Введение 3 §1. Сущность, формы, методы и особенности гендерного воспитания школьников. 8 1.1. Сущность и формы гендерного воспитания 8 1.2. Методы гендерного воспитания 11 1.3. Особенности гендерного воспитания школьников 14 §2. Возрастные особенности старших подростков, особенности межличностных отношений в данном возрасте. 17 2.1. Гендерные особенности старшего подросткового возраста 17 2.2. Трудности старшего подросткового возраста 21 §3. Педагогические условия формирования нравственности у старшеклассников 27 3.1. Гендерные взаимоотношения старшеклассников 27 3.2. Гендерное воспитание посредством урочной деятельности 29 3.3. Исследования и опыт гендерного образования 31 3.4. Гендерное воспитание во внеурочной деятельности 35 Заключение 39 Список литературы 41 Приложение 45

Гендерные аспекты нравственного воспитания старших подростков

курсовая работа
Педагогика
31 страниц
83% уникальность
2022 год
18 просмотров
Беляева К.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 §1. Сущность, формы, методы и особенности гендерного воспитания школьников. 8 1.1. Сущность и формы гендерного воспитания 8 1.2. Методы гендерного воспитания 11 1.3. Особенности гендерного воспитания школьников 14 §2. Возрастные особенности старших подростков, особенности межличностных отношений в данном возрасте. 17 2.1. Гендерные особенности старшего подросткового возраста 17 2.2. Трудности старшего подросткового возраста 21 §3. Педагогические условия формирования нравственности у старшеклассников 27 3.1. Гендерные взаимоотношения старшеклассников 27 3.2. Гендерное воспитание посредством урочной деятельности 29 3.3. Исследования и опыт гендерного образования 31 3.4. Гендерное воспитание во внеурочной деятельности 35 Заключение 39 Список литературы 41 Приложение 45
Читать дальше
Проблема полового воспитания является актуальной, но из-за сложности и многозначности имеющихся трактовок самого понятия, достаточно тонкой и деликатной с точки зрения ее нравственной окраски. В рамках современного образования гендерное воспитание приобретает особенную значимость. Актуальность этой педагогической проблемы обусловлено изменениями понятий «маскулинность» и «женственность», социальных и гендерных ролей в современном обществе. Трансформации, происходящие в культуре современного общества, ведут к смешиванию социальных мужских и женских ролей практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Глубина и значимость происходящих изменений, отражается в самосознании подростка, и его предпочтения касательно половой и гендерной принадлежности. Актуальность гендерной проблематики в образовании как социальном институте, ставящем себе целью развитие гармоничной личности, неоспорима. В системе образования, в процессе взаимодействия с педагогами и одноклассниками и при работе с учебными материалами, ребенок получает опыт гендерных отношений — сталкивается с тем, что от принадлежности к определенному полу зависят ожидания, предъявляемые человеку. Подростковый возраст – это сензитивный период формирования ценностных ориентаций, мировоззрения, становления личности и самоутверждения. А самоутверждение подросток ищет разными способами и путями. Подросток через изучение гендерных норм и ролей определяет собственную гендерную идентичность.


Проще найти курсовые работы на заказ в Екатеринбурге с Work5.


