Цифровизация образования - это переход к системе электронного обучения. Все учебные материалы (учебники, рабочие тетради), а также журналы и дневники имеют возможность находиться в Интернете. Учащиеся будут выполнять задания на компьютерах и планшетах вместо обычных ноутбуков. Профессия учителя будет упразднена: дети смогут самостоятельно изучать материалы учебной программы, что позволит проверить, как получены знания. Оцифровка способствует процессу обучения и делает его более удобным и доступным как для студентов, так и для преподавателей.
При отсутствии достаточно определенной стратегии возникают психические, достойные внимания, феномены, которые можно наблюдать у представителей цифрового поколения «Z». Это поколение людей, родившихся в конце 1990-х – начале 2000-х годов, многие из которых являются студентами вузов.
Отмечается целый ряд особенностей у представителей такого «цифрового поколения»:
• такие дети практически с рождения контактируют с окружающей средой приоритетно через экраны смартфонов или дисплеи домашних компьютеров;
• подобным детям достаточно затруднительно заводить друзей в реальном мире, поскольку виртуальное общение преобладает в большей степени над личным; дети достаточно быстро вступают в контакт в онлайн пространстве, но дружеские связи в реальном мире для них очень затруднительны;
• визуальный язык при виртуальном общении заменяет детям цифрового поколения привычный более взрослому поколению обычный текст;
• каждый день дети и подростки успевают смотреть на несколько экранов, поэтому их восприятие информации становится все быстрее и быстрее, но они с трудом сосредотачиваются на одной теме;
• дети больше привыкли читать короткие сообщения, чем какие-либо статьи; их образ мышления фрагментирован, а суждения поверхностны;
• значительно падает авторитет родителей, что способствует укреплению всеведающего Интернета, и увеличивается психологическая дистанция между детьми и взрослыми. В то же время страдает процесс передачи опыта от родителей к детям.
Недостаток позитивных эмоциональных контактов в семье и избыток информации приводят к нарушениям развития нервной системы:
• дети легко возбудимы, впечатлительны, непоседливы, менее послушны;
• многие подростки зачастую плохо ориентируются даже в собственном городе, хотя быстро найдут нужное место на своем мобильнике;
• растет число детей поколения Z, страдающих от избыточного веса;
• у них размыты социальные и гендерные ориентации, возникают проблемы самоидентификации; зыбкими становятся понятия брака и семьи;
• отсутствует реальный жизненный опыт, дети не могут решать даже небольшие проблемы, они вырастают чувствительными и пессимистическими, немногие смогут добиться независимости собственными усилиями;
• Z-поколению присуще «витание в фантазиях», им с трудом удаётся отделить черты виртуальных героев от реальных; основная причина оторванности от реальности – навязчивая массовая культура;
• почти всю информацию дети поколения Z получают из Сети, что придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны;
• дети этого поколения ориентированы на потребление и более индивидуалистичны, чем дети предыдущего поколения; они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом менее амбициозны
Но уже по приведенным выше материалам можно сделать некоторые выводы:
1. Необходимо проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на выявление психологии, педагогики, преподавания и других моделей общего и профессионального развития детей, молодежи и студентов -представителей "цифрового поколения".;
2. Основным направлением исследований должна быть не модель обработки информации человеком и механизм работы мозга в существующих условиях, социальная культура и когнитивная наука задействованы и должны быть задействованы, а модель личностного развития человека в системе непрерывного образования, начиная с момента его рождения; органическая место в этих исследованиях должны занимать вопросы образования;
3. Исследования, направленные на определение механизма, с помощью которого различные типы контекста влияют на важность восприятия информации учащимися, становятся все более важными;
4. Необходимо серьезно повысить квалификацию учителей, учителей, всех воспитателей и родителей. В связи с этим соответствующая наука и методы поддерживают деятельность учителей на всех уровнях системы непрерывного образования.;
5. Важность образовательной философии заключается не «на всю жизнь», а «сквозь всю жизнь», которая обеспечит непрерывное развитие личности и личности каждого человека.
