Сколько времени займёт заказать отчет по учебной практике в Хабаровске ? Считанные минуты с сервисом Work5.
.д. Однако, несмотря на это, межличностное общение и взаимодействие между людьми не исчезли. При отсутствии сформированных коммуникативных навыков между школьниками могут вспыхивать конфликты, в дальнейшем несформированность социального интеллекта может ограничить развитие человека, отрицательно сказаться на его интеграции в человеческое общество. Психологи и педагоги в своих трудах указывают на то, что корень проблемы необходимо искать в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок активно занят игровой деятельностью. Поскольку именно посредством игры дошкольник проживает различные виды взаимодействия между людьми и, именно через игру ребенок узнает об особенностях человеческой реакции, отличии эмоций и состояний. В начале XX века впервые в психологической литературе появляется упоминание о проблеме формирования социального интеллекта. Тогда же в своих трудах Э. Торндайк ввел термин «социальный интеллект». Далее продолжил исследование данной проблемы британский психолог Ф. Верном, который дал социальному интеллекту более широкое определение, и утверждал, что социальный интеллект способствует «гладкому» общению. О. Конт и Г.Ю. Айзенг в свою очередь подчёркивали, что природа социального интеллекта состоит во взаимодействия людей, в их понимании друг друга. Д.П. Гилфорд же был одним из первых исследователей, который подошел к проблеме социального интеллекта уже с точки зрения его измерения и предложил собственный тест на определение уровня развития социального интеллекта. Так же он предположил, что социальный интеллект является одиночной единицей, которая не зависит от общего интеллекта [1, 2, 3, 4, 9] В советское время феноменом социального интеллекта занималась М.И. Бобнева, утверждавшая, что социальный интеллект приобретается и развивается в процессе социализации. Ю.Н. Емельянов же связывал понятие социального интеллекта с социальной сенситивностью. Он считал, что у человека уже на уровне интуиции есть определенные социальные установки, благодаря которым он действует тем или иным способом [6, 7]. Другой взгляд на теорию социального интеллекта выражала в своих работах Н.А. Кудрявцева. В ее исследованиях социальный интеллект представлен в системе общего интеллекта, а самооценка человека выступает главным его компонентом. А.Л. Южанина включает социальный интеллект интеллектуальную структуру, а в работах В.Н. Куницыной социальный интеллект представлен как способность, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, которые способствуют прогнозированию развития межличностных отношений и готовность к межличностному взаимодействию. О.Б. Чеснокова доказывала, что социальный интеллект в дошкольном возрасте – это не врожденная способность, а «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях» [37, 56]. Предпосылки для развития социального интеллекта появляются еще в первые месяцы жизни ребенка, когда он начинает различать интонации в голосе матери, а также своим поведением манипулировать ею, чтобы удовлетворить свои потребности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые было выделено направление социально-коммуникативного развития, как одного из ведущих в развитии дошкольника, содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений [34]. Расшифровку направления социально – коммуникативного развития можно получить в примерных образовательных программах «Детство», «От рождения до школы». В программе «Детство» развитие социального интеллекта можно проследить по критериям сформированности социально-коммуникативных навыков по годам развития: к трем годам ребенок должен стремиться к общению со взрослыми, подражать им в движениях и действиях, овладевает ролевыми играми, то к окончанию дошкольного возраста ребенок уже должен уметь договариваться, решать конфликтные ситуации, сопереживать, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместных играх [17]. Аналогичные цели поставлены и в программе «От рождения до школы», требования к формированию социального интеллекта можно увидеть в разделе «Целевые ориентиры»: «умение взаимодействовать с окружающими, общаться, играть в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, регулировать свое поведение и настроение» [26,33]. Несмотря на то, что в последнее время происходит реформирование дошкольного образования (внесены изменения в Стандарт в 2019 году, появляются новые Примерные образовательные программы, авторские методики), развитию социального интеллекта уделяется недостаточное внимание, хотя особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, поскольку от степени его сформированности зависит в будущем уровень школьной успешности воспитанника. Ввиду недостаточной разработки проблемы, отсутствия методических рекомендаций по формированию социального интеллекта в дошкольном возрасте, появляется проблема подбора методов и технологий его формирования. Можно предположить, что качестве наиболее эффективного способа формирования социального интеллекта может выступать тренинг. Тренинг в педагогической литературе рассматривается как одна из форм активного обучения. Е.В. Сидоренко определяла его как форму активного обучения, направленную на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. В то же время М.Р. Битянова разделяет понятия психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках образовательной деятельности [9]. Однако, при использовании данной формы образования необходимо учитывать тот факт, что применение тренинговых занятий целесообразно в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данном возрасте воспитанник может осуществлять самостоятельную деятельность, освоил правила и принципы ролевой игры и под руководством воспитателя тренинговые занятия будут способствовать достижению результатов, обозначенных в Стандарте. Несмотря на высокую актуальность выбранной темы, ее разработанность остается недостаточной, тема малоизучена в теоретической литературе, особую сложность для педагогов дошкольных образовательных организаций представляет измерение уровня достаточности развития социального интеллекта, а также применение активных форм и методов его формирования, поэтому целью данного исследования стало изучить возможности применения тренинговых занятий как средства развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Цель исследования: изучить возможности применения тренинговых занятий как средства развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования: тренинговые занятия как средство развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Задачи исследования: 1. Изучить теоретико-методологические основы проблемы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством тренинговых занятий. 2. Изучить особенности и определить уровни развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. 3. Оценить эффективность применения тренинговых занятий как средства развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством тренинговых занятий будет более эффективным при следующих условиях: 1) Если содержание тренинговых занятий будет направлено на формирование системы способностей социального интеллекта, а именно: 1 – выделять существенные признаки поведения и отличать эти признаки на общем фоне; 2 – понимать общие свойства поведения и подводить их под общие черты; 3 – понимать взаимоотношения между субъектами; 4 – понимать логику развития целостных ситуаций взаимоотношений, смысл их поведения в определённой ситуации; 5 – понимать изменения значения исходного поведения в разных ситуационных контекстах; 6 – предвидеть последствия, исходя из имеющейся информации; 2) Если каждое тренинговое занятие будет посвящено проработке двух и более компонентов структуры социального интеллекта. Методологические основы исследования: фундаментом исследовательской работы послужили труды А.И. Савенкова, Д.В. Люсина, Д.В Ушакова об особенностях развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, педагогов – психологов Ю.Н. Емельянова, Г.М. Андреевой, изучавших процесс становления социального интеллекта у старшего дошкольника в маках психологической науки, а также Е.В. Сидоренко и М.Р. Битяновой по вопросу организации тренингов в дошкольной организации. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ, синтез, обобщение, интерпретация данных, моделирование; - эмпирические: наблюдение, беседа, тестовые обследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); - методы качественной и количественной обработки данных. Практическая значимость работы: эмпирическим путем проверена эффективность тренингового занятия в процессе развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Наработки, собранные в ходе исследования могут применяться при организации образовательного процесса в дошкольных организациях. Результат исследования представлен в работе, состоящей из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Базой исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Черемушка», диагностическому обследования подверглись воспитанники старшей группы в количестве 24 ребенка, на основании констатирующего эксперимента отобрана экспериментальная группа (9 воспитанников). Апробация гипотезы проводилась на основе методики - «Социальный интеллект» Гилфорда, модифицированная для проведения его на детях 6-7 лет [5, 34].