Для данного возрастного этапа характерны активная позиция в построении собственного образа мира и своей модели поведения. Гендерная идентификация становится основой социализации личности. К сожалению, в последние годы значимые институты социализации – семья и школа – утрачивают свои воспитательные позиции. В условиях быстрой информатизации общества на первый план в процессе формирования ценностных ориентировок выходят средства массовой информации, преимущественно Интернет. Обобщив понятие «нравственное воспитание», можно сказать, что гендерное воспитание является одним из ключевых моментов нравственного воспитания и рассматривается как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. То есть, половое воспитание с педагогической точки зрения определяется как особая часть нравственного воспитания, специфическим предметом которого является воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля [3]. Степень разработанности темы. Изучение проблемы гендерной идентичности осуществлялось в работах таких зарубежных ученых как С. Бем, Л. Колберг, Р. Столлер, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, К. Томпсон, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др. Также к проблеме изучения сущности гендерной идентичности и описанию психологических проблем личности в этой связи обращались современные отечественные психологи. Среди них С.Г. Айвазов, В.С. Агеев, Д.В. Воронцов, Д. Б. Карвасарский, И.С. Клецин, Кон И.С., Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас, Т.А. Репина, В. С. Целуйко, и др. Исследователи считают, что «разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека» [11]. Современные исследования четко выделяют два понятия, связанные с половой идентификацией человека. Так, М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева в своей работе пишут: «В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности» [23, с.182]. Гендерный подход, учитывающий, что отличие воспитания, способов поведения, взаимодействия с окружающим миром и людьми мужчин и женщин определяется «не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами» [7, с.349], становится всё более актуальным. В соответствие с этим подходом гендерные стереотипы рассматриваются не как определяемые полом, с которым рождается человек, а как исторически сложившиеся в обществе и навязываемые человеку как его составляющей [14, с.154]. И. Н. Евтушенко отмечает, что «социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование» [10, с.3]. По утверждению И. С. Клециной, «особую роль в процессе гендерной социализации играет сама организация учебных заведений — это не только коллектив и помещение, это еще и система правил, по которым люди взаимодействуют между собой, тот порядок, который позволяет им работать» [16, с.103]. Таким образом, образовательное пространство является важнейшим фактором гендерного воспитания ребенка. Е. В. Зенкевич обнаруживает любопытное противоречие, существующее в современной системе образования: «Какими качествами должны обладать идеальные ученики, по мнению учителей? Прежде всего — это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость. Е. Р. Ярская-Смирнова в своей работе «Неравенство и мультикультурализм», проводя гендерный анализ учебных материалов среднего специального и высшего образования обнаружила, что мужчины изображаются как норма, они активны и успешны, а женщины являются «невидимками» (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или пассивными и зависимыми. И. С. Клецина в работе «Гендерная социализация» подчеркивает, что особые сложности с социализацией возникают у девочек, желающих заниматься математикой, физикой, информатикой, то есть теми сферами деятельности, которые считаются исключительно мужскими. В то же время Сидоренко О. Н. в работе «Гендерный подход в обучении и воспитании» отмечает, что «преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками». Объект исследования: половая идентичность старших подростков Предмет исследования: особенности половой идентичности старших подростков. Цель работы: изучить гендерные аспекты нравственного воспитания старших подростков. Задачи: 1. Изучить сущность, формы, методы и особенности нравственно-гендерного воспитания школьников. 2. Рассмотреть возрастные особенности старших подростков, особенности гендерных отношений в данном возрасте. 3. Выяснить, какие педагогические условия необходимы для формирования нравственно-гендерных качеств у старшеклассников. Методы исследования: теоретические: анализ синтез, систематизация, обобщение научной литературы; эмпирические: методика определения телесного образа Я (И. А. Соловьева, С, Н. Матевосян). Структура работы. Работа включает в себя введение, раскрывающее актуальность темы, и три параграфа, соответствующе задачам работы, в заключении представлены выводы.

