ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ 9 1.1 Развитие социального интеллекта у детей как психолого-педагогическая проблема 9 1.2 Особенности и условия развития социального интеллекта в дошкольном возрасте 13 1.3 Тренинговые занятия как средство развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 26 2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 26 2.2 Анализ и интерпретация данных констатирующего эксперимента 28 ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ 34 3.1. Цель, задачи и методика формирующего эксперимента 34 3.2 Особенности содержания и организации работы по формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством тренинговых занятий 44 3.3 Проверка эффективности тренинговых занятий в старшей группе 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 61 Приложение А 1. Описание методики исследования (тест Д. Гилфорда) 61 Приложение А 2. Образцы протоколов обследования 3 детей на констатирующем этапе 68 Приложение А 3. Результаты диагностики развития социального интеллекта у детей 6–7 лет на констатирующем этапе 87 Приложение Б. Конспект занятия, направленного на развитие социального интеллекта дошкольника 89 Приложение В1. Результаты диагностики развития социального интеллекта у детей 6–7 лет на контрольном этапе 94 Приложение В2. Результаты статистического анализа повторной диагностики участников экспериментальной группы 96

Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста по средством тренинговых занятий

дипломная работа
Педагогика
74 страниц
79% уникальность
2022 год
31 просмотров
Игнатова О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ 9 1.1 Развитие социального интеллекта у детей как психолого-педагогическая проблема 9 1.2 Особенности и условия развития социального интеллекта в дошкольном возрасте 13 1.3 Тренинговые занятия как средство развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 26 2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 26 2.2 Анализ и интерпретация данных констатирующего эксперимента 28 ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ 34 3.1. Цель, задачи и методика формирующего эксперимента 34 3.2 Особенности содержания и организации работы по формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством тренинговых занятий 44 3.3 Проверка эффективности тренинговых занятий в старшей группе 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 61 Приложение А 1. Описание методики исследования (тест Д. Гилфорда) 61 Приложение А 2. Образцы протоколов обследования 3 детей на констатирующем этапе 68 Приложение А 3. Результаты диагностики развития социального интеллекта у детей 6–7 лет на констатирующем этапе 87 Приложение Б. Конспект занятия, направленного на развитие социального интеллекта дошкольника 89 Приложение В1. Результаты диагностики развития социального интеллекта у детей 6–7 лет на контрольном этапе 94 Приложение В2. Результаты статистического анализа повторной диагностики участников экспериментальной группы 96
Читать дальше
В настоящий момент под «социальным интеллектом» понимают способность человека понимать настроение, состояние, а также ролевую функцию человека. Сейчас у многих людей есть проблемы с общением, особенно с реальным общением. Из-за технического прогресса и появлением социальных сетей, сегодня есть возможность заказать абсолютно все через приложения. Нет необходимости общаться с различными сотрудниками государственных учреждений, с обслуживающим персоналом и т.


Сколько времени займёт заказать отчет по учебной практике в Хабаровске ? Считанные минуты с сервисом Work5.


.д. Однако, несмотря на это, межличностное общение и взаимодействие между людьми не исчезли. При отсутствии сформированных коммуникативных навыков между школьниками могут вспыхивать конфликты, в дальнейшем несформированность социального интеллекта может ограничить развитие человека, отрицательно сказаться на его интеграции в человеческое общество. Психологи и педагоги в своих трудах указывают на то, что корень проблемы необходимо искать в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок активно занят игровой деятельностью. Поскольку именно посредством игры дошкольник проживает различные виды взаимодействия между людьми и, именно через игру ребенок узнает об особенностях человеческой реакции, отличии эмоций и состояний. В начале XX века впервые в психологической литературе появляется упоминание о проблеме формирования социального интеллекта. Тогда же в своих трудах Э. Торндайк ввел термин «социальный интеллект». Далее продолжил исследование данной проблемы британский психолог Ф. Верном, который дал социальному интеллекту более широкое определение, и утверждал, что социальный интеллект способствует «гладкому» общению. О. Конт и Г.Ю. Айзенг в свою очередь подчёркивали, что природа социального интеллекта состоит во взаимодействия людей, в их понимании друг друга. Д.П. Гилфорд же был одним из первых исследователей, который подошел к проблеме социального интеллекта уже с точки зрения его измерения и предложил собственный тест на определение уровня развития социального интеллекта. Так же он предположил, что социальный интеллект является одиночной единицей, которая не зависит от общего интеллекта [1, 2, 3, 4, 9] В советское время феноменом социального интеллекта занималась М.И. Бобнева, утверждавшая, что социальный интеллект приобретается и развивается в процессе социализации. Ю.Н. Емельянов же связывал понятие социального интеллекта с социальной сенситивностью. Он считал, что у человека уже на уровне интуиции есть определенные социальные установки, благодаря которым он действует тем или иным способом [6, 7]. Другой взгляд на теорию социального интеллекта выражала в своих работах Н.А. Кудрявцева. В ее исследованиях социальный интеллект представлен в системе общего интеллекта, а самооценка человека выступает главным его компонентом. А.Л. Южанина включает социальный интеллект интеллектуальную структуру, а в работах В.Н. Куницыной социальный интеллект представлен как способность, которая возникает на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, которые способствуют прогнозированию развития межличностных отношений и готовность к межличностному взаимодействию. О.