Проблема социально-психологических характеристик ценностей в подростковом возрасте имеет принципиальное значение, как для теоретического осмысления этого феномена, так и для решения разного рода прикладных задач. Анализ литературы по проблеме исследования показал разнообразие подходов к сущности, содержанию и структуре ценностей, что обусловило необходимость углубленного изучения ценностей современных подростков.
В связи с этим исследование подростковых ценностей включало в себя следующие уровни нормативной сферы личности: значимые для подростка личностные характеристики, осмысленные жизненные ценности, идеальная модель выпускника, идеальные социокультурные чемпионы. Изучены инварианты ценностных предпочтений подростков в зависимости от пола, возраста и принадлежности к той или иной социокультурной группе, ценностные предпочтения подростков и их педагогов рассмотрены в контексте временной динамики развития общества, общих характеристик и межпоколенческих взаимосвязей. выявлены различия.
Анализ результатов исследования показал значимость для современных подростков тех личностных характеристик, которые способствуют успешному социальному взаимодействию, что согласуется с общепсихологическими особенностями подросткового возраста, когда основной деятельностью является общение, а обучение отходит на второй план.
В то же время анализ возрастной динамики ценностей современных подростков свидетельствует о постепенной переориентации подросткового сознания с успешности в социальных отношениях на личностное саморазвитие. С возрастом у молодежи все больше реализуются ценностные ориентации, которые связаны с проявлением установок, направленных на самореализацию.
Подтверждено, что период зрелости начальной школы является «критическим» периодом в формировании ценностей молодежи, связанных с развитием уверенности в себе и обновлением сферы нравственных отношений. Показано существование определенных ценностных предпочтений, специфика которых наиболее ярко проявляет гендерные различия на разных уровнях и зависит от традиционных и социально диктуемых гендерных ролевых моделей.
Сопоставление данных исследований с опросами последних двух десятилетий позволяет говорить об общей направленности ценностных сдвигов у современной молодежи. Он связан со значительным снижением значимости ценностей, определяющих достижение более высокого социального статуса.
Ценности современных подростков формируются в ситуации серьезных социальных изменений, которые, в свою очередь, приводят к трансформации тех базовых ценностей, на которых базируется самоопределение подростков в отношении своих жизненных перспектив.
Жизненные стратегии все больше укорачиваются («уплощаются»), что ведет к уменьшению важности ценностей, предполагающих построение долгосрочных перспектив. В связи с этим можно говорить о кардинальных изменениях, затрагивающих фундаментальные психологические особенности подросткового возраста, связанные с формированием жизненных проектов.
Изучение ценностных представлений подростков и их педагогов о людях, которых школа должна воспитывать, показывает наличие определенной «напряженности» ценностной характеристики социокультурной ситуации взаимоотношений взрослых и детей в рамках воспитательной работы. процесс.
Так, если педагоги ориентируются на проявление творческой активности, подростки более склонны принимать на себя роль исполнителя. Причем, если школьникам важно достижение поставленной цели, то для педагогов важны критичность и умение брать на себя ответственность.
Анализ идеальных образцов для современных подростков позволил выявить наиболее значимые сферы социальной жизни, на которые ориентируется подросток в выборе своих идеалов и антиидеалов. В то же время показано, что некоторые сферы явно ориентированы на прошлое и их нынешнее состояние не является для подростка реальной культурной реальностью.
Другие, напротив, существуют только в настоящем и лишены своего прошлого. При этом в одних районах национальная культура практически не была представлена, а в других, наоборот, полностью отсутствовали представители Запада. Пробелы как культурологические проблемы требуют своего педагогического решения, главным образом применительно к содержанию современного школьного образования.
В то же время важно отметить, что на этапе завершения основной школы идеалы и антиидеалы учащихся в области литературы в основном представлены героями домашних программ, что позволяет сделать вывод о том, что общий вывод о значении учебной программы по литературе в формировании идеалов и антиидеалов подростков.
Результаты, полученные в ходе исследования, в целом подтвердили гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
С возрастом происходит отчетливая переориентация сознания молодежи с позиций «романтизации» на «прагматизм». Существенные изменения в системе ценностей современной молодежи происходят в возрасте 7-го класса и при переходе из начальной школы в старшую (9-й класс). Эти этапы можно рассматривать как «кризис» в психосоциальном развитии подростка.
С увеличением возраста значимость хорошего образования резко снижается, при этом возрастает значимость собственного материального благополучия и успешного трудоустройства, что свидетельствует о наличии несоответствий в ценностных ориентациях молодежи.
Жизнеспособные ценности, активно декларируемые в качестве приоритетов современной образовательной политики: возможность творческой деятельности; Повышение уровня образования и расширение кругозора оказалось для молодежи наименее важным.
В целом, подтверждается гипотеза о влиянии традиционных полоролевых образцов на ценностные предпочтения подростков.
Так, для девочек более значимыми, чем для мальчиков, являются счастливая семейная жизнь и возможность творческой деятельности; они выбирают личностнтые качества из блока «моральные качества», «романтичность», «оптимизм» и нацелены на установление положительного эмоционального состояния. Для мальчиков же характерно стремление к социальной стабильности, значимо материальное благополучие и личностные характеристики из блоков «когнитивные», «эмоциональный контроль» и «физические качества».
Принадлежность подростков к национальному меньшинству и их обучение в школе для национальных меньшинств формируют специфическую ориентацию на профессиональную самореализацию как ориентир для личностного развития.
Изменения социально-культурной ситуации в стране в 1989-2010 гг. вызвало изменение ведущих ценностей как у студентов, так и у преподавателей: снижение значимости идеальных ценностей, связанных с саморазвитием, и повышение общекультурного уровня, характерное для молодежи и преподавателей в конце 1980-х - начале 1980-х гг. 1990-х гг., и было выявлено доминирование инструментальных ценностей: трудолюбия, добросовестности и дисциплинированности.
Сравнение представлений учителей и учащихся об идеальной модели выпускника школы выявило наличие ценностного конфликта: учителя ориентируются на ценности творческой активности, критичности и способности брать на себя ответственность, тогда как ценности для молодежи важнее трудолюбие и умение добиваться собственных целей.
Выбор идеала и антиидеала – важнейшие сферы жизни подростка: политика, СМИ, литература и кино. В выборе идеалов от политики, литературы, медийных личностей, исторических деятелей и ученых доминирует домашний декор.
Западная культура в основном представлена кинематографом, сказками и мифами, художественной литературой, которые не входят в школьную программу.
Современная социокультурная реальность предлагает идеальные образцы для подражания среди представителей спорта, телевидения, политики и общественной деятельности, музыки и кинематографа, при этом такие идеальные образцы для подражания, как ученые и художники, а также писатели и исторические деятели, заимствуются из прошлого.