ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КОНЦЕПТОСФЕРА НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ 6 1.1.Концепт как термин и как категория 6 1.2. Классификация и структура концепта 13 1.3. Понятие «сказка» и ее концептуальное определение 19 ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 29 2.1. Ключевые концепты сказок и их репрезентации 29 2.2. Основные бинарные оппозиции в концептосфере русской народной сказки 38 2.3. Концептосфера русской народной сказки как отражение национальной ментальности 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Концептосфера русской народной сказки

дипломная работа
Литература
60 страниц
73% уникальность
2022 год
140 просмотров
.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. КОНЦЕПТОСФЕРА НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ 6 1.1.Концепт как термин и как категория 6 1.2. Классификация и структура концепта 13 1.3. Понятие «сказка» и ее концептуальное определение 19 ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 29 2.1. Ключевые концепты сказок и их репрезентации 29 2.2. Основные бинарные оппозиции в концептосфере русской народной сказки 38 2.3. Концептосфера русской народной сказки как отражение национальной ментальности 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Читать дальше
Одной из основных концепций в когнитивной лингвистике является концептосфера, которая состоит концептов. Концепты обобщают различную информацию внешнего мира, организующую интеллектуальные образы, символы, понятия, сложные комплексные образы внешнего мира. Исследовать концептосферу русского языка нельзя без изучения народного творчества, потому что только в этой лингвокультурной среде можно найти источники и средства формирования интеллектуальных особенностей русского народа. Следует отметить, что в этом случае сказка является достойным языковым источником для рассмотрения концепта, потому что она является устным народным творчеством и его основным жанром. Со сказкой отражается и открывается сущность человеческих достоинств и приобретенного опыта в жизни. Сочинителями сказок, в которых в качестве репрезентантов концептов выступают языковые единицы, являющиеся следствием коцептуализации мира в языке сказок, могут быть русский народ и конкретные писатели. В одном из древних жанров словесности сказке содержится исторический, культурный и социальный опыт народа, отражается народная мудрость и познания окружающего мира. При этом в народной сказке складывается определенный образ мира.


Если вы хотите получить диплом на заказ в Перми то заполняйте форму заказа.


. Актуальность работы определяется необходимостью в более основательном изучении лингвокультурологических характеристик сказочной концептосферы, образующие этническую культурную область, а также стремлением к изучению языковой репрезентации концептосферы русской народной сказки. Целью работы является изучение концептосферы русской народной сказки. Объектом исследования является русская народная сказка. Предметом исследования является структурно-смысловая основа понимания и интерпретации русской народной сказки. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1) показать концептосферу русской народной сказки как объект исследования в лингвистике; 2) описать классификацию и структуру концепта и литературоведческий подход к понятию «сказка» и ее концептуальное определение; 3) обобщить ключевые концепты сказок и основные бинарные оппозиции русской народной сказки; 4) выяснить концептосферу как структурно-смысловую основу понимания и интерпретации русской народной сказки. Методологической основой для работы послужили исследования М. М. Ангеловой ( 2004), С. А. Аскольдова (1997), А. П. Бабушкина и И. А. Стернина (2018), Ж. Т. Балмагамбетовой и А. А. Нургалиевой (2016), К. М. Богровой (2012), Т. И. Васильевой (2012), С. Г. Воркачева (2002, 2003), Т. М. Горшкова и Л. И. Ручиной (2011), Е. И. Зиновьевой (2003), Ли Исинь (2017, 2019), В. И. Карасика и Г. Г. Слышкина (2001), Л. А. Касьян (2010), М. М. Комаровой (2021, 2022), Б. В. Кунавина и И. К. Тедеевой (2021), Д. С. Лихачева (1997), О. И. Лыткиной (2009), В. А. Масловой (2008), Н.С. Найденовой (2010), М. В. Никитина (2004), К. З. Островской (2018), В. А. Пищальниковой (2007), З. Д. Поповой и И. А. Стернина (2001, 2007), Ю. Е. Прохорова (2005, 2016), Л. Х. Самситовой и Г. М. Байназаровой (2014), Е. И. Сарычевой (2018), В. П. Синячкина (2007), Н. В. Соловьевой (2017), Ю.С. Степанова (2007), И. А. Тарасовой (2010), А. Л. Шарандина (2012), А. Л. Шарандина и Ли Исинь (2020), С. А. Юлтимировой (2006); были использованы «Антология концептов» под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина (2005, 2007); учебно-методическое пособие «Национально-культурные концепты» авторов Р. Р. Замалетдинова и Ф. Р. Сибгаевой (2013); «Словарь концептов русской народной сказки» авторов Л. В. Грехнева, Т. М. Горшковой, Е. Р. Переслегиной и соавт. (2015). Структура работы состоит из введения, первой главы с тремя подглавами, второй главы с тремя подглавами, заключения, списка использованной литературы.  

