?>
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Социально-психологические факторы формирования идеалов 5 1.1. Теоретические подходы к исследованию идеалов в различных областях научного знания 5 1.2. Идеал как предмет социально-психологического исследования 14 1.3. Особенности кросскультурного исследования идеалов подростков 17 1.4. Особенности формирования ценностных предпочтений современного подростка 19 Выводы по первой главе 21 Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологических 23 2.1. Организация и методы исследования 23 2.2. Динамика ценностей личностных качеств у московских подростков 24 2.3 Кросскультурный анализ ведущих жизненных ценностей подростков 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 БИБЛИОГРАФИЯ 47

Социально-психологические факторы формирования идеалов

курсовая работа
Психология
50 страниц
51% уникальность
2022 год
25 просмотров
Глушак Ю.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Социально-психологические факторы формирования идеалов 5 1.1. Теоретические подходы к исследованию идеалов в различных областях научного знания 5 1.2. Идеал как предмет социально-психологического исследования 14 1.3. Особенности кросскультурного исследования идеалов подростков 17 1.4. Особенности формирования ценностных предпочтений современного подростка 19 Выводы по первой главе 21 Глава II. Эмпирическое исследование социально-психологических 23 2.1. Организация и методы исследования 23 2.2. Динамика ценностей личностных качеств у московских подростков 24 2.3 Кросскультурный анализ ведущих жизненных ценностей подростков 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 БИБЛИОГРАФИЯ 47
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема формирования ценностей в подростковом возрасте является объектом внимания многих ученых, поскольку подростковый этап онтогенеза характеризуется высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации за счет развития самосознания, с формированием ценностные ориентации как фундаментальное психологическое новообразование, определяющее формирование и развитие наиболее значимых личностных структур подростков. Ценности как междисциплинарное научное понятие с множественными значениями интерпретируются с точки зрения различных подходов в философском, культурологическом, этнопсихологическом, педагогическом, социально-психологическом и общепсихологическом аспектах. Несмотря на то, что изучение ценностей современных подростков нашло широкое отражение в научной литературе, проблема социально-психологической характеристики ценностей современных подростков, учитывая современный социокультурный фон, требует дальнейшего изучения. исследования, что определяет актуальность данного исследования. Целью исследования является изучение социально-психологических особенностей ценностей современных подростков. Задачи исследования - провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по выявленной проблеме; - подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения показателей факторов формирования идеалов; - провести анализ результатов исследования и с помощью методов математической статистики установить различия в уровнях показателей. Объект исследования – ценности современных подростков. Предмет исследования – содержание, структура и динамика ценностей современных подростков во взаимосвязи с гендерными, возрастными и социокультурными факторами.


Ваша кандидатская диссертация на заказ в Тюмени будет исполнена качественно на Work5.