Б. Чеснокова доказывала, что социальный интеллект в дошкольном возрасте – это не врожденная способность, а «возможность приобретения ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях» [37, 56]. Предпосылки для развития социального интеллекта появляются еще в первые месяцы жизни ребенка, когда он начинает различать интонации в голосе матери, а также своим поведением манипулировать ею, чтобы удовлетворить свои потребности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые было выделено направление социально-коммуникативного развития, как одного из ведущих в развитии дошкольника, содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений [34]. Расшифровку направления социально – коммуникативного развития можно получить в примерных образовательных программах «Детство», «От рождения до школы». В программе «Детство» развитие социального интеллекта можно проследить по критериям сформированности социально-коммуникативных навыков по годам развития: к трем годам ребенок должен стремиться к общению со взрослыми, подражать им в движениях и действиях, овладевает ролевыми играми, то к окончанию дошкольного возраста ребенок уже должен уметь договариваться, решать конфликтные ситуации, сопереживать, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместных играх [17]. Аналогичные цели поставлены и в программе «От рождения до школы», требования к формированию социального интеллекта можно увидеть в разделе «Целевые ориентиры»: «умение взаимодействовать с окружающими, общаться, играть в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, регулировать свое поведение и настроение» [26,33]. Несмотря на то, что в последнее время происходит реформирование дошкольного образования (внесены изменения в Стандарт в 2019 году, появляются новые Примерные образовательные программы, авторские методики), развитию социального интеллекта уделяется недостаточное внимание, хотя особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, поскольку от степени его сформированности зависит в будущем уровень школьной успешности воспитанника. Ввиду недостаточной разработки проблемы, отсутствия методических рекомендаций по формированию социального интеллекта в дошкольном возрасте, появляется проблема подбора методов и технологий его формирования. Можно предположить, что качестве наиболее эффективного способа формирования социального интеллекта может выступать тренинг. Тренинг в педагогической литературе рассматривается как одна из форм активного обучения. Е.В. Сидоренко определяла его как форму активного обучения, направленную на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. В то же время М.Р. Битянова разделяет понятия психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках образовательной деятельности [9]. Однако, при использовании данной формы образования необходимо учитывать тот факт, что применение тренинговых занятий целесообразно в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данном возрасте воспитанник может осуществлять самостоятельную деятельность, освоил правила и принципы ролевой игры и под руководством воспитателя тренинговые занятия будут способствовать достижению результатов, обозначенных в Стандарте. Несмотря на высокую актуальность выбранной темы, ее разработанность остается недостаточной, тема малоизучена в теоретической литературе, особую сложность для педагогов дошкольных образовательных организаций представляет измерение уровня достаточности развития социального интеллекта, а также применение активных форм и методов его формирования, поэтому целью данного исследования стало изучить возможности применения тренинговых занятий как средства развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Цель исследования: изучить возможности применения тренинговых занятий как средства развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования: тренинговые занятия как средство развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Задачи исследования: 1. Изучить теоретико-методологические основы проблемы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством тренинговых занятий. 2. Изучить особенности и определить уровни развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. 3. Оценить эффективность применения тренинговых занятий как средства развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством тренинговых занятий будет более эффективным при следующих условиях: 1) Если содержание тренинговых занятий будет направлено на формирование системы способностей социального интеллекта, а именно: 1 – выделять существенные признаки поведения и отличать эти признаки на общем фоне; 2 – понимать общие свойства поведения и подводить их под общие черты; 3 – понимать взаимоотношения между субъектами; 4 – понимать логику развития целостных ситуаций взаимоотношений, смысл их поведения в определённой ситуации; 5 – понимать изменения значения исходного поведения в разных ситуационных контекстах; 6 – предвидеть последствия, исходя из имеющейся информации; 2) Если каждое тренинговое занятие будет посвящено проработке двух и более компонентов структуры социального интеллекта. Методологические основы исследования: фундаментом исследовательской работы послужили труды А.И. Савенкова, Д.В. Люсина, Д.В Ушакова об особенностях развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, педагогов – психологов Ю.Н. Емельянова, Г.М. Андреевой, изучавших процесс становления социального интеллекта у старшего дошкольника в маках психологической науки, а также Е.В. Сидоренко и М.Р. Битяновой по вопросу организации тренингов в дошкольной организации. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ, синтез, обобщение, интерпретация данных, моделирование; - эмпирические: наблюдение, беседа, тестовые обследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); - методы качественной и количественной обработки данных. Практическая значимость работы: эмпирическим путем проверена эффективность тренингового занятия в процессе развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Наработки, собранные в ходе исследования могут применяться при организации образовательного процесса в дошкольных организациях. Результат исследования представлен в работе, состоящей из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Базой исследования послужило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Черемушка», диагностическому обследования подверглись воспитанники старшей группы в количестве 24 ребенка, на основании констатирующего эксперимента отобрана экспериментальная группа (9 воспитанников). Апробация гипотезы проводилась на основе методики - «Социальный интеллект» Гилфорда, модифицированная для проведения его на детях 6-7 лет [5, 34].

