Введение 3 Глава 1. Концепт как основная единица языковой картины мира 5 1.1. Понятие концепт и основные направления его изучения 5 1.2. Типология концептов 8 1.3. Структура концептов и методики его описания 9 Выводы по Главе I 13 Глава 2. Особенности описания лексикографического значения концепта «дом» как объекта исследования 14 2.1. Комплексный анализ концепта «дом» в английской языковой картине мира 14 2.2.Реализация концепта «дом» во фразеологических единицах английского языка. 18 Выводы по Главе II 23 Заключение 23 Список литературы 26

Лексикографическое описание концепта "дом" в английской фразеологии

курсовая работа
Языки
25 страниц
71% уникальность
2022 год
24 просмотров
Садовщикова Ю.
Эксперт по предмету «Английский»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Концепт как основная единица языковой картины мира 5 1.1. Понятие концепт и основные направления его изучения 5 1.2. Типология концептов 8 1.3. Структура концептов и методики его описания 9 Выводы по Главе I 13 Глава 2. Особенности описания лексикографического значения концепта «дом» как объекта исследования 14 2.1. Комплексный анализ концепта «дом» в английской языковой картине мира 14 2.2.Реализация концепта «дом» во фразеологических единицах английского языка. 18 Выводы по Главе II 23 Заключение 23 Список литературы 26
Читать дальше
Язык является отражением культуры и мира, сформированного каждым человеком. Язык – это неотъемлемая часть исследования, инструмент культуры: он создает человека как личность, обусловливает его взгляды, жизненный образ, ментальность, национальные черты. Человек не рождается ни французом, ни англичанином, ни русским или любой другой национальности, а приобретает ее лишь в ходе нахождения в конкретной языковой среде людей, являющихся носителями какой-либо конкретной национальной культуры. Человек с рождения находится под влиянием родного языка и одновременно с языком впитывает содержащуюся в нем культуру определенной группы людей, частью которой является. Смещение внимание в лингвистике на человека в последнее время позволило сделать изучение соотношения культуры и языка во всех вероятных проявлениях ключевой целью исследований. Очевидно то, что язык не может существовать без культуры, также как и культура не может без языка. При исследовании средств английского языка, отвечающих за репрезентацию концепта «дом», важно иметь в виду принадлежность данного концепта к системе обозначения основных ценностей лингвокультурного общества и культурологические особенности его семантизации.


Если боитесь заказать магистерскую диссертацию, отзывы на Work5 помогут вам принять решение.


Успешная межкультурная коммуникация возможна только при условии осознания ценностей той или иной культуры. Для взаимодействия на любом уровне жизненно необходимы знания о мире, в котором живут носители языка. Это и обуславливает актуальность данного исследования вместе с включенностью работы в активно развивающееся направление лингвокультурологической лингвистики. Целью выполнения работы является комплексное лексикографическое описание концепта «дом» как на уровне отдельных лексем, так и на уровне фразеологических единиц в английском языке. Объектом исследования является методика лексикографического описания концепта «дом» в английской фразеологии Предметом исследования являются фразеологические единицы концепта «дом» в английском языке Для достижения цели работы необходимо сформулировать и последовательно решить задачи исследования: - определить понятия концепта, языковой картины мира и фразеологической картины мира как ее составляющей - проанализировать структуру английского концепта «дом» - определить слова номинанты концепта «дом» в английском языке - рассмотреть структуру фразеологических единиц с лексемами «home» и «house» в английском языке Методологической базой написания данной исследовательской работы послужили научные труды, посвященные изучению концептов, фразеологической картины мира как части языковой картины и отдельных типов фразеологических единиц концептосферы «дом» отечественных и зарубежных лингвистов: Н.Д. Арутюновой, А. Вержбицкой, Е.М. Вольф,Л.С. Выготского, С.В. Ионовой, Т.М. Маркеловой, Д. Миллер, М.А. Провортовой, М.А. Слепцовой, Телия В.Н., В.И. Шаховского, М. и других. В соответствии с поставленной целью в работе использованы такие общетеоретические и эмпирические методы исследования, как описательный метод, обобщение, сравнительный анализ, классификации и систематизации. Материалом исследования послужили фразеологические единицы с лексемами «home» и «house», отобранные методом сплошной выборки из лексикографических источников. Практическое значение полученных в работе результатов заключается в возможности использования теоретических разработок в процессе переводов, понимания и интерпретации текстов различных стилей, в методике преподавания английского языка не только в общеобразовательной организации, но и на высшей ступени обучения. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, соответствующих задачам исследования, заключения, списка использованной литературы

