Собираетесь заказать дипломную работу по анализу, но не знаете где? Обращайтесь в Work5! Мы выполним дипломную работу по всем вашим требованиям.
. Задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования изучить возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса у детей среднего школьного возраста к урокам физической культуры. 2. Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у детей среднего школьного возраста. 3. Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры. Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс формирования интереса у детей среднего школьного возраста к урокам физической культуры будет более эффективным при целенаправленном и систематическом использовании оптимальных соотношений различных методов упражнений в содержании уроков физической культуры. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Анализ специальной литературы по теме исследования. 2. Анкетирование. 3. Опрос 4. Педагогическое наблюдение. 5. Педагогический эксперимент. 6. Методы математической статистики. Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников к урокам физической культуры. Практическая значимость: разработанное и апробированное соотношение методов упражнения может быть использовано для формирования интереса школьников к урокам физической культуры в учебном процессе. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе средних школ, а также в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Ключевой проблемой образования на современном этапе развития общества, в условиях стремительного проникновения во все сферы жизнедеятельности информационных и технических новинок, является создание, поддержание и развитие интереса учащихся к классическому образованию. При этом понятие «интерес» неразрывно связан с мотивацией к обучению. Впервые термин «мотивация» был введен немецким философом А. Шопенгауэром в 19 веке как «причинность, рассматриваемая изнутри». Рассмотрим различные трактовки понятия «мотивация». В психологии понятие мотивации определяют, как: • совокупность мотивов, которая определяет ту или иную деятельность (Л.И. Божович [12]); • иерархическая организация всей системы побуждений (Рубинштейн [21]); • «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т. д.» (В.Г. Асеев [1]). Таким образом, психологи рассматривают мотивацию в качестве сложного многоуровневого регулятора жизнедеятельности человека – «его поведения, деятельности». Все это, по мнению И.А. Зимней, с одной стороны, «позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, и включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре» [9]. И.А. Зимняя также отмечает, что, «понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии» [9]. Асеев В.Г. отмечает, что «динамика формирования личности скрывает в себе те устойчивые закономерности, раскрытие которых является основной целью психологии. Самыми важными из них являются закономерности развития мотивации как высшей формы регуляции психических процессов и движущей силы человеческой деятельности» [1]. А.К. Маркова под мотивацией учения понимает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и др.» [32]. При этом развитие учебной мотивации лежит в основе многих деятелей в области педагогической науки. Например, роль и место мотивов в активизации учебной деятельности исследовал Е.П. Ильин [13] А.Н. Леонтьев [14]. Вопросам развития учебной мотивации в рамках образовательного процесса посвящены работы А.К. Марковой [32], Г.И. Щукиной [35] и др. По мнению А.К. Марковой, «цель определяет направленность активности школьника на промежуточный результат, а в практической деятельности без умения школьника ставить цели и продумывать способы их достижения в учебной деятельности даже зрелые формы потребностей и мотивов остаются нереализованными» [32]. В педагогике достаточно хорошо изучены и разработаны вопросы целеполагания и связанные с этим проблемы. В научно-педагогической литературе принято относить учебную мотивацию учащихся к одному из пяти видов [15]. Учащиеся с наиболее высоким уровнем мотивации отличаются стремлением достичь наилучших результатов, творческим подходом к решению задач и заинтересованностью во внеклассовых занятиях и элективных курсах. Учащиеся с относительно высокой мотивацией достигают хороших результатов в усвоении материала и отличаются общей прилежностью по многим предметам школьной программы, посещают дополнительные занятия. К третьей группе можно отнести учащихся, которые, в целом, положительно относятся к учебному процессу и школе, однако достигают лишь средних показателей в освоении предмета и не имеют мотиваций к внеклассовым занятиям. Низкой мотивацией отличаются учащиеся четвертой группы. Они нерегулярно посещают учебное заведение, не отличаются внимательностью на занятиях, испытывают проблемы с адаптацией к коллективу и школе в целом. Учащиеся с крайне низкой, практически отсутствующей мотивацией, имеют отрицательное отношение к школе, неуживчивы в коллективе. У них плохие отношения с преподавателя, часто агрессивны и отказываются выполнять установленные