. – С. 57 – 66. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ (02.04.2022) 15. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии [Электронный ресурс] / Л.М. Митина. – М.: Логос, 2011. – 186 с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ (05.04.2022) 16. Нестерова, Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.02.03 / Нестерова Наталья Борисовна. – Москва, 2012. – 18 с. 17. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова – М.: Просвещение, 1996. – 352 с. 18. Печников, А.Н. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД [Электронный ресурс] / А.Н. Печников, В.Г. Мухина // Психология : итоги и перспективы: тезисы науч.-практ. конф. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2016. – С. 40– 42. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ (09.04.2022) 19. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2020. – 160 с. 20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2012. – 720 с. 21. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности / Психологическая служба в вузе (сборник статей). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. - С. 90-105. 22. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Изд-во, 1994.-312 с 23. Сохранов-Преображенский, В.В. Формирование профессиональных умений студентов вуза как фактор смыслообразующего образования [Текст] / В.В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 151 – 159. 24. Фельдштейн, Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса [Электронный ресурс] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Наука, 2014. – Режим доступа: http://snokompass.ucoz.ru/_ld (дата обращения: 10.04.2022) 25. Шеховцова, Л.Ф. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии [Текст] / Л.Ф. Шеховцова. – СПб: Изд-во гос. Ун-та педагогического мастерства, 2020. – 98 с. 26. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. – М.: Юрайт, 2019. – 317 с. 27. Ярушкин, Н.Н. Психологические механизмы социального поведения личности [Текст] / Н.Н. Ярушкин. – Самара: ПГСГА, 2010. – 128 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Взаимосвязь особенностей психофизиологического и эндокринного статуса студенток
Количество страниц:
20
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Медицина
дипломная работа
Функционально-семантические особенности колоративной лексики в рекламном дискурсе
Количество страниц:
50
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Методика совершенствования собственно-силовых способностей в ациклических видах спорта»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Физкультура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image