Таким образом, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка – это когнитивный компонент личности, сформированный на основании эмоционального самоотношения. Она формирует различные формы поведения и регулирует их. Но формирование самооценки начинается с помощью эмоционального компонента, а со временем идет приобретение когнитивных характеристик. Она является показателем отношения к себе и продуктом отражения сомоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Для многих ученых имеет много синонимов: чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью, самоэффективность, самоуважение и пр. На самом деле эти синонимичные понятия лишь отражают суть самооценки и позволяют более полно понять ее предназначение. В данном контексте представляется интерес дальнейшего исследования феномена самооценки во взаимосвязи с ценностными ориентациями и мотивацией личности как с теоретической, так и с практической стороны.
В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя. Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны. Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид: правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей; может критически посмотреть на себя со стороны; ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь; неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего - достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.
Подростковый возраст – это дети 12–16 лет, для которых характерно резкое возрастание активности в познавательной сфере и любознательности в связи с появлением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: исключительно у части школьников интересы сопряжены с учебными предметами, у основной массы же они значительно обширнее и далеко выходят за границы программы школы. Вместе с тем данные интересы еще довольно неустойчивы, просто изменяются. Любознательность в таком возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а формирование некоторой основы, которая позволяет дать возможность ребенку в последующем отыскать сферу истинных, имеющих личностный смысл интересов и гарантировать полноценный профессиональный выбор. У подростков учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью.
К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности.
В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки младших подростков. Дети с заниженной самооценкой склонны уходить в себя, искать слабости, которые у них есть, они слишком самокритичны и неуверенны в себе. Им сложно высказывать своё мнение, так как они ждут только неудачи. Дети слишком ранимы, у них повышенная тревожность, чувство страха вообще не покидает их никогда. Они не просят о помощи, стесняются задать вопрос и вообще не хотят, чтобы на них обращали внимание лишний раз. Часто у детей данной группы развита сутулость, таким образом, они пытаются, как бы укрыться от окружающих.
Рассмотрение самооценки как суждения о собственной ценности и важность учета индивидуальных оснований самооценки в последнее время признается ведущими отечественными и зарубежными исследователями данного феномена. Перспективным и интересным направлением изучения самооценки представляется рассмотрение данного феномена в онтогенетическом плане, в контексте жизненных отношений личности – отношения к себе и другим через аспект самооценки, самоценности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтвердилась.