ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общие черты эпохи Средневековья 5
1.1 Предпосылки формирования Средневековой культуры 5
1.2 Искусство эпохи Средневековья 7
2 Романский стиль в искусстве Западной Европы 12
2.1 Романский стиль в истории государств 12
2.2 Романский архитектурный стиль 15
3 Готический стиль в западноевропейском искусстве 21
3.1 Возникновение стиля готика 21
3.2 Характерные черты стиля готика 24
4 Единство и противоположность Романского и Готического стилей 31
4.1 Образы романского и готического стилей 31
4.2 Сравнительный анализ соборов романского и готического стилей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Читать дальше
Подводя итог, можно сказать, средневековье в Западной Европе является периодом напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков идеологических структур, которые могли бы синтезировать опыт и исторические знания минувших тысячелетий. В то время люди смогли встать на новый путь культурного развития, отличный от того, что они знали раньше. Стремясь примирить веру и разум, создать мировоззрение, основанное на их знании и с помощью христианского догматизма, культура Средневековья создала новые художественные стили, новую городскую жизнь, новую экономику и подготовила умы к употреблению. механических устройств и технологий. Вопреки мнению итальянских мыслителей эпохи Возрождения, Средневековье оставило нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного знания и образования. Среди них, как правило, в первую очередь следует назвать университет. Кроме того, была создана новая парадигма мышления, дисциплинарная основа познания, без которой современная наука была бы невозможна, люди получили возможность мыслить и исследовать мир гораздо эффективнее, чем раньше. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
Главное отличие описываемых стилей состояло в том, что романский характеризовался особой основательностью строения, тогда как готические приобрели более совершенный каркасный характер, более легкие во многих построениях.
Романская архитектура сложилась в результате сочетания оригинальных местных и византийских форм. Это был первый этап в развитии западноевропейской архитектуры. Устанавливаются новые типы построек - феодальные замки, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Появился и новый тип городской застройки.
Романский стиль полностью отвергал каноны и пропорциональные формы античной архитектуры, присущий ему арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что осталось от древних архитектурных деталей, было сильно обветренным и грубым.
До конца двенадцатого века. Романское искусство сменяется готическим (термин впервые был использован историками эпохи Возрождения для характеристики всего средневекового искусства, которое они связывали с искусством варваров).
Эпоха готики (конец 12—15 вв.) — период, когда городская культура начинает играть все более важную роль в средневековой культуре. Во всех сферах жизни средневекового общества возрастает значение светско-рационального начала. Церковь постепенно теряет доминирующее положение в духовной сфере. С развитием городской культуры, с одной стороны, связи церкви в области искусства стали ослабевать, а, с другой стороны, стремясь максимально использовать идейно-эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь церковь выработала собственное отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов того времени. Характерные черты готической скульптуры можно свести к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, воплощающие догмы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усилена роль светских сюжетов; появляется круглая пластика и начинает играть главенствующую роль (хотя рельефность не исчезает). Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к выразительности жизни, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Возрождения.
Читать дальше
1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введ. в культурологию / А. И. Арнольдов. - М.: Изд-во МГИК, 2018. - 237,[3] с.; 21 см.; ISBN 5-7196-0654-8 (В пер.)
2. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви [Текст] : В. В. Болотов ; посмертное издание под ред. А. Бриллиантова. - Репр. изд. - Москва: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 2015-. – 210 с. - (Церковно-историческая библиотека. ЦИБ).
3. Власов В. Г. Стили в Искусстве. Словарь [Текст]: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург: Кольна, 2015-. - 240 с.; ISBN 5-88737-002-5
4. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. - Москва: Искусство, 2018. - 395, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-210-00102-4 (В пер.)
5. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв. / В. П. Даркевич ; отв. ред. С. А. Плетнева. - Изд. 2-е. - Москва: УРСС: Либроком, 2019. - 285, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-397-01253-9
6. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура [Текст]: учебное пособие: в двух частях / Л. Г. Емохонова. - Москва: Академия, 2017. - 24 см. - (Профессиональное образование). Ч. 1. - 2017. - 350, [1] с., [8] л. цв. ил.: ил.; ISBN 978-5-4468-3255-2: 2000 экз.
7. Крыжановская М. Я. Искусство западного средневековья [Текст]: для детей сред. возраста. - Ленинград: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. - 71 с.: ил.; 17 см. - (Путешествия в прошлое по залам Эрмитажа)
8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2019. — 600 с., ISBN 5-85178-043-6
9. Курманн-Шварц Б. Готические витражи// Готика: Архитектура, скульптура. Живопись/ Под ред. Р. Томана. - М., 2018 – 256 c. ISBN 3-8290-5419-X
10. Лясковская О. А. Французская готика [Текст]: Архитектура. Скульптура. Витраж. XII-XIV вв. - Москва: Искусство, 2018. - 143 с., 80 л. ил.: ил.; 28 см. - (Из истории мирового искусства).
11. Мировая художественная культура [Электронный ресурс]: от наскальн. рис. до киноискусства: [мультимедийн. учеб. пособие для учащихся общеобразоват. шк. и учащихся образоват. учреждений гуманитар. профиля] / распространитель ЗАО "Новый диск"; [авт. текстов Л. А. Рапацкая]. - М.: Новый диск, 2017. - 2 Электрон. опт. диска (2CD).
12. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков: Пробл. теории и практики худож. творчества / К. М. Муратова. - М.: Искусство, 1988. - 349,[2] с., [48] л. ил.: цв. ил.; 22 см.; ISBN (В пер.) (В пер.)
13. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2019. —304 с. ISBN 5-88860-046-6, 2019. -628 с.
14. Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи: Система худож. видов / Е.И. Ротенберг; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. - М.: Искусство, 2016. - 135 с., [97] с. ил., цв. ил.; 30 см.; ISBN 5-210-01444-4
15. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры / Я. Станькова, И. Пехар; Перевод с чеш. В. К. Иванова. - М.: Стройиздат, 2017. - 293 с. : ил.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.)
16. Столяров Д. Ю. Учебное пособие по культурологии / Столяров Д. Ю., Кортунов В. В. - М: МНФ, 2018. - 275 с.; 20 см. - (Учебная литература / Моск. обществ. науч. фонд; 3).; ISBN 5-89554-016-3: Б. ц., 2500 экз.
17. Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе [Текст] / В. Н. Тяжелов; редкол.: А. М. Кантор и др. - Москва: Искусство, 2017. - 383 с.: ил., цв. ил.; 19 см. - (Малая история искусств; [9]).
Читать дальше