Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения специфики школьного анализа малой литературной формы (на материале рассказов А.И. Куприна «Аль-Исса», «Столетник») 5
1.1. Особенности восприятия литературы читателями-школьниками 5
1.2. Рассказ и сказка как малая литературная форма 8
2. Анализ специфика школьного анализа малой литературной формы на материале рассказов А.И. Куприна «Аль-Исса», «Столетник» 14
2.1. Особенности преподавания творчества А.И. Куприна 14
2.2. Изучение рассказов А.И. Куприна «Аль-Исса», «Столетник» как малой литературной формы 17
Заключение 23
Библиографический список 25
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основные цель: изучение специфики школьного анализа малой литературной формы (на материале рассказов А.И. Куприна «Аль-Исса», «Столетник»). Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрены особенности восприятия литературы читателями-школьниками;
- изучен рассказ и сказка как малая литературная форма;
- рассмотрены особенности преподавания творчества А.И. Куприна;
- проанализировано изучение рассказов А.И. Куприна «Аль-Исса», «Столетник» как малой литературной формы.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Школьное изучение произведений А.И. Куприна необходимо проводить в три основных этапа:
- чтение литературного материала;
- сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве;
- анализ произведений.
Учитывая вышеназванные особенности произведений Куприна, предлагаем следующие рекомендации:
- изучение произведений А.И. Куприна нужно начинать именно со знакомства с биографией писателя и своеобразия творческой манеры, т.к. одна из особенностей его творчества – автобиографизм;
- при проведении уроков литературы важны как подготовка учителя, так и самостоятельная, исследовательская, поисковая, проектная деятельность учащихся, которая поможет не только усвоить материал, но и повысит результативность работы, пробудит интерес учащихся к изучаемому автору;
- изучение повести «Гранатовый браслет» требует особого внимания учителя, потому что восприятие идейного содержания неоднозначно, спорно и вызывает много вопросов, в частности, суицидальный аспект требует пояснений со стороны учителя;
- следует учитывать читательский опыт и жизненные впечатления учащихся, привести к сопереживанию главным героям, показать великую силу любви, заложенную в произведениях писателя.
Современная программа помогает учителю познакомить учащихся на различных этапах обучения с творчеством А.И.Куприна, но анализируя программы по литературе, мы пришли к заключению, что проза А.И.Куприна недостаточно представлена в рамках школьного курса.
Между тем более детальное изучение произведений писателя позволяет сформировать в личности ученика важные качества: доброту, естественность, возвышенность, умение сострадать, прощать и т.п.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
I. Художественная литература
1. Куприн А.И. Юнкера // Куприн А.И. Соч.: в 9 т. М.: Правда, 1964. Т.8. С. 43.
II. Теоретические работы
2. Адлер, Мортимер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 400 с.
3. Бабичева, Ю. В. Поэтика заглавия [Электронный ресурс] / Ю. В. Бабичева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – № 6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/poetika-zaglaviya (дата обращения 01.06.2022).
4. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. – М.: «Академия», 2021. – 400 с.
5. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 2021. – 96 с.
6. Буслакова, Т. П. Как анализировать эпическое произведение: учеб. пособие / Т. П. Буслакова. – М.: Высшая школа, 2019. – 190 с.
7. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. – М.: Высшая школа, 2019. – 405 с.
8. Волошинов, В. Н. (Бахтин М. М.). Слово в жизни и слово в поэзии. К вопросам социологической поэтики / В. Н. Волошинов // Звезда. – 2016. – № 6. – С. 244–267.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2017. – 96 с.
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Детская психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2014. – 432 с.
11. Гиршман, М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа: Учебное пособие / М. М. Гиршман. – М.: Высшая школа, 2021. – 160 с.
12. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – М.: ГУПИ, 2020. – 460 с.
13. Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике / Г. А. Гуковский – М.: Просвещение, 2016. – 266 с.
14. Гуковский, Г. А. К вопросу о преподавании литературы в школе / Г. А. Гуковский, С. В. Клитин. – Л.: [б. и.], 2021. – 124 с.
15. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А. Б. Есин. – М.: Флинта, Наука 2020. – 248 с.
16. Камышева, О. А. Технология «медленного чтения» в практике преподавания дисциплины «история мировой литературы и искусства» [Электронный ресурс] / О. А. Камышева // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 3(4). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-medlennogo-chteniya-v-praktikeprepodavaniya-distsipliny-istoriya-mirovoy-literatury-i-iskusstva (дата обращения 01.06.2022).
17. Кан-Калик, В. А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе / В. А. Кан-Калик, В. И. Хазан. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.
18. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя / М. Г. Качурин. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с
Читать дальше