Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение профилактики аддиктивного поведения подростков 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 6 1.2. Проявление аддиктивного поведения у детей подросткового возраста 19 1.3. Понятия и виды профилактики 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы профилактики аддиктивного поведения подростков 40 2.1. Методика и организация исследования 40 2.2. Диагностика аддиктивного поведения подростков 42 2.3. Рекомендации по профилактике аддиктивного поведения детей подросткового возраста 49 Выводы по 2 главе 71 Заключение 72 Список литературы 75

«Профилактика аддиктивного поведения подростков»

дипломная работа
Психология
80 страниц
93% уникальность
2022 год
34 просмотров
Куликова М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение профилактики аддиктивного поведения подростков 6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 6 1.2. Проявление аддиктивного поведения у детей подросткового возраста 19 1.3. Понятия и виды профилактики 29 Выводы по 1 главе 39 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы профилактики аддиктивного поведения подростков 40 2.1. Методика и организация исследования 40 2.2. Диагностика аддиктивного поведения подростков 42 2.3. Рекомендации по профилактике аддиктивного поведения детей подросткового возраста 49 Выводы по 2 главе 71 Заключение 72 Список литературы 75
Читать дальше
Актуальность исследования. Жизненная необходимость сохранения здоровья подрастающего поколения, от которого в полной мере зависит безопасность и благосостояние нашего государства сегодня и в будущем, обозначила необходимость актуализации проблемы аддикции у подростков, так как среди современных подростков все шире распространяется ранняя алкоголизация, употребление психоактивных веществ, наркотиков, курения и вовлеченности в компьютерные игры. У них формируется аддиктивное поведение, усиливающее деструктивные способы реагирования на социальные изменения в обществе, и одновременно создающее угрозу личностному самоопределению и стабильности общества. Аддиктивное поведение представляет собой форму деструктивного, отклоняющегося поведения, которая выражается в уходе от реальности путем изменения психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, например, компьютерные игры. Подростковый возраст является самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. В случае, когда возрастные новообразования подросткового возраста в силу тех или иных факторов формируются с нарушениями, у подростка может развиться социальная дезадаптация, которая служит одной из базовых предпосылок для аддиктивного поведения. Поэтому особо важными становятся вопросы раннего выявления и предотвращения аддикций у подростков, создание системы профилактики в образовательных учреждениях, широкое осуществление и распространение программ, способствующих сохранению психического и морального здоровья юношей и девушек, повышению их адаптивных способностей и волевых качеств. Изучение степени разработанности проблемы свидетельствует о том, что проблема аддиктивного поведения широко изучается в психологии, педагогике, медицине, социологии и других науках. Анализ исследований и публикаций.


Многих не устраивает цена реферата по истории на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


Изучению аддикций и аддиктивного поведения посвящены работы таких отечественных авторов как: А.Г. Абрумова, О.И. Берестовская, М.В. Бредихина, М.А.Галагузова, А.В.Гоголева, Н.П. Захаров. С. Коринн, Ц.П. Короленко, В. В.Лебедько, В. Д. Менделевич, В.Д. Москаленко, С.Ф. Смагин, Г.В. Старшенбаум, Н. П. Фетискин и др. Также теоретические аспекты изучения проблемы аддиктивного поведения в подростковой среде представлены в трудах Ю.А Александровского, В.Х. Василенко, В.М. Воробьева, В.П. Казначеева, В.М. Ломоносова, В.В. Николаевой. Эти авторы определяют аддиктивное поведение как одну из форм деструктивного, отклоняющегося поведения, которая выражается в уходе от реальности путем изменения психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, например, компьютере, играх. Цель исследования состоит в теоретическом и практическом изучении особенностей профилактики аддиктивного поведения подростков. Объект исследования: аддикции в подростковом возрасте. Предмет исследования – формы и методы профилактики аддиктивного поведения подростков. Задачи: 1. На основе теоретического анализа литературы дать психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста, охарактеризовать понятие и виды профилактики аддиктивного поведения подростков. 2. Провести диагностику аддиктивного поведения подростков и проанализировать результаты. 3. Дать рекомендации по профилактике аддиктивного поведения детей подросткового возраста. Гипотеза исследования – для того, чтобы профилактика аддиктивного поведения являлась эффективной, необходимо в профилактических мероприятиях учитывать все аспекты предупреждения аддикций. Методологической основой исследования выступают: исходные принципы познания; логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный. Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Практическая значимость: в качестве рекомендаций по профилактике аддиктивного поведения детей подросткового возраста, предложена программа профилактической работы с подростками, которая будет полезна специалистам образовательных организаций: психологам, классным руководителям, социальным педагогам, а также родителям и всем заинтересованным лицам. Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Одной из важнейших социальных опасностей является аддиктивное поведение людей. Корни формирования такого поведения уходят в детство, в подростковый возраст, именно поэтому педагоги и психологи должны уделять проблеме поведенческих аддикций повышенное внимание. Аддикция, или аддиктивное поведение, - это поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, с целью получения интенсивных эмоций. В современной психологии сложилось понимание того, что аддикции в поведении людей очень многообразны, но все они, в конечном итоге, имеют нечто общее, некоторые сквозные компоненты. Аддикции, а, следовательно, и формы аддиктивного поведения очень многообразны, но для всех вариантов аддикций присущи такие черты, как особенность, «сверхценность», изменения настроения, рост толерантности, симптоматика отмены, конфликт с окружающими и самим собой, рецидивность. Все поведенческие аддикции принято делить на химические, нехимические и промежуточные аддикции. Анализ показал, что подростковый возраст – особый, очень важный и во многом кризисный период в развитии и становлении ребенка. В случае, когда возрастные новообразования подросткового возраста формируются с нарушениями, может развиться социальная дезадаптация, которая служит одной из базовых предпосылок для аддиктивного поведения. Важную роль в этом играет нахождение подростков в неблагоприятных условиях, что может провоцировать у них комплексную социально-психологическую, социально-поведенческую, социально-мировоззренческую дезадаптацию, приводить к аддиктивному и девиантному поведению, искажению, а в тяжелых случаях – и тяжелой деградации личности. Подростки с легкостью пробуют все новое, что предлагают сверстники, желая реализовать свое стремление быть взрослыми. Часто эти пробы оказываются губительны для детского организма, и подросток приобретает определенную зависимость, которая нарушает процесс гармоничного развития личности, усугубляет протекание возрастных кризисов и становится весомой преградой дальнейшего личностного развития. Отметим, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению подростков с аддиктивным поведением, появляются новые виды аддикции, что требует разработки современных методов работы, направленных на профилактику зависимого поведения. Профилактика аддиктивных форм поведения подростков– это система предупредительных мер, причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии данных детей. Система профилактических мероприятий предполагает создание у подростков альтернативной мотивации по сравнению с возникающими негативными потребностями, приводящими их к осознанному выбору. Сохраненные личностные качества., по крайней мере, позитивные мотивы становятся основой, на которой может быть построена. программа. поддержки подростков с аддиктивным поведением. Главной целью профилактики аддиктивного поведения является повышение эффективности профилактического процесса у подростков, а также повышение психолого-педагогической грамотности взрослых, окружающих подростков. Основные цели такой профилактики аддикций следующие: выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем; уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении несовершеннолетних; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других девиаций у несовершеннолетних; сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни несовершеннолетних; содействие несовершеннолетним в достижении поставленных целей, раскрытии их внутренних потенциалов и творческих способностей. Большое значение имеет профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде-школа является уникальной и очень важной "платформой" для профилактических мероприятий. Профилактические мероприятия, как правило, основаны на сложной основе и обеспечиваются совместными усилиями педагогов, педагогов, психологов, врачей, социальных работников, правоохранительных органов. Профилактика аддиктивного поведения является важным элементом по борьбе с негативным влиянием на подростков. Превентивные методы работы с аддиктивным поведением у подростков должны охватывать все субъекты, которые имеют влияние на подростка. Методы работы с подростками включают работу с самим подростком, с близким взрослым и педагогическим окружением, с окружающими сверстниками в неформальных группах, с окружающими сверстниками в организованном пространстве. Для профилактики аддиктивного поведения используются разные методы: тренинги, дискуссии, ролевые игры, поведенческая психотерапия и др. Профилактика поведенческих аддикций среди подростков – это одна из важнейших государственных задач, поскольку от этого зависит социальное благополучие, устойчивость развития и здоровье социума. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.ФГОС Основное общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения 08.05.2022). 2.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2019. – 370 с. 3.Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: Речь, 2016. - 159 с. 4.Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Просвещение, 2019. – 512 с. 5.Бабаева М.М. Социальные нормы и регуляция поведения / М.М. Бабаева – М.: Просвещение, 2018. – 189 с. 6.Березина С. В. Программа первичной профилактики негативной зависимости в среде подростков и старшеклассников. - Самара, Знание, 2016. - 126 с. 7.Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. – 2020. – № 2. – С. 1–14. 8.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2018. – 815 с. 9.Бочарова В. Г. Социальная педагогика: монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2018. – 268 с. 10.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 08.05.2022). 11.Бубнова А. Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся // Воспитание школьников. - 2018. - № 8. - С. 14-20. 12.Васильева Е.В. Умения саморегуляции и стрессоустойчивости в профилактике аддиктивного поведения подростков / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – №3. – С.92-95. 13.Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 447 с. 14.Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина и др. // Известия ПГПУ. – 2019. – №16. – С.83-87. 15.Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2020. – 310 с. 16.Гурин Г.Г. Интернет-зависимость-проблемы интерпретации в условиях бурного развития электронных технологий // Гарантии прав ребенка - безопасность детства: сб. науч. тр. / Департамент образования г. Москвы. - 2019. - № 2. - С. 28-31. 