Следует отметить, что в условиях снижения уровня внутренней и внешней безопасности миграционный кризис является дополнительным фактором, что приводит к увеличению оборонных расходов стран-членов ЕС, в том числе и ФРГ. Вместе с тем, закрытие границ, пересечение которых приобрело устойчивый беспрепятственный порядок согласно Шенгенскому соглашению, приведет к экономическим потерям, ведь это имеет непосредственное влияние на трансграничное сотрудничество и упрощенную систему труда в приграничных зонах. Это является угрозой для зависимой от экспорта экономики ФРГ. Кроме того, под угрозой оказываются и основы функционирования ЕС, а это негативно влияет на союзный внутренний рынок, работу правоохранительных органов и т.д., а экономические потери не готова нести ни одна страна-член ЕС.
Миграционный приток, после достижения своих пиковых показателей, позволяет разрешить факторы старения населения, нехватки трудоспособной рабочей силы – иными словами, приток лиц молодого возраста «освежает» рынок труда и увеличивает занятость населения в Германии и является фактором возможных дальнейших положительных изменений в экономической и социальной жизни обеих стран в долгосрочной перспективе. Однако это становится возможным исключительно при условии проведения дальнейших экономических, социальных, политических реформ и реализации социальных программ направленных на интеграцию беженцев в европейское в целом, германское общество (программы приобретения и повышения квалификации, программы изучения языка, истории стран и т.д.), что позволит повысить интеллектуальный уровень мигрантов и сгладить последствия европейского миграционного кризиса, уменьшив прямую зависимость в стабильности государства от доступа мигрантов к рынку труда и их влиянию на экономические, социальные показатели в жизни граждан.
Миграционный кризис, охвативший Европу, показал неподготовленность европейских государств преодолеть бесконечные потоки беженцев. Ситуация с беженцами в Германии тоже хотя и с трудом, но находит какой-то контроль. Все-таки проблема приема и размещения беженцев была бы куда более или менее острой для власти ФРГ, если бы убежище здесь просили только те, кто действительно попадает на родине под политические репрессии или спасает свою жизнь, которой угрожают, например, военные действия. Но в общем потоке присутствуют беженцы из безопасных стран, где им не угрожают ни политические преследования, ни военные действия. И если мигрант своей деятельностью угрожает свободному демократическому правопорядку в Германии, или участвует в насильственных действиях, преследуя политические цели, или публично призывает к применению насилия, или угрожает применить насилие, он подлежит так называемой регулярной высылки из страны пребывания и к таким радикальным решениям Германии стоило прийти сразу при массовом наплыве беженцев с арабских стран.
Последствия массовой миграции в Германию неоднозначны. С одной стороны, она помогает решить проблему старения населения, иммиграция положительно сказывается на рынке труда и в системах социального обеспечения. Общеизвестно, что взаимосвязь между иммиграцией и ситуацией на рынке труда показывает, что миграционные потоки в первую очередь ориентируются на экономический подъем, то есть в те места, где уровень безработицы ниже, и, более того, во многих случаях мигранты сами создают для себя рабочие места в стране, тем самым положительно влияя на экономику в целом. С другой стороны, Германия получает дополнительную конкуренцию на рынке, что может привести к росту безработицы в будущем, и также дополнительную социальную напряженность в обществе из-за возникновения конфликтов на национальной, религиозной почве, а также рост преступности.