Проведенное исследование позволяет категорию юридического лица определить как субъекта гражданских правоотношений, особое образование, которое обладает рядом специфических признаков, образующихся и прекращающихся в специальном порядке.
Также юридическое лицо согласно нормам гражданского закона определяется как организация, которая обладает собственным обособленным имуществом и при необходимости отвечает данным имуществом по своим обязательствам. Оно правомочно осуществлять приобретение объектов вещных прав и распоряжаться принадлежащей собственностью от своего имени и при необходимости юридическое лицо выступает ответчиком или истцом в судебных органах власти и правомочно обеспечивать права и обязанности присущие гражданину РФ. Фактический статус юридического лица подтверждается наличием обязательной записи о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.
На законодательном уровне определены следующие признаки юридическое лицо имеет следующие признаки:
организационное единство. Как организация юридическое лицо осуществляет свою деятельность как единое целое, единая структура, то есть подразделения, составляющие структуру юридического лица, осуществляют свою деятельность в соответствии с целью, которая зафиксировано в основном документе юридического лица – Уставе, либо в иных учредительных документах. Признак организационного единства юридического лица обусловленным брендом или фирменным наименованием юридического лица, которое присутствует на печати, бланках, используемом товарном знаке и иных внешних атрибутах. Структура юридического лица может состоят из нескольких представительств и филиалов, но при этом признак единства сохраняется;
имущественная обособленность. То есть юридическое лицо наделено имуществом или имущественными правами, которые обособлены от имущества учредителей. В случае изменения в составе имущества юридического лицо вносится информация в самостоятельный баланс и самостоятельную смету доходов и расходов;
самостоятельная ответственность. В рамках закона юридическое лицо наделено имущественной и гражданско-правовой ответственностью, которое оно несет по всем своим обязательствам. Ответственность распространяется только в отношении того имущества, которое находится в собственности юридического лица, а имущество учредителей или участников юридического лица обособленно и неприкосновенно, за исключением случаев, перечисленных в законе;
выступает в гражданском обороте от своего имени, под своим фирменным наименованием, значит юридическое лицо правомочно реализовывать свои гражданские права и одновременно несет обязанности.
Кроме, перечисленных признаков, неотъемлемыми элементами функционирования и осуществления деятельности юридического лица являются правоспособность и дееспособность.
Под правоспособностью юридического лица понимается признаваемая государством возможность для юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, то есть с момента государственной регистрации, и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Что касается дееспособности, то она существует как у физических лиц, так и у юридических. Но в отличие от дееспособности физических лиц, которая наступает лишь по достижению определенного возраста, дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью, в момент государственной регистрации. Реализация дееспособности юридических лиц осуществляется органами юридического лица и/или через его органы, которые действуют в его интересах.
По настоящее время вопрос о различии правоспособности и дееспособности у юридических лиц является дискуссионным.
В отечественной научной литературе наиболее распространенной классификацией юридических лиц, получившей также закрепление в нормах гражданского законодательства, является их деление в зависимости от цели, с которой создаются юридические лица, на коммерческие и некоммерческие.
Возможно определить в качестве существенных недостатков указанной классификации, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение, должны быть названы отсутствие единого критерия, условность критериев, на которых она основывается, а также неразрешенность вопроса об организационно-правовой форме органов государственной власти.
Следовательно, акционерное общество сегодня можно зарегистрировать в двух формах: как акционерное общество (АО) и как публичное акционерное общество (ПАО), что с точки зрения логики и теории права представляет собой абсурдное деление и явный пробел в законодательстве.
Поэтому факторами, влияющими на выбор между регистрацией ООО или АО (непубличного или публичного), могут быть:
планируемый размер в будущем создаваемого бизнеса;
требуется ли при создании юридического лица привлекать дополнительные инвестиции, а значит скорее всего предоставлять право участия в деятельности юридического лица (или в доле в уставный капитал);
собственник планирует сохранить неизменный состав участников юридического лица в течение длительного периода времени;
создаваемый бизнес обусловлен такими рисками, как утрата корпоративного контроля или невозможность ведения деятельности;
размер расходов на осуществление регистрации юридического лица (затраты на регистрационные действия), услуги включения в реестр юридических лиц и юридические услуги по сопровождению сделки;
степень влияние на развитие бизнеса таких факторов, как имидж (например, для инвесторов, партнеров, клиентов) и иные факторы.
В целом отечественное законодательство предусматривает развернутый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Однако ГК РФ следует признать факультативным источником регулирования правового статуса некоммерческих организаций различных организационных форм, тогда как основным источником является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а также федеральные законы, устанавливающие правовой статус отдельных видов некоммерческих организаций. Данный подход отечественного законодателя является обоснованным ввиду того, что каждой из организационно-правовых форм некоммерческих организаций присуща существенная специфика.
При классификации организационно-правовых форм некоммерческих организаций обозначено деление прежде всего по организационно-правовому принципу. Выделены такие формы, как общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, общественная организация и орган общественной самодеятельности.
Понятие и признаки юридического лица в большинстве стран схожи по своей сути. В правовом понимании романо-германской или континентальной систем юридических лиц можно разделить на две группы
1. Юридические лица публичного права (государство, государственные образования, государственные учреждения, государственные органы, церковь, университеты).
2. Юридические лица частного права, которые в свою очередь подразделяются на:
юридические лица гражданского права: юридические лица, имеющие цель извлечения прибыли; юридические лица, не имеющие цель извлечение прибыли;
юридические лица торгового права.
Таким образом, сравнительный анализ правового регулирования юридических лиц в Российской Федерации и по праву зарубежных государств позволил сделать следующие выводы.
Понятие и признаки юридического лица во всех странах практически совпадает, а именно юридические лица – это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать права и нести обязанность, быть истцами и ответчиками в судах и в третейских судах (арбитражных). При этом зарубежное законодательство выработало универсальные модели корпоративных и унитарных юридических лиц, допуская вариации с учетом национальных особенностей и современных тенденций экономического развития
В России проведенная реформа в 2014 г. Гражданского кодекса Российской Федерации упорядочила существующие положения законодательства об организационно-правовых формах юридических лиц. Отчасти реформа отчасти решила вопрос об упорядочении организационно-правовых форм юридических лиц.
Однако для того, чтобы реформа эффективно решала вопросы организации и деятельности современных юридических лиц, важно все же детальнее проработать отдельные ее положения. В частности:
исключить смешивание в правовых актах признаков форм собственности, а именно частной, государственной, муниципальной и иных, так как с юридической точки зрения они признаются по-разному и соответственно меры защиты различны.
необходимо дальнейшее совершенствование положений о вещном праве.
реализовать проработку основных положений о товариществе собственников недвижимости, в частности, по вопросу перечня объектов недвижимости, которые могут стать основанием для организации товарищества собственников недвижимости; основные признаки товарищества собственников недвижимости как юридического лица.