Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологических особенностей самооценки подростков 5 1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме самооценки в зарубежной и отечественной психологии 5 1.2. Психологическая сущность самооценки 7 1.3. Психологические особенности подростков 8 1.4. Развитие самооценки в подростковом возрасте 10 Глава 2. Эмпирическое исследования психологических особенностей самооценки подростков 14 2.1. Организация и методы исследования 14 2.2. Результаты эмпирического исследования 15 Заключение 19 Библиографический список 22

Психологические особенности самооценки подростков

курсовая работа
Психология
20 страниц
41% уникальность
2022 год
41 просмотров
Бритвина Е.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологических особенностей самооценки подростков 5 1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме самооценки в зарубежной и отечественной психологии 5 1.2. Психологическая сущность самооценки 7 1.3. Психологические особенности подростков 8 1.4. Развитие самооценки в подростковом возрасте 10 Глава 2. Эмпирическое исследования психологических особенностей самооценки подростков 14 2.1. Организация и методы исследования 14 2.2. Результаты эмпирического исследования 15 Заключение 19 Библиографический список 22
Читать дальше
Актуальность исследования. Подростковый возраст является основой формирования Я–концепции, выявляется своя система ценностей, эталонов, самооценка, опираясь на эту базу, ребенок выстраивает в соответствии с ней свою модель поведения, вырабатываются стили взаимоотношений с окружающими. Изучение самооценки имеет большое значение именно в подростковом возрасте, когда идет повышение ее регулятивных функций, она в большей степени, включается в процесс управления поведения личности. Поскольку влияние социума в подростковом возрасте усиливается, а основным социальным институтом является школа, особую значимость представляет исследование самооценки подростков и ее влияние на межличностные взаимоотношения. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. К проблеме самооценки подростков обращались многие психологи.


Студентам интересна цена курсовой работы по охране труда. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях А.А. Деркач, А.Е.Идрисова, К.Р. Сидорова, А.М. Прихожан и др. Цель исследования: изучить психологические особенности самооценки подростков. Объект исследования: самооценка подростков. Предмет исследования: психологические особенности самооценки подростков. Задачи исследования: – раскрыть психологическую сущность самооценки; – выявить психологические особенности подростков; – обосновать развитие самооценки в подростковом возрасте; – провести эмпирическое исследования психологических особенностей самооценки подростков. Гипотеза исследования: психологические особенности самооценки подростков заключается в том, что группы с высокой и низкой самооценкой имеют различия в характеристиках межличностных взаимоотношений. Методы и методики исследования. Методика исследования: «Самооценка» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация А.М. Прихожан). Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической литературы, синтез, обобщение, тестирование, опрос. Эмпирическая база исследования: средняя общеобразовательная школа №34. Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов и психологов при составлении диагностических и консультативных методик с целью оказания помощи в решении проблемы оптимизации самооценки в подростковом возрасте и других сфер жизни подростка, на которые она влияет, а также в дальнейших исследованиях. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка – это когнитивный компонент личности, сформированный на основании эмоционального самоотношения. Она формирует различные формы поведения и регулирует их. Но формирование самооценки начинается с помощью эмоционального компонента, а со временем идет приобретение когнитивных характеристик. Она является показателем отношения к себе и продуктом отражения сомоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Для многих ученых имеет много синонимов: чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью, самоэффективность, самоуважение и пр. На самом деле эти синонимичные понятия лишь отражают суть самооценки и позволяют более полно понять ее предназначение. В данном контексте представляется интерес дальнейшего исследования феномена самооценки во взаимосвязи с ценностными ориентациями и мотивацией личности как с теоретической, так и с практической стороны. В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя. Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны. Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид: правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей; может критически посмотреть на себя со стороны; ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь; неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего - достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя. Подростковый возраст – это дети 12–16 лет, для которых характерно резкое возрастание активности в познавательной сфере и любознательности в связи с появлением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: исключительно у части школьников интересы сопряжены с учебными предметами, у основной массы же они значительно обширнее и далеко выходят за границы программы школы. Вместе с тем данные интересы еще довольно неустойчивы, просто изменяются. Любознательность в таком возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а формирование некоторой основы, которая позволяет дать возможность ребенку в последующем отыскать сферу истинных, имеющих личностный смысл интересов и гарантировать полноценный профессиональный выбор. У подростков учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью. К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки младших подростков. Дети с заниженной самооценкой склонны уходить в себя, искать слабости, которые у них есть, они слишком самокритичны и неуверенны в себе. Им сложно высказывать своё мнение, так как они ждут только неудачи. Дети слишком ранимы, у них повышенная тревожность, чувство страха вообще не покидает их никогда. Они не просят о помощи, стесняются задать вопрос и вообще не хотят, чтобы на них обращали внимание лишний раз. Часто у детей данной группы развита сутулость, таким образом, они пытаются, как бы укрыться от окружающих. Рассмотрение самооценки как суждения о собственной ценности и важность учета индивидуальных оснований самооценки в последнее время признается ведущими отечественными и зарубежными исследователями данного феномена. Перспективным и интересным направлением изучения самооценки представляется рассмотрение данного феномена в онтогенетическом плане, в контексте жизненных отношений личности – отношения к себе и другим через аспект самооценки, самоценности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтвердилась.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2012. – 307 с. 3. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – Вып. № 1. – С. 4 – 46. 4. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 266 с. 5. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 312 с. 6. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 2011. – 368 с. 7. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018.С. 2–54. 8. Данилова, Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.А. Данилова. – Ярославль, 2013. – 192 c. 9. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук./ Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с. 10. Идрисов, А.Е. Индивидуально–возрастные и психологические особенности младших подростков / А.Е.Идрисов. М.: Просвещение, 2015. – 90 с. 11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 1999. – 176 с. 12. Кон, И. С. Открытие Я / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2008. – 367 с. 13. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2015. – 584 с. 14. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. – Москва: Просвещение, 2009. – 129 с. 15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2006. – 608 с. 16. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан. – М.: Знание, 2014. – 80 с. 17. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров //Вопросы психологии. 2017. №3. С.6–39. 18. Умарова, А.С. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте / А.С. Умарова, О.А. Белобрыкина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 1–43. 19. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2009. – 148 с. 20. Ericson, Е.Н. Childhood and society / Е.Н. Ericson. New York: Norton, 2003. Р. 130. 21. Chelune, G.J. A cognitive interactional model of intimate relationships / G.J.Chelune, J.T.Robison, M.J. Kommor // Communication, intimacy and close relationships. / Ed. Derlega VJ. Academic Press, 2004. – P. 11-40.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
-
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАО «DELUGA GROUP»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Кадровое планирование в организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image