Таким образом, по итогам рассмотрения данной темы, можно сделать следующие выводы:
В любом государстве основа для государственного регулирования корпоративными отношениями представлена стабильным законодательством. Источниками современного российского корпоративного права являются многочисленные нормативные правовые акты, положения международного права, локальные акты, обычаи, традиции, деловые обыкновения. Среди источников в качестве основного следует выделить Гражданский кодекс РФ, который развивает положения Конституции РФ, предусматривает установление перечня прав и обязанностей.
Положения Гражданского кодекса РФ применительно к корпоративным отношениям можно назвать универсальными. Конституция РФ и многочисленные нормативные правовые акты предусматривают базовые положения, которые применяются в отношении хозяйствующих субъектов. На уровне отдельных корпораций применяются локальные акты, которые предусматривают подробную регламентацию, содержат правила формирования органов управления, регулируют взаимоотношения между участниками, позволяя обеспечить эффективное функционирование корпорации.
Локальный правовой акт представляет собой документ, который разработан и принят уполномоченными органами юридического лица, содержит в себе локальные корпоративные нормы. Речь, к примеру, идет о кодексах корпоративного управления, корпоративных договорах. При этом данные нормативные акты носят рекомендательный характер, их исполнение является добровольным, они принимаются для повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.
Проводя сравнение с уровнем развития корпоративных отношений в зарубежных странах, можно отметить, что на сегодняшний день уровень развития корпоративных отношений невысок. Это связано с нестабильностью макроэкономической ситуации в государстве, а также с достаточно поздним установлением в России рыночной экономики и переходом к частной собственности. Наиболее перспективным направлением развития корпоративных отношений в Российской Федерации видится развитие акционерных обществ, а эффективное управление акционерными компаниями должно стать приоритетным направлением российской экономической политики.
Отсутствие полноценного законодательного регулирования, несформированная деловая культура принятия управленческих решений, а также уклон в сторону мажоритарных акционеров приводят к снижению эффективности государственного корпоративного управления. Тем не менее многие недостатки можно преодолеть. Особенности исторического развития Российского государства, особенности русского менталитета оказывают влияние на формирование и содержание корпоративных отношений, на масштабы государственного участия.
У государства имеется весомый объем акций российских компаний, что не может не сказываться на корпоративном управлении. Это оказывает негативный эффект на развитие корпоративных отношений по западному образцу.
Проблемы, которые присущи российскому обществу в сфере корпоративного управления, отличаются от проблем других государств. В частности, проблемой является слепое копирование иностранного опыта, что может иметь губительные последствия для российской экономики. Имеющиеся в западных странах модели корпоративного управления нельзя применить к российским компаниям. Хотя использование отдельных элементов может пойти на пользу. Например, речь идет о развитии системы долгосрочного кредитования, гласности и доступности информации о деятельности акционерных обществ.
Рассматривая государственное корпоративное регулирование в зарубежных странах, следует отметить, что к общим признакам относятся наличие единолично управляемых юридических обществ, отказ от принципа специальной правоспособности корпоративных юридических лиц, предусматривающий разрешение не указывать направление деятельности в учредительных документах. Помимо этого, следует отметить наличие различных моделей корпоративного управления, а также установление корпорациями мер социальной поддержки сотрудников.
Нормы корпоративного законодательства США и Европы имеют отличия, они точны и детализованы, предусматривают подробное описание процесса создания, деятельности, прекращения деятельности юридических лиц, порядок взаимодействия с третьими лицами. Наличие подробного нормативно-правового регулирования деятельности корпораций связано с наличием большого объема судебных прецедентов. Разумеется, к российскому законодательству такая модель не применима. Однако полностью оставить без внимания опыт правового регулирования корпоративных отношений нельзя.
Так, корпоративное законодательство ряда государств СНГ имеет много общего с российским, другие же страны стремятся разработать собственное законодательство, ориентируясь на английское и немецкое корпоративное законодательство. Ранее СССР тяготел к европейским странам с континентальной системой права, где в качестве основного источника права рассматривался нормативный правовой акт, а значение правового обычая было невелико, прецедент вовсе не рассматривался как источник права. В результате российское законодательство основано на принципах романо-германской правовой семьи.
Важным этапом правового развития в регулировании российских корпоративных отношений стало создание межгосударственных юридических лиц и развитие Евразийского экономического союза. Актуальной задачей в связи с этим стала разработка мер по повышению правового регулирования отношений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией корпораций.
Зарубежное и российское корпоративное законодательство постоянно совершенствуется и развивается, основными чертами являются подробное изложение корпоративных норм, их социальная направленность. При возникновении вопросов, связанных с разработкой мер по регулированию корпоративных отношений, Российская Федерация обращается к опыту зарубежных стран. На сегодняшний день можно выделить два направления развития государственного регулирования корпоративных отношений. Прежде всего, речь идет о создании устойчивого законодательства, которое позволяет регулировать комплекс правовых отношений, а также о создании системы стимулов для саморегулирования, позволяющих государству не вмешиваться в корпоративные отношения.
Создание подробной и эффективной правовой базы представляет собой важное направление работы по оптимизации государственного регулирования, касающееся не только разработки правовых норм, но и повышения качества их применения, повышения правосознания и правовой культуры.