Читать дальше
Развитие когнитивной лингвистики и лингвокультурологии в конце ХХ – начале ХХІ века открывает новые возможности изучения фразеологических единиц в рамках данных наук. Очень плодотворным оказалось изучение языковых картин мира, концептов, национально-культурных стереотипов на фразеологическом материале, о чем свидетельствует достаточное количество научных работ. Фразеология занимает важное место не только в лексической, но и в общеязыковой системе любого языка, так как делает язык живым, выразительным, ярким, помогает выражать наиболее полно чувства и эмоции людей. Изучение фразеологических картин мира как неотъемлемой части языковых картин мира также внесет значительный вклад в развитие лингвострановедения, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и в решение проблем, связанных с межкультурной коммуникацией В данном исследовании был рассмотрен концепт «дом» в английской фразеологии, приведены некоторые примеры фразеологических единиц, являющихся устойчивым сочетанием лексем с полностью или частично переосмысленным значением. Благодаря анализу английских пословиц и поговорок, выявлению лингвоспецифических коннотаций, осуществлению этнопсихолингвистического портретирования можно сделать следующий вывод: «Дом как в английской, так и в русской лингвокультуре – ценностная “рубрика мира”, воплощение уюта, тепла, любви. Дом имеет символику стабильности, безопасности, благосостояния, спокойствия и счастья всех членов семьи. Важно обратить внимание на то, что одним из приоритетных смыслов слова дом в обеих лингвокультурах является представление о домашнем / семейном очаге» [12:6]. Таким образом, многогранность и сложность концепта «дом» не умаляет его значимости, что необходимо понимать лингвисту и преподавателю английского языка. Овладение иностранным языком не ограничивается выработкой практических умений и навыков в иноязычной речи или усвоением определенной суммы синонимических рядов и грамматических структур. Жизнь в культурно сложной и быстро меняющейся среде требует от личности качественно нового уровня понимания и интерпретации культурного опыта других народов, что оказывается возможным посредством концептов. Как известно, процесс обучения иностранным языкам в школе и высшем учебном заведении ограничен определенными временными рамками, поэтому в дидактических целях целесообразно выделить базовые лингвокультурные концепты. Одним из них и является концепт «дом», характеризующийся одним из наиболее важных в окружающей человека действительности и отражающий повседневную культуру. Это позволяет подтвердить предположение о том, что категория лингвокультурного концепта обладает дидактической значимостью и может быть использована в методике преподавания иностранных языков в целях обучения языку и культуре, а также в процессе переводов англоязычных текстов на другие языки.
Читать дальше
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / С. А. Аскольдов. Под ред. В.Н. Нерознака. М.: Academia, 1997. 320 с. 2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996. 314с. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996. 314с. 3. Бобровник Л.А. Структура концепта «дом» в английской, русской и белорусской лингвокультуре (на материале пословиц) // European Scientific Conference: сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. С. 199-201. 4. Богатова С.М. Концепт ДОМ как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вульф: диссертация… канд. филол. наук. – Омск, 2006. – 176 с. 5. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004. № 1. С.18- 36. 6. Варданян Л.В. Содержательное наполнение концепта «дом» в английском языке как средство репрезентации // Казанская наука. 2015. № 12. С. 109-111. 7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание М.: Русские словари, 1996. 416c. 8. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты Известия РАН. Серия лит-ры и языка, 2001. Т. 60, № 6. С.47-58. 9. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 c. 10. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208с. 11. Медведева Т.С. Концепты дом и Haus / Heim в русской и немецкой лингвокультурах // Многоязычие в образовательном пространстве: сб. ст. Том 6 / ред.: Т.И. Зеленина, Л.М. Малых, Н.М. Шутова. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. С. 174-179. 12. Мишатина Н.Л., Вербицкая М.Г. Методическая лингвоконцептология: ориентир – метапредметность (на примере концепта «дом») // Русский язык в школе. 2019. Т. 80. №3. С. 3-10. 13. Подкопаева А.А. Функционирование концепта “home/house” в лексической семантике английского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-2 (21). С. 164-167. 14. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М., 2007. 315с. 15. Потураева Е.А., Шерина Е.А. Концепт «ДОМ» в гуманитарных науках: анализ понятийного, ценностного и образного компонентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1322. 16. Саврасова О.М. Лингвокультурная специфика концептов Дом / House // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 8. С. 105-109. 17. Сатушиева К.Х. Лексикографический анализ концепта «дом» (на материале английского и русского языков). Тенденции развития науки и образования. 2017. № 33-3. С. 49-51. 18. Соколова Е.Н. О концепте «Дом» в русской и английской культурах//Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 3 (792). С. 209-215. 19. Степанов Ю. С. Константы: слов. русской культуры. — М.: Академический проект, 2001. 990 с. Степанов Ю. С. Константы: слов. русской культуры. — М.: Академический проект, 2001. 990 с. 20. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. 284 с. 21. Устина Н.А., Логинова Э.С. Лексикографический анализ концепта «дом» (на материале английского и русского языков). Тенденции развития науки и образования. 2017. № 33-3. С. 52-55. 22. Чернобай С.Е. Концепт «дом» в английской фразеологической картине мира // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2010. Т. 23 (62). № 3. С. 136-140. 23. Чернякова Е.А. Выражение наиболее значимых концептов английского и французского национальных культурных миров через фразеологические единицы // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». 2012. Т. 2. № 2. С. 12. 24. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Научно-техническая информация, 1992. Сер. 2. № 3. С. 22-31 Список использованных словарей 25. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997. 1632 с. 26. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с. 27. Cambridge Dictionary // Электронный ресурс Интернет: https://dictionary.cambridge.org/ru 28. Longman Dictionary of Contemporary English // Электронный ресурс Интернет: https://www.ldoceonline.com 29. Online Etymology Dictionary // Электронный ресурс Интернет: https://www.etymonline.com 30. Oxford Learner’s Dictionaries // Электронный ресурс Интернет: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Моделирование бизнес процессов частного охранного предприятия
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Роль семьи в процессе обучения младших школьников
Количество страниц:
25
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Форма государства
Количество страниц:
19
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image