Проще найти курсовые работы на заказ в Екатеринбурге с Work5.
Для данного возрастного этапа характерны активная позиция в построении собственного образа мира и своей модели поведения. Гендерная идентификация становится основой социализации личности. К сожалению, в последние годы значимые институты социализации – семья и школа – утрачивают свои воспитательные позиции. В условиях быстрой информатизации общества на первый план в процессе формирования ценностных ориентировок выходят средства массовой информации, преимущественно Интернет. Обобщив понятие «нравственное воспитание», можно сказать, что гендерное воспитание является одним из ключевых моментов нравственного воспитания и рассматривается как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. То есть, половое воспитание с педагогической точки зрения определяется как особая часть нравственного воспитания, специфическим предметом которого является воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля [3]. Степень разработанности темы. Изучение проблемы гендерной идентичности осуществлялось в работах таких зарубежных ученых как С. Бем, Л. Колберг, Р. Столлер, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, К. Томпсон, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др. Также к проблеме изучения сущности гендерной идентичности и описанию психологических проблем личности в этой связи обращались современные отечественные психологи. Среди них С.Г. Айвазов, В.С. Агеев, Д.В. Воронцов, Д. Б. Карвасарский, И.С. Клецин, Кон И.С., Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас, Т.А. Репина, В. С. Целуйко, и др. Исследователи считают, что «разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека» [11]. Современные исследования четко выделяют два понятия, связанные с половой идентификацией человека. Так, М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева в своей работе пишут: «В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности» [23, с.182]. Гендерный подход, учитывающий, что отличие воспитания, способов поведения, взаимодействия с окружающим миром и людьми мужчин и женщин определяется «не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами» [7, с.349], становится всё более актуальным. В соответствие с этим подходом гендерные стереотипы рассматриваются не как определяемые полом, с которым рождается человек, а как исторически сложившиеся в обществе и навязываемые человеку как его составляющей [14, с.154]. И. Н. Евтушенко отмечает, что «социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование» [10, с.3]. По утверждению И. С. Клециной, «особую роль в процессе гендерной социализации играет сама организация учебных заведений — это не только коллектив и помещение, это еще и система правил, по которым люди взаимодействуют между собой, тот порядок, который позволяет им работать» [16, с.103]. Таким образом, образовательное пространство является важнейшим фактором гендерного воспитания ребенка. Е. В. Зенкевич обнаруживает любопытное противоречие, существующее в современной системе образования: «Какими качествами должны обладать идеальные ученики, по мнению учителей? Прежде всего — это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость. Е. Р. Ярская-Смирнова в своей работе «Неравенство и мультикультурализм», проводя гендерный анализ учебных материалов среднего специального и высшего образования обнаружила, что мужчины изображаются как норма, они активны и успешны, а женщины являются «невидимками» (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или пассивными и зависимыми. И. С. Клецина в работе «Гендерная социализация» подчеркивает, что особые сложности с социализацией возникают у девочек, желающих заниматься математикой, физикой, информатикой, то есть теми сферами деятельности, которые считаются исключительно мужскими. В то же время Сидоренко О. Н. в работе «Гендерный подход в обучении и воспитании» отмечает, что «преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками». Объект исследования: половая идентичность старших подростков Предмет исследования: особенности половой идентичности старших подростков. Цель работы: изучить гендерные аспекты нравственного воспитания старших подростков. Задачи: 1. Изучить сущность, формы, методы и особенности нравственно-гендерного воспитания школьников. 2. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков, особенности гендерных отношений в данном возрасте. 3. Выяснить, какие педагогические условия необходимы для формирования нравственно-гендерных качеств у старшеклассников. Методы исследования: теоретические: анализ синтез, систематизация, обобщение научной литературы; эмпирические: методика определения телесного образа Я (И. А. Соловьева, С, Н. Матевосян). Структура работы. Работа включает в себя введение, раскрывающее актуальность темы, и три параграфа, соответствующе задачам работы, в заключении представлены выводы.