Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность как показатель устойчивости развития розничного торгового бизнеса на потребительском рынке 6
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности розничного торгового предприятия 6
1.2. Основные факторы внешней и внутренней среды, определяющие конкурентоспособность розничного торгового предприятия 7
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия 12
Глава 2. Оценка конкурентоспособности розничной торговой сети ООО «Агроторг» на потребительском рынке 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 16
2.2. SWOT-анализ факторов работы компании «Агроторг» 24
2.3. Матрица М. Портера для оценки угроз конкурентоспособности бизнеса «Агроторг» 27
Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности розничной торговой сети ООО «Агроторг» на потребительском рынке 35
3.1. Основные тренды развития розничных торговых сетей в современных условиях 35
3.2. Тренды развития розничной торговой сети «Пятерочка» на 2022 год в условиях санкционных ограничений 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение 1 Бухгалтерский баланс ООО «Агроторг» 2019-21 44
Приложение 2 Отчет о финансовых результатах ООО «Агроторг» 2019-21 45
Приложение 3 Организационная структура ООО «Агроторг» 46
Читать дальше
Конкурентоспособность является комплексным показателем, который учитывает все направления развития компании
- работу с учредителями бизнеса;
- финансовую стратегию;
- политика в отношении сотрудников;
- мероприятия по повышению рыночной доли.
Для повышения конкурентоспособности экономического субъекта рекомендуется использовать метод стратегий, который предполагает разработку и внедрение к реализации документа по развитию компании. Внедрение стратегии представляет собой сложный, многоэтапный процесс. Документ должен быть разработан только через анализ и прогноз основных макроэкономических показателей, данных отчетности.
По результатам анализа конкурентоспособности компании розничной торговли все факторы ООО «Агроторг» можно разделить на две большие группы
- внешние (не зависят от менеджмента бизнеса);
- внутренние (полностью определяются управленческими решениями руководителей компании).
Особенность внешних факторов в экономической среде России заключается в особой форме государственного правления – ультрапрезидентская форма. Фактически все решения по макропоказателям не поддаются прогнозам, что не оставляет времени для адаптации субъектам экономики. Отсюда следует высокий уровень юридических рисков, когда законодательные акты перед принятием не проходят согласования с участниками рыночной среды, что приводит к дополнительным убыткам.
Такой важный показатель доступности к финансовым ресурсам как ключевая ставка Банка России, меняется почти ежемесячно. Так в марте ее рост составил порядка 15%. Отсюда значительное удорожание кредитных средств и сокращение базы для развития бизнеса.
Розничная торговля продуктами является объектом тщательного контроля со стороны органов государственной власти. Например, в 2020 году проводилось антимонопольное расследование в отношении сетей «Пятерочка» и «Магнит. Государство дополнительными нормативными актами сдерживает рыночное ценообразование в секторе, что снижает базу для достижения высоких финансовых результатов.
По результатам анализ отчета о финансовых результатах ООО «Агроторг» отмечается рост эффективности. Так рентабельность продаж выросла с 3,3 до 16%. Использование метода цепных подстановок факторного анализа показало, что основной рост эффективности связан с ростом прибыли от продаж.
Таким образом, такой внутренний фактор компании «Агроторг» как прибыль от продаж обеспечил рост эффективности в 2021 года на 13,3%. Прибыль от продаж рассчитывается через аддитивную модель, что позволяет углубить анализ методом цепных подстановок. В результате его применения было показано, что наибольшую часть роста прибыли от продаж обеспечило снижение себестоимости проданных товаров. Фактически компания «Агроторг» учится использовать практически монопольное положение покупателя на рынке продуктов и снижать закупочные цены.
Для оценки факторов компании «Агроторг» в работе был применен SWOT анализ, который показал, что за 20 лет работы на рынке продуктового ритейла была завоевана значительная ниша (количество магазинов выросло с 1 до 15,5 тыс. руб.). Фактически бизнес является лидером на рынке розничной торговли продуктами.
Читать дальше
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) - URRL/https://www.base.garant.ru/10900200/ (Дата обращения 10.05.2022 г.)
2. Абдурахимова Ф. Т. Конкурентоспособность: понятие и факторы // Life Sciences and Agriculture. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-ponyatie-i-faktory (дата обращения: 26.05.2022).