правила и распорядки. Рассматривая понятие «мотивация», принято выделять несколько структурных элементов: потребности учащегося, движущие мотивы, цели, которые преследуют учащиеся, эмоциональные переживания. Применительно к учебно-познавательной деятельности потребности можно классифицировать следующим образом: потребность в своего рода трудовой деятельности, потребность в получении новых знаний, умений, информации, потребность в общении и со сверстниками, и с преподавателями, потребность в отдыхе, восстановлении. Стоит отметить, что мотивацию учебной-познавательной деятельности следует рассматривать как разнообразную систему стимулов и побуждений, которая направляет учащихся на учебную и познавательную деятельность в целях достижения других поставленных задач. Учебная деятельность включает систему побуждений к изучению технологий, методов и способов обучения. Познавательная деятельность – это система побуждений, направленная на овладение непосредственно знаниями по изучаемому предмету. Воплощением потребностей учащегося являются движущие им мотивы. Единообразной трактовки понятия «мотив» не существует. Однако, применительно к теме данной работы, думается, что под мотивом следует понимать форму реализации потребности учащегося к познавательной деятельности, его представления и намерения, чувства и идеи. Также, отсутствует единая классификация всех мотивов. Обзор работ педагогов, посвященных исследованию мотивов, позволил выделить следующую классификацию: По своему содержанию среди мотивов к познавательной деятельности можно выделить: • мотивы к самореализации • мотивы к позитивным достижениям • мотивы к общению и игре • мотив к учебной деятельности, к познанию. По длительности действия мотивы бывают перманентными, одномоментными и краткосрочными. По степени проявления, мотивы можно подразделить на: • устойчивые мотивы; • слабо выраженные мотивы; • мотивы нейтральные или средней степени проявления. Таким образом, проблема мотивации в обучении не новая. Значение ее утверждали многие известные ученые, педагоги, психологи. При этом одним из мотивов деятельности, по мнению Г.И. Щукиной является «интерес учащихся, который выражается в их стремлении к более глубокому изучению предметов, явлений, познанию их отличительных и существенных свойств» [35]. По Г.Ф.В.Гегелю интерес: «...есть содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта. Но деятельность есть главное определение субъекта, благодаря ей совершается переход субъективного в объективное. Интерес завершается, следовательно, определенным объективным делом и воплощается в нем. Интерес есть момент субъективной единичности ее деятельности во всяком деле, получающем осуществление. Ничто не осуществляется поэтому помимо интереса» [4]. По вопросу соотношения интересов и потребностей М.А. Гордон, высказал мысль о том, что «интересы возникают на базе потребностей, что в интересе обязательно проявляется та или иная потребность» [5]. Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова отмечают, что «на основе элементарной познавательной потребности формируется интерес, а на основе интереса развиваются потребности более высокого уровня» [35, 16]. Придерживаясь такой позиции, В.А. Папенко считает, что «на основе элементарной потребности в движении формируется интерес к занятиям физическими упражнениями, а на его основе развивается потребность в физическом совершенствовании» [19]. Осознание человеком своей потребности превращает ее в интерес. Проявление интереса, в свою очередь, формирует мотив поведения, вызывает побуждение к деятельности. По мнению Н.Г. Морозовой, существует «два пути формирования положительного отношения к учению. Один путь – через положительные переживания, связанные с тем, что сопровождает усвоение учебного материала, т.е. формирование эмоционально-положительного отношения к учению. Этот путь особенно важен при отсутствии интереса к какой-либо области знаний. Он является также основным на ранних этапах школьного обучения, но не утрачивает своей важной роли и на последующих возрастных ступенях обучения (даже для взрослых). Другой путь воспитания положительного отношения и интереса к учению лежит через формирование мотивов долга, социальной значимости, осознание личного и общественного смысла учения. Наибольшее значение он имеет во второй половине среднего и в старшем школьном возрасте. Иногда второй путь идет вслед за первым, но чаще в тесном взаимодействии с ним» [16]. В связи с этим Н.Г. Морозова акцентирует внимание на том, что одним из основополагающих моментов в учении является «эмоциональная привлекательность усвоения учебного материала, что достигается применением соответствующих средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников. Это является необходимым условием и для процесса физического воспитания учащихся. Далее она отмечает, что интерес необходимо понимать, как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [16]. С.