Затрагивая высшее образование, мы можем сказать, что внедрение цифровых технологий повлияло на модернизацию сферы исследований и разработок. В настоящее время цифровизация позволяет модернизировать сам образовательный процесс, принимать кандидатов на новые курсы высшего образования в университетах, а также повышать качество существующих и активно тестируемых курсов.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что цифровые технологии - это уникальный механизм всестороннего развития современных высших учебных заведений. Это создало возможности для быстрого обмена знаниями и опытом, адаптации к онлайн-обучению, развития цифровых библиотек и цифровых кампусов, а также расширения дисциплин, которые ранее могли принимать только уникальную информацию, предоставленную узкой группой экспертов и ученых.
Однако, несмотря на глобальную цифровизацию образования, современные университеты должны сочетать современные информационные технологии и прямое общение между студентами и преподавателями, учеными и экспертами. Также стоит подчеркнуть, что с помощью цифровых технологий можно заменить стандартный набор лекций онлайн-курсами, увеличив количество часов, выделяемых на закрепление материалов и развитие студенческой практики и проектной деятельности.
В целом, можно сказать, что цифровизация общества, как и многие современные тенденции, воспринимается двояко. Основными преимуществами этого явления являются простота и точность получения услуг и товаров, автоматизация рабочих процессов и минимизация влияния человеческого фактора. Оцифровка помогает избавиться от обилия бумажных документов за счет хранения данных в электронном формате. Это способствует более экономичным бизнес-процессам, экономии рабочей силы, возможностям анализа и прогнозирования. Трудно недооценить его преимущества в области образования, медицины, сельского хозяйства и научного развития.
Поскольку все российское общество в целом претерпевает глубокие изменения, в том числе социальные и культурные, это не может не сказаться на образовании и сфере образования. Сложность реформы и определенные несоответствия объясняются, с одной стороны, тем, что процесс реформирования самого общества еще не завершен полностью. С другой стороны, успех любой реформы зависит от всей образовательной политики страны, ее системы, и главная роль образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Поэтому образование занимает важное положение и в то же время особое место. Она включает в себя конкретную отрасль национальной экономики, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах и занимается подготовкой кадров для формирования у них знаний, навыков и умений, необходимых для различных видов работ и других видов деятельности.
Российские педагоги рассматривают цифровую трансформацию образования как неизбежный процесс изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы, который направлен на решение задач социально-экономического развития страны в условиях становления цифровой экономики. Она неразрывно связана с переопределением целей обучения, с разработкой педагогических инструментов (педагогический дизайн, методы и техники педагогической поддержки и воспитательной работы, совершенствования управления работой образовательных организаций и др.) для описания образовательных результатов («чему учить»), а также обновления педагогических практик с использованием ЦОС и новых инструментов учебной работы («как учить»).
Задача цифровой трансформации (цифровой школы) – объединить в едином образовательном процессе две составляющие:
формирование у обучаемых заранее отобранной (социально заданной) совокупности знаний, которые понадобятся им в дальнейшей жизни;
поддержку и развитие способности обучаемых к учению, формирование их учебной самостоятельности, порождение и развитие их личностной идентичности в процессе овладения знаниями (в том числе социально заданными).
При этом необходимо учитывать, что акценты в обучении цифровой трансформации образования смещаются с освоения способностей в области алгоритмизируемых действий (работа с данными, информацией и знаниями) на освоение специфических человеческих способностей (способностей к экспертизе и переносу освоенных знаний и умений в новые ситуации). Таких образовательных результатов должен достичь каждый обучаемый.
Из анализа проведённой работы можно сделать следующие выводы:
разработка такой системы и ее внедрение, которое позволяет пользователям (учителям, родителям) получать интересующую их информацию по успеваемости учащихся (детей) за короткий промежуток времени;
разработка таких систем, где подробно описываются электронные ресурсы, необходимые для образования