Введение………………………………………………………………...…………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………………………………………………………5 1.1 Характеристика речевого развития детей в норме и детей с ЗПР……………………5 1.2 Особенности речевых ошибок детей с задержкой психического развития…………10 1.3 Специфика формирования и развития связной речи у дошкольников с ЗПР……….13 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………19 2.1 Методики проведения экспериментального исследования по изучению уровня сформированности связной речи…………………………………………………………..19 2.2 Программа формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР……29 2.3 Контрольная диагностика по итогам коррекционной работы……………………….33 Заключение…………………………………………………………………………………43 Список использованной литературы…………………………………………………....46 Приложения………………………………………………………………………………...49

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

дипломная работа
Педагогика
45 страниц
85% уникальность
2022 год
138 просмотров
Клепикова Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………...…………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………………………………………………………5 1.1 Характеристика речевого развития детей в норме и детей с ЗПР……………………5 1.2 Особенности речевых ошибок детей с задержкой психического развития…………10 1.3 Специфика формирования и развития связной речи у дошкольников с ЗПР……….13 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………19 2.1 Методики проведения экспериментального исследования по изучению уровня сформированности связной речи…………………………………………………………..19 2.2 Программа формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР……29 2.3 Контрольная диагностика по итогам коррекционной работы……………………….33 Заключение…………………………………………………………………………………43 Список использованной литературы…………………………………………………....46 Приложения………………………………………………………………………………...49
Читать дальше
Актуальность исследования. Одним из основных направлений деятельности любого дошкольного образовательного учреждения стало развитие у детей дошкольного возраста коммуникационной грамотности через поиск решения с помощью вербальных средств, которые актуальны для детей в различных сферах жизни (учебной, культурной, бытовой). Но, тем не менее, на сегодняшний день, не все дети способны владеть вербальными средствами коммуникации. Эти дети нуждаются в помощи, в рамках которой проводится работа, направленная как раз на развитие средств речевого общения.


Возникла необходимость купить докторскую диссертацию в Кемерово ? Work5 найдёт решение.


Противоречие исследования. Первоначально изучение речи дошкольников с задержкой психического развития обычно было сосредоточено на внешней стороне речевых сложностей. Внедрение основ психолингвистики в науку и педагогическую практику дало огромный толчок для того, чтобы речь дошкольников с ЗПР стала анализироваться не только со стороны внешних проявлений, но и с точки зрения внутренних механизмов речи, ее понимания и происхождения. Такие ученые как О. Е. Громова [14] и М.С. Певзнер [29] и другие заметили, что дети с ЗПР испытывают трудности в изучении родного языка, как основного средства общения. Эти трудности зачастую связаны с недостатком лексических, фонетико-фонологических и грамматических средств. И именно это является одной из причин проявления недостатков языкового оформления высказываний. Однако, несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, вопросы анализа развития их связной речи освещены недостаточно. Очевидно, что это не может удовлетворить специалистов, работающих с детьми этой категории. Необходимо доскональное изучение проблемы развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития. Проблема исследования. Зачастую основной проблемой формирования средств вербальной коммуникации является недоразвитость речи. Это и является главным или одним из основных симптомов распространенной формы нарушения развития ребёнка дошкольного возраста – задержка психического развития (ЗПР). На сегодняшний день существует огромное количество умозаключений, касающихся речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Объект исследования – логопедическая работа с дошкольниками с ЗПР. Предмет – диагностика и методы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная программа коррекции позволит повысить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Цель работы – изучение теории формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР и методов ее коррекции. Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решить следующие задачи: 1. Представить характеристику речевого развития детей в норме и детей с ЗПР. 2. Рассмотреть особенности речевых ошибок детей с ЗПР. 3. Изучить специфику формирования и развития связной речи у детей с ЗПР. 6. Проанализировать методики проведения экспериментального исследования по изучению уровня сформированности связной речи 5. Разработать программу коррекционной работы по формированию связной речи. Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, диагностика уровня сформированности навыков связной речи. Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский [9], А.А. Леонтьев [23], А.Н. Леонтьев [22], А.Р. Лурия [27], С.Л. Рубинштейн [33]); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (В. И. Лубовский [26], Н.А. Цыпина [37], С.Г. Шевченко [38]). База исследования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 Лесная сказка, г. Егорьевск. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в работе дефектологов, психологов, изучающих и занимающихся проблемой задержки психического развития у детей, а также родителям воспитывающих детей с задержкой психического развития. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав. В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Список использованной литературы содержит 40 наименований.

Читать дальше
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Анализ литературы позволяет отметить, что проблеме логопедической работе с детьми уделяли большое внимание как западные, так и российские основоположники логопедии. Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Дети с задержкой психического развития отличаются сниженной умственной работоспособностью. В качестве причин, вызвавших ее нарушения, могут выступать выраженные нейродинамические расстройства. У всех этих детей снижено внимание. Снижение устойчивости внимания у них может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. Одним и характерным признаком нарушений речевого развития детей с задержкой психического развития является недостаточность речевой регуляций действия, трудности верболизации действия, несформированность планирующей функцией речи. Таким образом, как считают авторы (В.И. Лубовский, В. В. Лебединский и др.), изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности. Кроме того, анализ литературных источников показал, что проблема коррекции связной речи у шестилетних дошкольников с задержкой психического развития изучена недостаточно. Так как у детей с задержкой психического развития нарушение познавательной деятельности усугубляются слабой речевой активностью. Часто такой ребенок знал материал, не отвечает из-за слабого побуждения к речи. Эта, казалось бы, безобидная реакция на сниженную мотивацию в речевой деятельности, кроме усугубления нарушения познавательной деятельности, может привести к неправильному формированию мысли ребенка. Развитие речи дошкольников происходит в различных направленностях: улучшается ее осмысление и практическое использование; она делается базой преобразования всех психических процессов и орудием мышления. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития - это дети, у которых в часто наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов. У детей с задержкой психического развития развитие речи существенно отличается. Речь у детей с задержкой психического развития настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. В результате к школьному возрасту необученные дети с задержкой психического развития приходят с существенным речевым недоразвитием. Связная речь обладает устойчивым набором признаков, которые определяют один из двух типов ее целостной организации. В состав этих признаков входят языковые и выразительные средства как количественные показатели речи, а также качественно – количественные характеристики, представленные ее логической и содержательной организацией. Связной является речь, в которой логичность и целостность ее содержания задаются самим говорящим в процессе развертывания во вне наличного содержания своего сознания. Развитие связной речи детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, выделяется некоторой спецификой. Наличествуют такие явные нарушения речевой деятельности, как рассогласованность речевой и предметной деятельности, недостаточность словообразовательных процессов, речь у данной категории детей обладает ситуативным характером, просматривается узость словарного запаса, в особенности существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков: системы языка как средства общения; лексико-грамматических возможностей диалога; логической организации диалогического общения; установления социальных контактов друг с другом и взрослыми; установления интерактивного взаимодействия; закрепления практических навыков коммуникативной деятельности. Особенно значима в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы у детей, испытывающих трудности в обучении игра. Также для формирования связной речи используются методические приемы, которые традиционно разделяются на три основополагающие группы: словесные, наглядные и игровые. Для определения возможностей развития связной речи дошкольников с ЗПР был проведен эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента мы изучили начальный уровень развития связной речи дошкольников. Нами проведено исследование развития связной речи, в котором приняло участие 10 детей дошкольного возраста на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 47 «Лесная сказка» г. Егорьевск. Группа была сформирована из детей с задержкой психического развития. Результаты показали, что у детей данной группы уровень развития связной речи преимущественно средний и низкий. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей исследуемой нами группы отмечается недостаточное развитие связной речи. У большинства детей мы отметили сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) заданий. При пересказе отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента. Самостоятельный рассказ чаще составляется с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. На формирующем этапе эксперимента с детьми проводилась работа по Программе формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Обследование детей на контрольном этапе эксперимента проводилось по той же методике, которая была разработана для констатирующего этапа. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что дети дошкольного возраста задержкой психического развития достигли положительных результатов и справились со всеми заданиями. Таким образом, предложенные методы и приёмы способствовали повышению качества речи дошкольников, развитию творческого отношения к слову, они повлияли на развитие у детей старшего дошкольного возраста всех составляющих элементов речевой системы, а также познавательных процессов. Полученные результаты свидетельствуют, что гипотеза исследования подтверждена.
Читать дальше
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с. 2. Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения / Р.А. Амасьянц. – М.: Академия, 2020. – 238с. 3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А.Г. Арушанова. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. – С. 4-16. 4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – 6-е изд., стереотип / О.С. Ахманова. – М.: Ком Книга, 2017. – 576 с. 5. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.– 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2021.– 672 с. 6. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ, 2012. – 226 с. 7. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 194 с. 8. Виноградова, Н. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Н. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011. - 34 с. 9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2017. – 177 с. 10. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры дошкольников с отклонениями в поведении / Е.М. Гаспарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 156 с. 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 472 с. 12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 84 с. 13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2019. - 168 с. 14. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам / О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с. 15. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Е.А. Екжанова. – М.: КАРО, 2019. – 336 с. 16. Екжанова Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) / Е.А. Екжанова. – М.: Логос, 2019. – 96 с 17. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2019. – 272 с. 18. Ерастов Л.П. Культура связной речи / Л.П. Ерастов. – М.: АРКТИ, 2016. - 268 с. 19. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М.: Владос, 2018. – 245 с. 20. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева. – М.: Владос, 2019.– 420с. 21. Кошелева А.Д. Детский практический психолог / А.Д. Кошелева. – М.: Academia, 2019.–256с. 22. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013. – 426 с. 23. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Наука,1974. – 234 с. 24. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Психология дошкольника: хрестоматия / А.М. Леушина. - М.: Академия, 2010. - С.81-90 25. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2015. – 222 с. 26. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Academia, 2021. – 464 с. 27. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Лурия. – М.: МПСИ, 2014. – 64 с. 28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2018. - 456 с. 29. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер, Т.А. Власова. – М.: Издательство: СГУ, 2016. – 176 с. 30. Петрова Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития / Е.В. Петрова. – М.: Школьная Книга, 2019. – 320с. 31. Рыжова О.С. Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С. Рыжова // В сборнике: исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научнопрактической студенческой конференции. – 2017. – С. 122-126. 32. Развитие воспитание и обучение школьников с задержкой психического развития: хрестоматия / Авт.-сост. Л.Б. Баряева и др. – СПб.: Речь, 2021. – 338 с. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. –468 С. 34. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович. – СПб.: Речь, 2018. – 256 с. 35. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Триггер. – СПб.: Питер, 2008 . – 192 с. 36. Фатекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фатекова. – М.: Айрис-Пресс, 2019. – 176 с. 37. Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития / Н.А. Цыпина. – М.: Academia, 2019. – 256 с. 38. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2020. – 96 с. 39. Юханссон И. Особое детство / И. Юханссон. – М.: Теревинф, 2018. – 160 с. 40. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2018. – С. 334–335.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
-
Количество страниц:
50
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Информатика
дипломная работа
«Профилактика аддиктивного поведения подростков»
Количество страниц:
80
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
Лицензионный договор на использование музыкальных произведений по праву России
Количество страниц:
60
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image