Читать дальше
Основное содержание учебных предметов определяется государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Единое содержание образования является обязательным фундаментальным материалом для формирования целостного мировоззрения учащихся. Содержание образования необходимо пополнить и углубить в соответствии с гендерными интересами, способностями и профессиональными намерениями учащихся. Обучение не может ограничиться только регламентированными рамками, оно должно постоянно дополняться и модифицироваться, в том числе в зависимости от гендерных особенностей учеников. Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного обучения девочек и мальчиков является современной и очень актуальной задачей. Вопросы по организации обучения подростков с учетом их гендерных особенностей разработаны недостаточно, что приводит к отсутствию у них специфических черт, характерных для пола. Если учитель будет проводить систематическую работу по организации обучения подростков с учетом гендерных особенностей, применять специальные, эффективные методы и приемы, основанные на деятельности обучающихся, то будет наблюдаться положительная динамика качества и степени обученности учащихся. Несмотря на изученность вопроса гендерного воспитания, существуют некоторые проблемы, требующие своего решения, в число которых входят:  дальнейшая разработка теоретических основ гендерного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом содержания общего образования и структуры учебной и воспитательной деятельности учащихся.  выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, повышающих эффективность реализации гендерного похода к обучению и воспитанию.  разработка и внедрение в учебный процесс специальных диагностических методик, выявляющих гендерные особенности учащихся и их изменения. Таким образом, важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков/девочек является профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Компетентность педагогов включает знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной социализации девочек/мальчиков; умения организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации; навыки структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, умения согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка.
Читать дальше
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. – 2003. - № 5. – 120 с. 2. Аксаева О.В. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада/О.В. Аксаева//Традиции и новации в дошкольном образовании. [Электронный ресурс] 2018-№3(6) – 5-7 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_35312454_78769967.pdf 2 (Дата обращения 11.05.2022) 3. Артеменко Е.В.Ролевая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Артеменко, М.Н. Сидорова // Современные научные исследования: от теории к практике. [Электронный ресурс] - Пенза, 2019. – 41-72 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41545614_28881051.pdf (Дата обращения 11.05.2022) 4. Белецкая Л. В. Гендерно-ориентированный подход к обучению и воспитанию в российской педагогике 60-х годов XIX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Электронный ресурс - Пятигорск, 2005/Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0527/05052735.pdf (Дата обращения: 11.05.2022) 5. Бреслав Г. М. Романтическая любовь и зрелая личность // Родник. – 1987. - № 2. – 66 с. 6. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX – начале XX веков // Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2013. – 155 с. 7. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. СПб.: Питер, 2018 – 479 с. 8. Григорович Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2019 – 287с. 9. Евланова В. Обучение: совместное или раздельное // Медицинская газета. – 12 апреля 2006 год. - № 26. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.rusmedserv.com/medgazeta/2006g/26/article_3578.html (Дата обращения 11.05.2022) 10. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс До и После. [Электронный ресурс] 2019. Т.7, №2(23). – 245 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_35089394_90728585.pdf (Дата обращения 11.05.2022) 11. Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. -2003.-№1.[Электронный ресурс]/Адрес доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/10/1?page=&print=1 (Дата обращения 11.05.2022) 12. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям воспитателям, родителям, школьным психологам. – Спб: Тускарора, 2020. – 184 с. 13. Зенкевич Е. В. Гендерный подход в образовании [Электронный ресурс] // Педагогический вестник Карелии. № 3 (39). 2014 г. Режим доступа: http://kiro-karelia.ru/journal/gendernyj-podhod-v-obrazovanii (Дата обращения: 10.05.2022) 14. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дис. Докт. Пед. Наук: 13.00.01 / Е. Н. Каменская. –Ростов на Дону, 2016 – 285 с. 15. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб., 2012 – 92 с. 16. Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» или «против» // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2016 – 480 с. 17. Козырева, Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании / Ю. В. Козырева [Электронный ресурс] – Текст: непосредственный // Молодой ученый.-2015-№14(94), 473-476 с. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/94/21165/ (Дата обращения: 09.05.2022). 18. Кон И. С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире//Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. Мурманск, 2018 – 48 с. 19. Коробкова С. А. Гендерный подход в изучении дисциплин естественнонаучного содержания [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://www.rusnauka.com/NIO/Pedagogica/korobkova%20s.a..doc.htm (Дата обращения 09.05.2022) 20. Клипинина В. Н. Гендерное воспитание в подростковом микросоциуме: проекция в будущее: методика социальнопедагогического сопровождения процесса формирования культурых гендерных отношений/В. Н. Клипинина, А. Радкевич // Нар. асвета. – 2017. – № 4. – С. 26–30. 21. Латышина Д. И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. – М.: Гардарики, 2013. – 603 с. 22. Сабунаева М. Л., Гусева Ю. Е. Гендерный подход в практике школьного психолога//Практикум по гендерной психологии/Под ред. И. С. Кпециной-СПб.: Питер, 2013. 23. Сидоренко О. Н. Гендерный подход в обучении и воспитании [Электронный ресурс]//Социальная сеть работников образования. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/02/14/statya-gendernyy-podkhod-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 08.05.2022). 24. Столяренко A.M. Психология и педагогика: учебник- М.: Юнити-Дана, 2011, 356 с. 25. Шагоренко Н.С. Половое воспитание как компонент целостного педагогического процесса [Электронный ресурс] / Н.С. Шагоренко, С.А. Меджидова // Достижения науки и образования.- 2018.- т. № 12 (34).- С. 70-79. Режим обращения: https://elibrary.ru/download/elibrary_35646955_43613717.pdf (Дата обращения 10.05.2022) 26. Ярская-Смирнова Е. Р. Неравенство или мультикультурализм// Высшее образование в России-2015. № 4, 76 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исследование особенностей развития бренда как инструмента формирования имиджа на примере компании S7 Airlines
Количество страниц:
30
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Правосубъектность юридического лица
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности
Количество страниц:
26
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image