Читать дальше
Языковое значение и концепт считаются центральными проблемами в науке о языке. Стремление рассмотреть их во всех подробностях связано с желанием раскрыть их своеобразие и истолковывать существующую совокупность содержания в соответствии с интеллектуальным движением в истории языковой мысли. Значение слова является объектом целого ряда интерпретаций, исследующих его по-разному. Из-за значительного набора взаимосвязанных смыслов его представляют как «святой Грааль» не только лингвистики, но и философии, психологии и нейронауки. Понимание того, что мы имеем в виду и как мы думаем, является жизненно важным вопросом для нашего интуитивного восприятия себя как человеческих существ. С развитием лингвистической науки значение слова приближает нас к пониманию второй очень важной сущности, именуемой концептом, с которым значение слова и многие другие языковые понятия становятся неразделимыми. Громкие фразы «жили-были» и «долго и счастливо» веками оказывали неизмеримое влияние на общество. Эти слова и персонажи, к которым они относятся, повторялись в разных культурах, языках и веках. Почти невозможно встретить человека, который не слышал бы о расхожих тропах или вездесущих персонажах сказок: злая ведьма, жестокая мачеха, тропинка хлебных крошек, волк на пути к бабушке и многое другое. Эти истории увлекли и детей, и взрослых из повседневной реальности в мир рассказывания историй и возможностей, которые существуют в жанре, который не имеет границ, ограничений и целевой аудитории: сказки. Элемент нереального играет важную роль в историях. Более того, беспрекословное принятие этих нереальных элементов персонажами и зрителями жизненно важно. История развивается только в том случае, если персонажи и зрители способны принять эти волшебные аспекты сеттинга/сюжета. Обращается внимание на концептуальные оппозиции, основанные на противопоставлении концептов: успех / удача – неудача, работа (труд) – лень, богатство – бедность, печаль / тоска – веселье, любовь – ненависть. Анализ проводился на материале «Народных русских сказок», собранных А.Н. Афанасьевым. Выявлено, что данные бинарные оппозиции разворачиваются в сказках в тесной связи друг с другом, а в целом они передают особенности картины мира русского народа. Герой сказки стремится преодолеть неудачи и печаль, которые характерны для него в начале сказки, с помощью смекалки, целеустремленности, храбрости, в некоторых случаях – обмана. В русских сказках негативно окрашен концепт богатства, а герои, обладающие богатством в начале сказки, являются отрицательными, не соответствуют нравственным постулатам и системе ценностей народа. Однако положительные герои, преодолевая в ходе сказки неудачи и приближаясь к веселью, попутно, как правило, обретают и богатство. Герои сказок редко бывают окружены любовью, чаще их движение от неудачи к успеху – это также и путь преодоления нелюбви и равнодушия, путь обретения счастья вопреки этой нелюбви. Несомненно, такое решение основных бинарных концептуальных оппозиций русских сказок связано с особенностями жизни русского народа в период их создания. Сказки отражают нелегкие условия жизни простого человека. В русских народных сказках есть элементы, варьирующиеся от обыденных до фантастических. В большинстве историй рассказывается об обычных людях, попавших в необычные ситуации. Эти сказки развлекали молодых и старых и помогали им понять свое прошлое и настоящее. Во многих историях содержались скрытые предостережения против жадности или плохого поведения. Другие поддерживали людей в трудных ситуациях. Русские народные произведения рекой текли через историю русского народа, неся с собой сердце народа. 