Читать дальше
В результате проведенного исследования проблемы развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности различной предметной направленности, достигнута цель, подтверждена гипотеза, решены поставленные задачи. Важность педагогической задачи развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста возрастает в современных условиях в связи особенностями социальной ситуации развития, разобщенности современных детей, в значительной мере погруженных в виртуальную реальность. Теоретический анализ показал, что уровень развития социально- эмоциональной сферы человека в значительной степени обусловлен особенностями его социального опыта, и в первую очередь - опыта, приобретенного в дошкольном детстве. В старшем дошкольном возрасте складываются субъективные и объективные предпосылки для развития социального интеллекта ребенка: наличие определенного социального опыта, стремление к расширению социальных контактов, устойчивое желание вступать в коммуникативное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, стремление участвовать в совместной деятельности различных форм и разной предметной направленности, изменение социальной ситуации развития в период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Особенности социального интеллекта у детей дошкольного возраста проявляются в их способностях понимать эмоциональные состояния и мотивы своих поступков и поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми, находить способы выхода из конфликтной ситуации, выбирать стратегии социального поведения и уметь применять их в различных ситуациях. В качестве основных характеристик базовых параметров социального интеллекта старших дошкольников в исследовании рассматривались: выражение и регулирование ребенком собственных эмоций; понимание мотивов социального поведения и эмоций других людей; управление своими эмоциями и социальным поведением. Развивающий потенциал совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми заключается в том, что совместная деятельность со взрослым позволяет ребенку сформировать первичные позитивные эталоны для адекватных социально-поведенческих реакций, а совместная деятельность со сверстниками в большей мере ориентирована на их совершенствование, закрепление и интериоризацию. В ходе теоретического анализа и диагностических исследований была разработана программа проведения тренинговых занятий по развитию составляющих социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности различной направленности. С целью экспериментального подтверждения эффективности разработанной программы развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности различной предметной направленности были проведены два диагностических исследования, в котором приняли участие воспитанники 6-7-го года жизни из дошкольной образовательной организации детский сад № 15 «Черемушка». На констатирующем этапе исследования была проведена оценка уровней развития социального интеллекта у старших дошкольников с применением методики Д. Гилфорда, интерпретированной для использования в детским дошкольных организациях, по результатам данной диагностики была отобрана контрольная группа воспитанников, которая была отобрана для проведения формирующего эксперимента. При проведении формирующего этапа была использована система Битяновой М., которая предполагала наличие структуры каждого тренингового занятия. Во время проведения формирующего этапа было проведено 8 занятий, содержащих тренинговые упражнения, игры и иные компоненты. По окончанию проведения формирующего этапа, была проведена диагностическая беседа с с воспитанниками отобранной группы. Можно сделать вывод о том, что все воспитанники дошкольной группы, отобранные для проведения формирующего эксперимента, показали положительную динамику формирования составляющих социального интеллекта. Таким образом, на основании анализа результатов экспериментальной работы можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования, достижении цели и решении всех поставленных задач. Проблема развития социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста является одной из важнейших современных педагогических задач, она является частью большой работы по позитивной социализации личности в современной образовательной среде. Поэтому дальнейшие исследования в данном направлении могут быть расширены в плане развития различных аспектов социальной компетентности ребенка.