А. Фирсин отмечает, что «интерес школьников к учению есть разрешение противоречия между необходимым и желаемым в содержании учебного процесса. Формирование его возможно через эмоциональную привлекательность занятий, что особенно важно в среднем школьном возрасте, а также через осознание значимости и необходимости учения» [30]. Ряд авторов (Н.А. Фомин, В.П. Филин, Е.П. Ильин), исследующих формирование интереса школьников к урокам физической культуры, высказывают мысль об изменении мотивов к занятиям с возрастом: «у младших школьников они характеризуются неустойчивостью, зависящей от внешних обстоятельств, применяемых форм и методов воспитания» [31,11]. «Мотивы школьников старших классов отличаются уравновешенностью, стабильность и большой социальной значимостью, но они тоже, как и у школьников других возрастов, нуждаются в подкреплении» [31]. При этом следует отметить, что «средний школьный возраст является в этом отношении переходным, и, соответственно, мотивы занятий физическими упражнениями могут носить временный характер, быть нестабильными, иметь узко социальную направленность» [31]. К завершению данного возрастного периода «мотивы и отношение к занятиям физическими упражнениями, при соответствующих воспитательных воздействиях постепенно приобретает устойчивость и социальную значимость» [31]. Именно поэтому для начального периода среднего школьного возраста важно наличие положительных эмоций на занятиях физическими упражнениями, поскольку именно они в большинстве случаев определяют интерес с данным занятиям. Важны в этом отношении выводы Ю.К. Бабанского, установившего, что «пик активности занятий физической культурой и спортом приходится у мальчиков на 8 класс, а у девочек – на 7 класс. Затем следует снижение числа подростков, занимающихся физической культурой и спортом» [2]. Данный факт подтверждают и исследования В.А. Папенко, согласно которым именно поэтому «логично начинать воздействовать на интерес школьников к урокам физической культуры до периода его снижения» [19]. Именно поэтому наряду с изучением физкультурно-спортивных интересов школьников особая роль отводится условиям и факторам влияния на возникновение и развитие этих интересов. Большое количество работ посвящено изучению влияния социального окружения школьников на их интересы к физической культуре и спорту. При этом важная роль отводится семье и друзьям. Существует точка зрения, что «большую роль в формировании у школьников физкультурно-спортивных интересов играют родители, отношение их к занятиям физическими упражнениями» [3,8]. Многие авторы сходятся во мнении, что «большое значение в формировании у школьников физкультурно-спортивных интересов имеет работа учителя физической культуры» [3,8,19,30]. «Создание положительного эмоционального фона, педагогический такт, соблюдение меры посильного, учет индивидуальных особенностей детей и многое другое, являясь объективными условиями проведения урока и отражаясь в сознании ребенка, формируют его положительную внутреннюю позицию к занятиям физическими упражнениями и уроку физической культуры» [22]. Исследованиями установлено, что «в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности» [3,8]. П.К. Дуркин отмечает, что «существует два пути формирования интереса школьников к учению, в том числе и урокам физической культуры, «один из которых лежит через положительно окрашенные переживания в процессе занятий. Эмоциональность уроков оставляет у учащихся сильное новое впечатление, оно заставляет школьников стремиться задержать возникшую эмоцию. Если эти эмоции новизны, интересности повторяются достаточно часто, то они становятся основой для возникновения интереса и положительного отношения школьников к урокам физической культуры. Второй путь воспитания интереса школьников к урокам физической культуры «лежит через осознанное отношение к ним, формирование мотивов социальной значимости, личного и общественного смысла занятий физическими упражнениями» [7]. Наибольшее значение он «приобретает во второй половине среднего, а также в старшем школьном возрасте. Иногда второй путь идет вслед за первым, но чаще в тесном взаимодействии с ним» [7]. Под методами упражнения в физическом воспитании понимаются «способы применения физических упражнений» [Холодов, Кузнецов]. К специфическим методам физического воспитания относятся: «методы строго регламентированного упражнения; игровой метод (использование упражнений в игровой форме); соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме)» [Холодов, Кузнецов]. С помощью этих методов «решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств» [33]. Методы строго регламентированного упражнения Это методы, с помощью которых действия занимающихся организуются «с возможно полным предписанием порядка выполнения операций, входящих в это действие, дозирования нагрузки, ее изменение по ходу выполнения упражнения, моделирование определенных условий, в которых выполняется данное упражнение и т.д.» [33]. В практике физического воспитания все «методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1. методы обучения двигательным действиям; 2. методы воспитания физических качеств» [33]. Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся: Метод целостно-конструктивного упражнения. Сущность его состоит в том, что «техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре движения, без расчленения на отдельные части» [20]. Расчлененно-конструктивный метод. Предусматривает «расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое» [25]. Метод сопряженного воздействия. Сущность его состоит в том, что «техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий (при метании утяжеленного копья, прыжках в длину с утяжеленным поясом и т.п.)» [26]. Методы стандартного упражнения «направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным)» [28]. Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной) [28]. Наиболее распространенными разновидностями данного метода являются: а) равномерное упражнение (длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнений); б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений). Метод стандартно-интервального упражнения – это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Методы переменного упражнения - данные методы характеризуются «направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма» [6]. Круговой метод представляет собой «последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и интервальной работы» [18]. Для каждого упражнения определяется место, называемое «станцией». Благодаря методу круговой тренировки можно развить как общие физические качества, так и одно двигательное качество. Суть тренировки по круговому методу состоит в следующем: 8−12 упражнений выполняются по кругу, чтобы оказать на мышцы длительное воздействие. В отдельных случаях это может быть повторение одного упражнения. Метод круговой тренировки повышает нагрузку на сердечно- сосудистую систему и органы дыхательного аппарата. Метод круговой тренировки включает в себя упражнения на гибкость, ловкость, расслабление. Программа тренировок должна быть комбинированной, то есть задействовать разные группы мышц. Круговой метод имеет три варианта выполнения: непрерывно-поточный, поточно- интервальный и интенсивно-интервальный. Непрерывно-поточная тренировка предусматривает выполнение упражнений безостановочно, одно за другим с маленьким интервалом для отдыха. Повышение индивидуальной нагрузки происходит за счёт увеличения мощности работы. Кроме того, увеличивается количество упражнений в одном или нескольких раундах (кругах). Сокращается время выполнения упражнений (10−15 секунд), но возрастает время отдыха (30−40 секунд). Такой вариант эффективен для комплексного развития двигательных качеств. Поточно-интервальный тренинг состоит из 20−40-секундных упражнений по простой технике. Период отдыха во время такого вида тренинга минимален, ведь основная задача поточно-интервальной методики заключается в том, чтобы развить силовую выносливость, совершенствовать дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Интенсивно-интервальная тренировка подходит для подготовленных спортсменов. Мощность упражнений достигает 70% от максимума возможностей и достигается путём увеличения интенсивности. Сокращение времени выполнения упражнений и увеличение времен отдыха (40 — 90 секунд). Соревновательный метод Соревновательный метод – это «выполнение физических упражнений в конкурентном сопоставлении сил в условиях упорядоченного соперничества или достижения возможно высокого результата» [22]. Данный метод готовит спортсменов или любителей к соревнованиям и марафонам. Использование соревновательного метода упражнения в уроке физической культуры «создает особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие упражнения на организм школьников. Это одно из главных достоинств и особенностей этого метода. Но это своеобразие является и некоторым ограничением использования соревновательного метода, поскольку он предоставляет ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. В этом отношении он занимает промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения» [34]. Игровой метод - это «выполнение физических упражнений с использованием сюжетно-ролевой подвижной или спортивной игры» [22]. Игровой метод - это творческий подход к решению спортивных задач и достижению намеченных целей. Физическая нагрузка в спортивной игре практически не поддаётся дозировке, но может регулироваться набором определённых действий, например, спортивные игры: футбол, волейбол, хоккей и другие. У большинства авторов не вызывает сомнения «эффективность применения игрового метода при комплексном воспитании физических качеств и совершенствовании двигательных действий» [10, 23]. Однако существует «некоторое разночтение в использовании игрового метода на начальных этапах освоения разучиваемого движения» [24,29]. В связи с этим Л.П. Матвеев высказался следующим образом: «Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям, или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентации, находчивость, самостоятельность, инициативность» [24]. Такого же мнения придерживается А.