Читать дальше
1. Абышева Е.М. Концептуальные инверсии: концепт «Чудо» (на материале русских и ирландских пословиц, поговорок, сказок: дис…. канд. филол. наук. Тюмень, 2008. 350 с. 2. Алещенко Е.И. Отражение фольклорного концепта «труд» в языке русской и болгарской народной сказки // Грани познания. 2013. № 1(21). С. 89–93. 3. Арутюнова Н.Д.. Логический анализ языка: Культурные концепты. Сюорник. М., 1991. 234 с. 4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Наука, 1997. С. 20–25. 5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Вып. I–II. М., 1863 [Электронный ресурс]. URL: https://yadi.sk/i/2qNPVFM4skCJY (дата обращения: 21.05.2022). 6. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный компонент. М.: ИТДГТ «Гнозис», 2004. С. 51. 7. Домрачева С. Репрезентация бинарной оппозиции «добро – зло» в ирландских и русских народных сказках // Студенческая наука и XXI век. 2013. № 10. С. 250–254. 8. Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь, 2001. 177 с. 9. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира // Отечественные записки. Языки славянской культуры, 2005, № 3. 554 с. 10. Зубкова Е.В. Симметрия и асимметрия как механизмы самоорганизации концептуальной оппозиции: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2011. 11. Карасик В.И. Политическая лингвистика. 2010. № 3. С. 34-40. 12. Карпова В.В. Концепт «чудо» в вологодской волшебной сказке: функции текстообразования, система лексических и грамматических репрезентаций: дис. … канд. филол. наук. Вологда, 2018. 213 с. 13. Кошкарова Н.Н., Александрова Ю.А. Лингвокогнитивная и культурологическая специфика оппозиции «ум – глупость» (на материале русских и английских народных сказок) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4(193). С. 138–141. 14. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2016. 284 с. 15. Крылова М.Н. Концепт «север» в образной системе современного русского сравнения // Сибирский филологический журнал. 2013. № 4. С. 215–220. 16. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З, Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Т. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. ф-т, МГУ им. Ломоносова, 1997. 17. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука. 1994. № 4. С. 34-47. 18. Кубрякова Е.С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в среде словообразования // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 2002. Т.61. №1. C. 115–134. 19. Лингвокультурология: учебник / З.К. Сабитова. Москва: Флита: Наука, 2013. 521 с. 20. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: антол. / Под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 40. 21. Ляхович А.В. Оппозиция «мусульманин – язычник» в сказках хауса (Нигерия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 2003. № 4. С. 120–123. 22. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику / 5-е издание. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 78. 23. Моспанова Н.Ю. Концептуальная оппозиция «Добро – Зло» в фольклорной языковой картине мира: на материале русских народных сказок: автореф. дис. … канд. филол. наук. Брянск, 2005. 24. Наседкина О.О. Мировоззренческие наставления сказки: философская рефлексия // Гилея: научный вестник. 2015. № 98. С. 278–282. 25. Нестерова Т.Г. Стилистические средства выражения концепта «богатство» в английской и русской сказках // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 147–152. 26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 27. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1985. 797 с. 28. Пименова, М.В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) / Пименова М.В. // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 5. С. 11–20. 29. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2009. 176 с. 30. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Лениздат, 1986. 415 с. 31. Пропп В.Я. Мотив чудесного рождения // Фольклор и действительность: избранные статьи. М.: Наука, 1976. С. 205-240. 32. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ, Восток-Запад, 2010. 315 c. 33. Плахова О.А. Лингвосемиотика английской сказки: жанровое пространство, знаковая репрезентация, дискурсивная актуализация: автореф. дис. …д-ра филол. наук. Волгоград, 2013. 49 с. 34. Словарь современного русского литературного языка: В 17 тт. / АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Изд-во АН СССР, 1965. Т. 17. 2128 ст. 35. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с. 36. Спода О.М. Концепт «Лень» как объект концептуального анализа [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://www.rusnauka.com/21_DNIS_2009/Philologia/49456.doc.htm (дата обращения: 20.05.2022). 37. Цюпко Е.В. Тема водного мира как пример бинарной оппозиции вода – земля на примере уэльской народной сказки «Дева озера Ллин и Фан Фах» // Вопросы филологии и переводоведения: направления и тенденции современных исследований: сб. научн. ст. по мат. XVI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 59–64. 38. Черноусова И.П. Специфика концепта печаль в фольклорно-языковой картине мира (на материале эпических жанров) // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5–1(5). С. 123–125. 39. Черноусова И.П. Язык фольклора как отражение этнической ментальности (на материале фольклорной концептосферы русской волшебной сказки и былины): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Елец, 2015. 51 с. 40. Шаколо А.В. Оппозиция «свой – чужой» и ее реализация посредством концептов «дом» и «лес» в дискурсе русских волшебных сказок // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 113–125. 41. Ши Я. Реализация концепта «удача / неудача» в русских паремиях // Университетский научный журнал. 2016. № 21. С. 189–193. 42. Bidzan-Bluma I., & Lipowska M. Physical Activity and Cognitive Functioning of Children: A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. № 15. P. 800. 43. McRae K., Nedjadrasul D., Pau R., Lo B. P., & King L. Abstract Concepts and Pictures of Real World Situations Activate One Another. Topics in Cognitive Science. 2018. № 10. P. 518-532.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Лингвостилистические средства рассказов Э.А.По и их реализация в русских переводах
Количество страниц:
66
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Общая характеристика импорта в Российскую Федерацию
Количество страниц:
30
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Внешнеэкономическая деятельность
курсовая работа
Сленгизмы в печати
Количество страниц:
34
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image