ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие таможенного регулирования и таможенного дела 5
1.2 Цели таможенного регулирования 7
1.3 Компетенция государственных органов в области таможенного регулирования 10
2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА 13
2.1 Нормативно-правовые акты Российской Федерации 13
13
2.2 Подзаконные правовые акты 19
2.3 Судебные решения как источник таможенного права 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
Читать дальше
В ходе исследования проведен комплексный анализ гражданско-правового регулирования отношений в сфере таможенного дела на современном этапе, выделены некоторые проблемы взаимодействия гражданско-правового и иного отраслевого регулирования в сфере таможенного дела. Изучение гражданско-правового регулирования отношений в таможенной сфере позволяет сделать некоторые выводы и предложения.
При осуществлении таможенного регулирования предпринимательской деятельности таможенное законодательство в ограниченной степени опирается также на нормы гражданского законодательства. Это, например, выражается в использовании в сфере таможенного дела гражданско-правовых институтов в качестве залога, банковской гарантии, различных договоров, например, посреднического характера. Общественные отношения в таможенной сфере представляют собой сложную систему общественных отношений межотраслевого характера (частно-публичных), специфика которых определяет особенности соответствующего правового регулирования.
Как уже было сказано, основным вектором направления деятельности таможенного дела в Российской Федерации, является ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основная идея закона, расположена к ратификации на территории России, положений норм и правил из общего коллективного договора Евразийского экономического союза, действующего в качестве источника как для России, так и для всех участников стран ЕаЭС. Всеобщее принятие таможенного кодекса ЕаЭС, позволяет странам участницам самостоятельно закреплять правовые позиции внутри таможенной деятельности на местном уровне, посредством вытекающих федеральных законов.
В указанную систему включаются три основных вида отношений: административные, налоговые (фискальные), гражданские. При этом гражданские отношения в данной системе занимают относительно самостоятельное место и носят субсидиарный характер, что находит свое проявление в цели их установления – обеспечении, главным образом, имущественных потребностей субъектов отношений в области таможенного дела.
Гражданско-правовое регулирование в области таможенного дела выступает как относительно самостоятельный, субсидиарный, но необходимый инструмент воздействия государства на данную область общественных отношений (одно из средств организации желаемого законодателем правопорядка в таможенной сфере). Отмеченные самостоятельность и субсидиарность основываются на используемой законодателем модели правового регулирования области таможенного дела (публично-частной) и находят свое проявление в основном на уровне системообразующих признаков правовых отраслей.
Они отражаются: в целях настоящего регламента (организация удовлетворения частных интересов в сфере таможенного дела); в предмете настоящего регулирования (совокупность гражданско-правовых отношений, возникающих в сфере таможенного дела; в способе регулирования - используются гражданско-правовые приемы, методы и средства); в источниках соответствующего правового регулирования (наряду с актами таможенного законодательства используются общепринятые источники гражданского законодательства).
Необходимость гражданско-правового регулирования как инструмента правового воздействия обусловлена тем, что сфера таможенного дела выступает и как сфера удовлетворения индивидуальных частных интересов. Это раскрывает возможности многих коммерческих организаций в сотрудничестве внутри союза, в целях повышения оборота и качества торговых отношений в упрощенной налоговой форме. Такое сотрудничество позволит обеспечить необходимыми ресурсами и заполнит дефициты в некоторых сферах промышленности государств. На данном этапе развития политических событий важно сохранять единый экономический фронт поддержки, путем совершенствования законодательного метода регулирования таможенных отношений внутри страны. Как мы уже убедились, в Российской Федерации основным регулятором внутриэкономических торговых отношений среди таможенной деятельности является закон о таможенном регулировании. Данный нормативно-правовой акт обладает всеми характеристиками основного таможенного закона внутри страны.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №31, ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221–1) (ред. от 26.06.2008)
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
4. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)
5. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
6. Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» (с изм. и доп. вступ.в силу с 19.02.2021)
7. Габричидзе, Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 528 c.
8. Новиков, А. Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации / А.Б. Новиков. - М.: Инфо-да, 2018. - 504 c.
9. Основы таможенного дела. - Москва: Мир, 2018. - 687 c.
10. Таможенное дело. Словарь-справочник. - М.: Логос-СПб, 2018. - 320 c.
11. Таможенный кодекс Таможенного союза. - М.: Рид Групп, 2016. - 224 c.
Читать дальше