А. Гужаловский говоря о том, что «игровой метод способствует совершенствованию освоенного двигательного действия и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий» [6]. Но существует несколько иная точка зрения. Ю.Д. Железняк считает, что «в первый месяц специализированных занятий спортивными играми процесс овладения основными технико-тактическими навыками, умениями и знаниями протекает быстрее и качественнее при использовании подвижных игр» [23]. Подобную мысль об эффективном использовании игрового метода в технической подготовке юных гимнастов высказывает в своих работах М.А.Иванов [10]. В.А. Папенко приводит данные опроса опытных учителей и пишет: «...при ответах на вопрос о формировании стойкого интереса к занятиям физической культурой респонденты отдали предпочтение в 84% игровой методике, а при выборе методики при обучении двигательным действиям предпочитали указанную методику в 80% и в соответствии со своим личным опытом, указывали, что это наиболее нравящийся метод упражнения в начальных классах» [19]. Но увеличение игрового материала в уроке не безгранично, и поэтому в работе Л.П. Матвеева говорится о том, что «в стремлении провести урок интересно нельзя перегружать его развлекательными моментами, в частности, игровыми, так как это может перевозбудить детей, лишить их способности сосредоточиться на менее интересных, но необходимых упражнениях» [27]. Влияние различных методов упражнения на интерес школьников исследовался различными авторами. Так, Л.П. Матвеев акцентирует внимание на ключевом моменте в выборе и применении методов упражнения, а именно: «В результате сложились три типа методов: строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. Отношение к этим методам в различных системах физического воспитания долгое время было не свободно от тенденции к неоправданному противопоставлению (в ряде европейских стран, например, недооценивался соревновательный метод, а в некоторых американских странах – методы строго регламентированного упражнения). В этой связи принципиально важно исходить из того, что ни один метод, каким бы хорошим он ни был сам по себе, взятый в отрыве от других, не может рассматриваться как единственно полноценный. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию комплексных задач физического воспитания» [27]. Этой же точки зрения в применении различных методов упражнения придерживается А.А. Гужаловский. Он высказывают мысль о том, что «наилучших результатов добьются те тренеры, которые, не переоценивая роли игрового и соревновательного методов, будут творчески стремиться к оптимальному их сочетанию с другими средствами и методами обучения, воспитания физических качеств и личности ребенка в зависимости от конкретных педагогических задач и индивидуальных особенностей занимающихся» [6]. В данном исследовании мы будем придерживаться вышеизложенной точки зрения о необходимости сочетания всех методов упражнения для формирования мотивации к обучению. Выводы по главе В настоящее время педагоги все активнее исследуют возможности добровольного вовлечения детей в учебный процесс, создания заинтересованности и эмоциональной привлекательности занятий, их мотивированности, учета потребностей и интересов школьников. Основными методами упражнения являются: методы строго регламентированного упражнения; игровой метод соревновательный метод. В данном исследовании мы будем придерживаться точки зрения о необходимости сочетания всех методов упражнения для формирования мотивации к обучению. Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования исследовать возможности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. 2. Определить влияние различного соотношения методов упражнения на уровень интереса к урокам физической культуры у школьников 6-7 классов. 3. Определить оптимальное сочетание методов упражнения в процессе физического воспитания учащихся средних классов на уроках физической культуры. В курсовой работе использовали следующие методы исследования: 1. Анализ специальной литературы по теме исследования. 2. Анкетирование. 3. Опрос 4. Педагогическое наблюдение. 5. Педагогический эксперимент. 6. Методы математической статистики. 7. Анализ специальной литературы по теме исследования позволил обобщить существующие взгляды по проблеме исследования, подобрать методики для проведения исследования. Анкетирование Анкетирование школьников проводилось по специальной анкете для определения уровня интереса к урокам физической культуры Опрос Применялся с целью изучения мотивов посещения и выявления уровня интереса школьников 6-7 классов к урокам физической культуры (ранжирование по значимости (см. приложение). Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение проводилось за всеми участниками педагогического эксперимента на всех этапах исследования. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент заключался в организации исследования с целью выяснения эффективности влияния различных методов упражнения на формирование интереса школьников к урокам физической культуры. Педагогический эксперимент заключался в том, что в четырех классах (6 «Б», 6 «В», 7 «Б», 7 «В») уроки физической культуры проводились с использованием различных способов соотношения различных методов обучения: методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного. Педагогический эксперимент включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Методы математической статистики. Для обработки полученных экспериментальных данных были использованы общепринятые методы математической статистики. Были вычислены следующие величины: 1. средняя арифметическая величина. 2. среднее квадратичное отклонение. 3. стандартная ошибка среднего арифметического 4. параметрический критерий t – Стьюдента и p-критерий с помощью компьютерной программы «Статистика». В исследовании принимали участие 50 человек (6-7 классы). Задачи исследования решались в три этапа. Исследование включало в себя три этапа: На первом этапе была сформулирована тема исследования. Также на этом этапе были сформулированы основные принципы исследования, его гипотеза, цели и задачи. Также на данном этапе был проведен анализ литературных источников по проблеме, подобраны методы исследования. Этот этап также включал изучение мотивов посещения школьниками уроков физической культуры (анкетирование и опрос ). Измерение уровня активности и интереса к урокам по показателям успеваемости и посещаемости (на основе изучения классных журналов). На втором этапе были разработаны и апробированы уроки по физической культуре с различным соотношением методов упражнений. Педагогический эксперимент заключался в том, что в четырех классах (6 «Б», 6 «В», 7 «Б», 7 «В») уроки физической культуры проводились с использованием различных способов соотношения различных методов обучения: методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного В ходе занятий в каждом экспериментальном классе решались единые образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, но соотношение методов упражнения при этом были различны. На третьем этапе после проведения занятий с использованием различного соотношения методов упражнения участники экспериментальных групп вновь прошли анкетирование и опрос, по результатам которых можно было определить динамику интереса к урокам физической культуры в зависимости от применяемого соотношения методов упражнения. На этом же этапе был проведен качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследований были обобщены и на их основе были сформулированы выводы и оформлена выпускная квалификационная работа. Выводы по главе Во второй главе нами были сформулированы и уточнены задачи исследования, подобраны методы исследования и спланирован педагогический эксперимент. После выявления мотивов посещения школьниками 6-7 классов уроков физической культуры и оценки уровня активности и интереса к урокам, учитывая показатели успеваемости и посещаемости (на основе изучения классных журналов) была разработана методика обучения, учитывающая соотношение различных методов упражнения. Ученики 6 «В» и 7 «В» классов вошли в состав экспериментальных групп, а ученики 6 «Б» и 7 «Б» - в состав контрольных групп. • В сочетании методов №1 метод строго регламентированного упражнения применялся в объеме 40%, соревновательный и игровой методы • 60%; сочетании методов №2 метод строго регламентированного упражнения применялся в объеме 55%, соревновательный и игровой методы 25% • 45%; в сочетании методов №3 метод строго регламентированного упражнения применялся в объеме 70%, соревновательный и игровой методы • 30%: в сочетании методов №4 метод строго регламентированного упражнения применялся в объеме 55%, соревновательный и игровой метод 45%. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе были проанализированы цели и мотивы, побуждающие школьников 6-7 классов к занятиям физическими упражнениями. На основании полученных данных можно сделать выводы, что только 60,2% школьников считаю необходимыми занятия физическими упражнениями и спортом, 21,3% - не полностью уверены в необходимости занятий физическими упражнениями и спортом; 17,1 % опрошенных вовсе не видят необходимости для занятий физическими упражнениями спортом в настоящее время. Учитывая, что почти 40% учеников не считают занятия физическими упражнениями необходимостью, свидетельствует о недостаточном уровне осознанного отношения к физической культуре и осознанию ее важности. При этом следует отметить, что данный факт отрицательно сказывается и на посещаемости: у учеников с более высокими установками на занятия физическими упражнениями посещаемость выше, и наоборот. Таким образом, на основании полученного исследования были сделаны выводы, что основным мотивом, побуждающим школьников 6-7 классов к занятиям физическими упражнениями является получение оценки (42%). На третьем этапе исследовался интерес к урокам физической культурой в экспериментальных и контрольных группах, занимающихся с разным соотношением методов упражнений. Полученные результаты представлены в таблицах. По итогам полученных результатов были сделаны следующие выводы: В контрольной группе при соотношении методов №1 (40/60) среднее значение места урока по