3. Дашков, Л. П. Теоретические основы организации предпринимательской деятельности в форме государственно-частного партнерства / Л. П. Дашков, О. А. Репушевская. – Текст: непосредственный // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2019. – № 6. – С. 114–119. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 117–119 (дата обращения: 10.05.2022).
4. Демчук К.Д. Конкурентоспособность и финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компаний в сравнении ПАО магнит и Х5 Retail Group // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №1-1 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-i-finansovye-instrumenty-povysheniya-konkurentosposobnosti-kompaniy-v-sravnenii-pao-magnit-i-h5-retail-group (дата обращения: 26.05.2022).Абрамов К.Д., Лымарева О.А. Конкурентоспособность персонала на предприятии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-personala-na-predpriyatii (дата обращения: 10.05.2022).
5. Ендовицкий Д.А. Формирование и анализ показателей прибыли организации // Экономический анализ: теория и практика. 2004. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-5 (дата обращения: 10.05.2022).
6. Жмячкин А. М. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-5 (дата обращения: 10.05.2022).
7. Марущак И.И., Гончаров В.В. Система факторов, влияющих на конкурентоспособность организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-faktorov-vliyayuschih-na-konkurentosposobnost-organizatsii (дата обращения: 26.05.2022).
8. Кокорев А. С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании // Московский экономический журнал. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-konkurentosposobnosti-i-finansovoy-ustoychivosti-kompanii (дата обращения: 26.05.2022).
9. Мукаддасзода, Ф. М. Развитие государственно-частного партнёрства в сфере рыночных услуг : теоретические и прикладные аспекты : монография / Ф. М. Мукаддасзода ; под редакцией Л. Х. Саидмуродова ; Таджикский государственный университет коммерции. – Душанбе : «Ирфон», 2018. – 285 с. – Текст : непосредственный
10. Рындина Т. И., Захарова Л. Н. Инструменты оценки конкурентоспособности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-otsenki-konkurentosposobnosti (дата обращения: 10.05.202)
11. Садыкова К.В., Ляндау Ю.В., Соколова Ю.Д., Стюрина Д.Е., Фатьянова И.Р. Внедрение сбалансированной системы показателей в управление образовательной компанией (на примере компании «Школа Дела») // Инновации и инвестиции. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-sbalansirovannoy-sistemy-pokazateley-v-upravlenie-obrazovatelnoy-kompaniey-na-primere-kompanii-shkola-dela (дата обращения: 10.05.202)
12. Сапунов А.В. Оптимизация инструментов стратегического анализа // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-instrumentov-strategicheskogo-analiza (дата обращения: 10.05.2022)
13. Сидякова В. Н., Орлова А. Ил., Смирнова Ж. В. Графические методы оценки конкурентоспособности товара // Московский экономический журнал. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskie-metody-otsenki-konkurentosposobnosti-tovara (дата обращения: 26.05.2022).
14. Хабарова И. А., Хабаров Д. А., Лагодный Е. Н., Кустачева Наталья С. Основообразующие факторы конкурентоспособности предприятий // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovoobrazuyuschie-faktory-konkurentosposobnosti-predpriyatiy (дата обращения: 26.05.2022).
15. Kaplan R. S., Norton D. P. 2001a. Transforming the balanced scorecard frоm performance measurement to strategic management: Part I. Accounting Horizons 15 (1): 87–104
16. Porter M. (2016) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Moscow, Alpina Publisher Publ. 456 (in Russian)
17. Официальный сайт компании «List-Org» - Электронный источник – URRL/ https://www.list-org.com/company/7852361/report/ Дата обращения 10.05.202
18. Официальный сайт компании «Forbes» - Электронный источник – URRL/https://https://www.forbes.ru/rating-photogallery/313529-20-samykh-dorogikh-kompanii-runeta-reiting-forbes/photo/8 Дата обращения 02.05.2022
19. Сайт справочной системы Ассистентус - Электронный источник – URRL/https://https://www.forbes.ru/rating-photogallery/313529-20-samykh-dorogikh-kompanii-runeta-reiting-forbes/photo/8 Дата обращения 06.05.2022
Читать дальше