Читать дальше
1 Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine.. – 1920. – № 140. – С. 227-235. 2 Филипповская Т.В. Знание и социальный интеллект: социологический подход к осмыслению взаимосвязи // Cyberleninka. – 2012. – № 6. 3 Allport, G. W. Pattern and growth in personaliti. – Holt Rinehart and Winston, 1961. – 134 с. 4 Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации / П. А. Адамова, В. В. Винникова, Т. А. Газарова, Л. Ю. Борохович. — Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2175/ (Дата обращения: 20.05.2022). 5 Альбом для экспресс-диагностики социального интеллекта детей дошкольного возраста (в 3-х раб. тетр.) : приложение к сборнику научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее» / Под ред. Н. В. Микляевой. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 — 55 с.Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Психолог в образовании: теория и практика: Учебное пособие / Саратов: Издательство «Саратовский источник» 2015. – 236 с. 6 Антопольская Т.А., Журавлева С.С. Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-intellekt-kak-potentsial-sotsialnokommunikatikov (Дата обращения: 19.05.2022) 7 Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. – 1979. 8 Бобченко Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы. Режим доступа: https://studme.org/356416/psihologiya/psihologicheskie_treningi_osnovy_treningovoy_raboty (Дата обращения - 17.05.2022). 9 Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога. Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200404605 (Дата обращения – 19.05.2022). 10 Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб.-методич. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с. 11 Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. – Психология мышления, 1965. – 456 с. 12 Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. –Режим доступа: http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2014/2/934.pdf (Дата обращения - 10.05.2022) 13 Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 – 576 с. 14 Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011. - 196 с. 15 Кардашина О. В. Профессиональный тренинг в системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 1999. 234 с. 16 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000, 176 с. 17 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/468-programma-detstvo (Дата обращения 01.05.2022) 18 Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии: в 2 ч. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / под общ. ред. А.А. Крылова. СПб., 1995, с. 195-200. 19 Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — Санкт- Петербург : Речь, 2005, 190 с. 20 Макаров А.В. Условия развития социального интеллекта дошкольников. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov/viewer (Дата обращения 01.05.2022) 21 Меренкова В. Развивающий игротренинг/ В. Меренкова// Дошкольное воспитание, 2018 № 3. – с. 25-33 22 Микляева Н.В. Социальный интеллект дошкольников особенности развития // Казанский педагогический журнал. 2016. №5. С. 1-3. 23 Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. № 2/2016, с. 4–9. 24 Мэтьюс Дж., Люсин Д.В., Робертс Р.Д., Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Том 1. – № 4. – С. 3-26. 25 Осин Р.В., Чевтаева А.В. Особенности развития социального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка успешного развития социально-коммуникативных навыков/ Р.В. Осин//Молодежная наука: тенденции развития, 2020, № 3. – 6-11 с. 26 От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336 27 Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч. 2. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 263 с. 28 Пономарева Е.В. Игровой тренинг на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. – Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/igrovoy_trening_na_razvitie_emocionalnoy_sfery_ star shih_doshkolnikov-30236.htm (Дата обращения – 09.05.2022) 29 Психология творчества и одаренности: материалы П863 Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20–21 апреля 2018 г.: сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – Москва: МПГУ, 2018. – 500 с. 30 Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта дошкольников, 2021. – Режим доступа: https://studme.org/387257/pedagogika/razvitie_sotsialnogo_intellekta_doshkolnikov (Дата обращения 17.05.2022) 31 Савенков, А. И. Концепция социального интеллекта. Режим доступа: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388 (Дата обращения – 02.05.2022) 32 Суднева О. Ю. Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 208-216. 33 Сушкова И.В., Лошкарева О.Н. Диагностика социального интеллекта детей 6-7 лет: содержание и результаты. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sotsialnogo-intellekta-detey-6-7-let-soderzhanie-i-rezultaty/viewer (Дата обращения - 01.05.2022) 34 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (Дата обращения – 01.05.2022) 35 Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4 36 Шевченко К.В., Николаева И.И. Программа тренинговых занятий для формирования социального интеллекта младших школьников/ К.В. Шевченко// Педагогические науки, 2016, № 12. – 1077-1081 с. 37 Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009. 224 с. 38 Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984.– С. 176 – 183. 39 Ясюкова Л.А. , Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. 179 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анархизм Прудона
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История политических и правовых учений
дипломная работа
Особенности ведения делопроизводства по уголовным делам с участием присяжных заседателей на примере суда первой инстанции общей юрисдикции
Количество страниц:
45
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
Материально-бытовые и медико-санитарное обеспечение социально уязвимых категорий осужденных.
Количество страниц:
70
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image