физические культуре до эксперимента составляло l,64 ранга, а по окончании эксперимента - 1,24 ранга. При этом было получено статистически достоверное уменьшение среднего значения места урока физической культуры у школьников (р<0,05), на основании чего можно сделать вывод, что данное соотношение методов оказывает положительное влияние на интерес школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. В контрольной группе при соотношении методов №2 (55/45) средне значение исследуемого показателя составило 1,69 ранга до эксперимента и 1,14 ранга после эксперимента (р<0,05). В контрольной группе при соотношении методов №3(70/30) среднее значение места урока физической культуры до эксперимента составило 1,62 ранга, а после эксперимента - 1,74 ранга (р>0,05). Следует отметить, что изменение показателя статистически не достоверно. В контрольной группе при соотношении методов №4 (85/15) среднее значение исследуемого показателя составило l,6 ранга до эксперимента и 2,1 ранга после эксперимента (р<0,05). На основании полученных данных можно сделать вывод, что используемое соотношение методов снижает интерес школьников к урокам физической культуры. В экспериментальной группе при соотношении методов №1 (40/60) среднее значение места урока физической культуры до эксперимента равнялось 2,7 ранга, а после эксперимента - 2,2 ранга. При этом было получено статистически достоверное уменьшение среднего значения места урока физической культуры у школьников (р<0,05), на основании чего можно сделать вывод, что использованное соотношение методов оказывает положительное влияние на интерес школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. В экспериментальной группе при соотношении методов №2 (55/45) средне значение исследуемого показателя составило 3,0 ранга до эксперимента и 2,57 ранга после эксперимента (р<0,05). На основании чего можно сделать вывод, что использованное соотношение методов также оказывает положительное влияние на интерес школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. В экспериментальной группе при соотношении методов №3(70/30) среднее значение места урока физической культуры до эксперимента составило 2,89 ранга, а после - 3,09 ранга (р>0,05). При этом следует отметить, что изменение данного показателя статистически не достоверно. В экспериментальной группе при соотношении методов №4 (85/15) среднее значение исследуемого показателя составило 2,95 ранга до эксперимента и 3,55 ранга после эксперимента (р<0,05). На основании полученных данных можно сделать вывод, что используемое соотношение методов снижает интерес школьников к урокам физической культуры. На основании полученных данных можно сделать вывод, что соотношение методов (строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного), находящиеся в пределах 36-75% и 65-35%, оказывают положительное влияние на интерес школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. Применения соотношения методов, не входящих в данные границы, способны снижать интерес школьников к урокам физической культуры. На следующем этапе был проведен анализ посещаемости и успеваемости. Анализ посещаемости и успеваемости учащихся на уроках физической культуры, основанный на данных журналов классов, показали, что в контрольной группе успеваемость возросла в среднем на 2,2 балла (по 10 балльной шкале оценке, принятой в школе), а в экспериментальной группе – на 2.8 балла. На следующем этапе в ЭГ и КГ ученикам было предложено выполнить задание одинаковой сложности по проведению спартакиады. По результатам проведения был произведен подсчет ошибок в обеих группах. Данные свидетельствуют о более эффективном выполнении задания по физкультурно-спортивной деятельности учащихся в ЭГ, в более активном переносе у них знаний, умении и навыков физической культуры. При этом результаты участия в спортивных состязаниях также были разными - команда ЭГ в среднем, одержала побед больше на 24%, чем команда КГ. С целью получения достоверных результатов исследования было проведено сопоставление данных, полученных по оценке учителей и методистов, и самооценки умений и навыков школьниками. Таким образом, по окончании эксперимента было отмечено улучшение всех показателей, подтверждающих эффективность выбранного соотношения методов упражнений. Выводы по главе Автором настоящего исследования была подготовлена и апробирована на практике методика оптимального соотношения различных методов упражнения на формирование интереса школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. Так, в результате педагогического эксперимента было установлено, что оптимальным соотношением методов упражнения для формирования интереса школьников следует считать сочетание, при котором методы строго регламентированного упражнения составляют 55%, а игровой и соревновательный - 45% от времени урока. Использование данного соотношения методов упражнения оказывает влияние на повышение интереса школьников 6-7 классов к урокам физической культуры. Таким образом, полученные результаты исследования показали эффективность проведенной работы.