Товарная политика – составляющая маркетинговой деятельности предприятия, направленная на развитие ассортимента, создание новых товаров, исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшение упаковки товара, разработку броского наименования и выразительного товарного знака.
Формирование товарной политики в рамках предприятия предусматривает некоторую последовательность работ, например, таких как: анализ тенденций развития рынка; выявление угроз и возможностей, препятствующих или способствующих достижению цели предприятия; определение потребностей рынка, которые данное предприятие может удовлетворить наилучшим способом; сегментация рынка и позиционирование продукции предприятия в каждом выделенном сегменте; разработка способов удовлетворения потребностей рынка, в том числе на основе использования современных концепций управления, например, таких как управление цепями поставок; обоснование управленческих решений, направленных на повышение качества обслуживания потребителей и установление долгосрочных отношений с ними.
Для анализа и оценки эффективности управления товарной политикой предприятия в данной работе были использованы следующие методы:
ABC-анализ – это способ классификации товарного ассортимента по степени его влияния на прибыль компании, он проводится, чтобы понять рентабельность групп товаров или отдельных наименований и скорректировать ассортимент;
XYZ-анализ представляет инструмент, который позволяет разделить ассортимент на группы, в зависимости от стабильности продаж и колебаний спроса на продукцию;
матрица БКГ – инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний и подразделений исходя из их рыночного роста и занимаемой доли на рынке;
SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить его возможности и угрозы;
PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на компанию.
ООО «Малевич» является небольшим магазином, располагающимся в г. Челябинск и занимающимся продажей товаров для творчества. Не смотря на то, что организация относится к субъектам малого предпринимательства, она стремится ежегодно повышать объем выручки и поддерживать устойчивое финансовое состояние.
При анализе товарной политики в ООО «Малевич» были сделаны следующие выводы:
товарный ассортимент организации является относительно стабильным, было выявлено отсутствие резких скачков в уровне товарного оборота по всем группам реализуемой продукции;
абсолютно все группы товаров находятся в стадии зрелости и большинство из них представляют собой «дойных коров», что дает возможность ООО «Малевич» получать более высокий уровень прибыли;
товарными группами, которые приносят наибольшую прибыль магазину, являются следующие: «Модели для сборки, игры», «Холсты, мольберты, инвентарь», а также «Кисти, краски, жидкости»;
XYZ-анализ продемонстрировал, что абсолютно для всех групп товаров свойственна постоянная величина продаж, незначительные колебания в объеме их реализации и высокая точность прогноза;
товарные группы «Литература, печатная продукция», «Праздник, подарки, украшения» и «Ароматерапия, свечи, мыловарение» нуждаются в стимулировании сбыта.
Проведенный SWOT-анализ показал, что сильными сторонами организации является положительный имидж, высокое качество обслуживания и реализуемой продукции. При этом к слабым сторонам можно отнести высокую зависимость от факторов внешней среды, наличие высокой конкуренции и крупных федеральных сетей, которые пользуются большей популярностью у покупателей.
Проведенный PEST-анализ показал, что в текущих условиях роста требований к розничной торговле, снижения покупательской способности, санкций и инфляции, ООО «Малевич» находится в группе риска.
При проведении комплексной оценки деятельности ООО «Малевич» в сравнении с фирмами конкурентами было выявлено, что компания им уступает по причине низкого уровня продвижения своей деятельности.
ООО «Малевич» обязательно нужно осуществить обновление своего товарного ассортимента с целью привлечения новых потенциальных покупателей
К мероприятиям по совершенствованию товарной политики относятся:
вывести из ассортимента товарные группы, спрос на которые отсутствует;
ввести уникальный товар;
стимулировать сбыт наиболее актуальных групп товаров;
провести диверсификацию товаров;
выявлять неудовлетворительный спрос и его причины;
избавиться от неликвидной продукции.
Затраты на мероприятия составят 2 376 тыс. руб., при этом прибыль после вычета всех расходов вырастит на 277 тыс. руб. или на 13 %.
Положительный экономический эффект свидетельствует о возможности реализации разработанных мероприятий в практической деятельности ООО «Малевич».
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.