17.Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2019. – №1. – С. 54. 18.Ениколопов С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста / С.Н. Ениколопов. - 2018. - №1. - С. 5-7. 19.Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения 08.05.2022). 20.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 08.05.2022). 21.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения – М.: Академия, 2014. – 288 с. 22.Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: системный анализ социальных и психологических факторов риска / О.Ю. Калиниченко // Автореф. дис. …канд. биол. наук. Тула, 2017. – 165 с. 23.Каткова Л. В. Социальные технологии профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи // Новые исследования в области социальной работы и смежных науках. - 2018. - № 2. - С. 112-122. 24.Корнилова А. В.. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. II Междунар. студен. науч.- практ. конф, 21 февр. 2019 г. - М., 2019. - С. 295-299. 25.Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология: учеб. пособ. для студ. вузов / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева – Новосибирск.: Олсиб, 2018. – 251 с. 26.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы / Л. П. Кузнецова. – Владивосток: ДВГТУ, 2017. – 92 с. 27.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. – М.: Фолиум, 2016. – 70 с. 28.Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2016. – 350 с. 29.Купцова С.А. Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 08.05.2022). 30.Лазаренко Д.В., Антилогова Л.Н. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов. / Д.В. Лазаренко, Л.Н. Антилогова // Журнал психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. - № 2.– С.40-43. 31.Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 08.05.2022). 32.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – М.: Медицина, 2017. – 304 с. 33.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016. – 226 с. 34.Матусевич М.С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. – 2019. – №3. – С. 958-960. 35.Менделевич В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) // Вестник клинической психологии. - 2017.- № 2. - С. 153-158. 36.Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. / М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2018. – 116 с. 37.Молчанова Н.В., Галагузов А.Н. Социально-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 08.05.2022). 38.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2019. - 456 с. 39.Назарова Н. Б. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков группы риска / Н.Б. Назарова // Журнал Интеграция образования. - 2019. – № 4. - С. 7 – 12. 40.Опыт стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. - 2018. - № 5. - С. 1-23. 41.Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.Б. Петрова – М.: Флинта: МПСИ, 2018. — 152 с. 42.Петухова С.Е. Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений [Электронный ресурс] – Режим доступа:// https://cyberleninka.ru(дата обращения 08.05.2022). 43.Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга; пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2019. – 240 с. 44.Рассказова И.Н. Влияние значимых взрослых на формирование психологического благополучия детей // Детство, открытое миру: сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск, 23 марта 2021 года. – Омск: ФГБОУ ВО «Омский гос. педагогический университет», 2021. – С. 250–252 45.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 08.05.2022). 46.Савина О.О. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте / О.О. Савина – М.: Психология, 2018. – 120 с. 47.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк – М.: Знание, 2019. – 96 с. 48.Симатова О.Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения // Вестник ЧитГУ. - 2018. -№ 1. - С. 83-92. 49.Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение / С.Ф. Смагин СПб.: МИПУ, 2017. – 250 с. 50.Соколова М.А. Программа социально-психологического игрового тренинга по профилактике агрессивности / М.А. Соколова // Заместитель директора школы по воспитательной работе. - 2018. - № 7. - С.33-40. 51.Станкин М.И. Общая психология / М.И. Станкин. - Воронеж: Изд–во Н.П.О. «МОДЕК», 2020.– 352 с. 52.Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. - М.: Когито-Центр, 2016. - 288 с. 53.Степанова Н.А. Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru(дата обращения 08.05.2022). 54.Фенько А.К., Левин М.И. Теории аддиктивного поведения / А. Фенько, М.И. Левин // Финансы и бизнес. – 2018. – № 3. – С. 10-22. 55.Фролов В.А. Психолого-педагогические аспекты профилактики аддиктивного поведения детей и подростков (учет особенностей саморегуляции аддикта при разработке программ психолого-педагогической профилактики зависимого поведения) / В.А. Фролов // Журнал научные проблемы гуманитарных исследований. – 2018. - №10. – С. 1-7 56.Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов – СПб.: Изд-во «Речь», 2019. – 408 с. 57.Хорсанд Д. Агрессивные дети [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 08.05.2022). 58.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 08.05.2022). 59.Юсупов В. В. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. - СПб.: Речь, 2017. - 128 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Лицензионный договор на использование музыкальных произведений по праву России
Количество страниц:
60
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Социально-психологические факторы формирования идеалов
Количество страниц:
50
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная психология
курсовая работа
Социальные медиа как новые технологии формирования имиджа государственного лидера
Количество страниц:
90
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Средства массовой информации
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image