Основная гипотеза исследования: Процесс психосоциального развития современных подростков сопровождается изменением иерархического соотношения ценностей и появлением новых ценностей. В исследовании использован метод анкетного исследования, позволяющий выявить количественные и качественные показатели социально-психологических характеристик ценностей современных подростков. Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью статистического пакета Statistica 6.0. и SPSS 13.0 с использованием описательной статистики и факторного анализа, а также анализа содержания эмпирических данных. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Проблема социально-психологических характеристик ценностей в подростковом возрасте имеет принципиальное значение, как для теоретического осмысления этого феномена, так и для решения разного рода прикладных задач. Анализ литературы по проблеме исследования показал разнообразие подходов к сущности, содержанию и структуре ценностей, что обусловило необходимость углубленного изучения ценностей современных подростков. В связи с этим исследование подростковых ценностей включало в себя следующие уровни нормативной сферы личности: значимые для подростка личностные характеристики, осмысленные жизненные ценности, идеальная модель выпускника, идеальные социокультурные чемпионы. Изучены инварианты ценностных предпочтений подростков в зависимости от пола, возраста и принадлежности к той или иной социокультурной группе, ценностные предпочтения подростков и их педагогов рассмотрены в контексте временной динамики развития общества, общих характеристик и межпоколенческих взаимосвязей. выявлены различия. Анализ результатов исследования показал значимость для современных подростков тех личностных характеристик, которые способствуют успешному социальному взаимодействию, что согласуется с общепсихологическими особенностями подросткового возраста, когда основной деятельностью является общение, а обучение отходит на второй план. В то же время анализ возрастной динамики ценностей современных подростков свидетельствует о постепенной переориентации подросткового сознания с успешности в социальных отношениях на личностное саморазвитие. С возрастом у молодежи все больше реализуются ценностные ориентации, которые связаны с проявлением установок, направленных на самореализацию. Подтверждено, что период зрелости начальной школы является «критическим» периодом в формировании ценностей молодежи, связанных с развитием уверенности в себе и обновлением сферы нравственных отношений. Показано существование определенных ценностных предпочтений, специфика которых наиболее ярко проявляет гендерные различия на разных уровнях и зависит от традиционных и социально диктуемых гендерных ролевых моделей. Сопоставление данных исследований с опросами последних двух десятилетий позволяет говорить об общей направленности ценностных сдвигов у современной молодежи. Он связан со значительным снижением значимости ценностей, определяющих достижение более высокого социального статуса. Ценности современных подростков формируются в ситуации серьезных социальных изменений, которые, в свою очередь, приводят к трансформации тех базовых ценностей, на которых базируется самоопределение подростков в отношении своих жизненных перспектив. Жизненные стратегии все больше укорачиваются («уплощаются»), что ведет к уменьшению важности ценностей, предполагающих построение долгосрочных перспектив. В связи с этим можно говорить о кардинальных изменениях, затрагивающих фундаментальные психологические особенности подросткового возраста, связанные с формированием жизненных проектов. Изучение ценностных представлений подростков и их педагогов о людях, которых школа должна воспитывать, показывает наличие определенной «напряженности» ценностной характеристики социокультурной ситуации взаимоотношений взрослых и детей в рамках воспитательной работы. процесс. Так, если педагоги ориентируются на проявление творческой активности, подростки более склонны принимать на себя роль исполнителя. Причем, если школьникам важно достижение поставленной цели, то для педагогов важны критичность и умение брать на себя ответственность. Анализ идеальных образцов для современных подростков позволил выявить наиболее значимые сферы социальной жизни, на которые ориентируется подросток в выборе своих идеалов и антиидеалов. В то же время показано, что некоторые сферы явно ориентированы на прошлое и их нынешнее состояние не является для подростка реальной культурной реальностью. Другие, напротив, существуют только в настоящем и лишены своего прошлого. При этом в одних районах национальная культура практически не была представлена, а в других, наоборот, полностью отсутствовали представители Запада. Пробелы как культурологические проблемы требуют своего педагогического решения, главным образом применительно к содержанию современного школьного образования. В то же время важно отметить, что на этапе завершения основной школы идеалы и антиидеалы учащихся в области литературы в основном представлены героями домашних программ, что позволяет сделать вывод о том, что общий вывод о значении учебной программы по литературе в формировании идеалов и антиидеалов подростков. Результаты, полученные в ходе исследования, в целом подтвердили гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы: С возрастом происходит отчетливая переориентация сознания молодежи с позиций «романтизации» на «прагматизм». Существенные изменения в системе ценностей современной молодежи происходят в возрасте 7-го класса и при переходе из начальной школы в старшую (9-й класс). Эти этапы можно рассматривать как «кризис» в психосоциальном развитии подростка. С увеличением возраста значимость хорошего образования резко снижается, при этом возрастает значимость собственного материального благополучия и успешного трудоустройства, что свидетельствует о наличии несоответствий в ценностных ориентациях молодежи. Жизнеспособные ценности, активно декларируемые в качестве приоритетов современной образовательной политики: возможность творческой деятельности; Повышение уровня образования и расширение кругозора оказалось для молодежи наименее важным. В целом, подтверждается гипотеза о влиянии традиционных полоролевых образцов на ценностные предпочтения подростков. Так, для девочек более значимыми, чем для мальчиков, являются счастливая семейная жизнь и возможность творческой деятельности; они выбирают личностнтые качества из блока «моральные качества», «романтичность», «оптимизм» и нацелены на установление положительного эмоционального состояния. Для мальчиков же характерно стремление к социальной стабильности, значимо материальное благополучие и личностные характеристики из блоков «когнитивные», «эмоциональный контроль» и «физические качества». Принадлежность подростков к национальному меньшинству и их обучение в школе для национальных меньшинств формируют специфическую ориентацию на профессиональную самореализацию как ориентир для личностного развития. Изменения социально-культурной ситуации в стране в 1989-2010 гг. вызвало изменение ведущих ценностей как у студентов, так и у преподавателей: снижение значимости идеальных ценностей, связанных с саморазвитием, и повышение общекультурного уровня, характерное для молодежи и преподавателей в конце 1980-х - начале 1980-х гг. 1990-х гг., и было выявлено доминирование инструментальных ценностей: трудолюбия, добросовестности и дисциплинированности. Сравнение представлений учителей и учащихся об идеальной модели выпускника школы выявило наличие ценностного конфликта: учителя ориентируются на ценности творческой активности, критичности и способности брать на себя ответственность, тогда как ценности для молодежи важнее трудолюбие и умение добиваться собственных целей. Выбор идеала и антиидеала – важнейшие сферы жизни подростка: политика, СМИ, литература и кино. В выборе идеалов от политики, литературы, медийных личностей, исторических деятелей и ученых доминирует домашний декор. Западная культура в основном представлена кинематографом, сказками и мифами, художественной литературой, которые не входят в школьную программу. Современная социокультурная реальность предлагает идеальные образцы для подражания среди представителей спорта, телевидения, политики и общественной деятельности, музыки и кинематографа, при этом такие идеальные образцы для подражания, как ученые и художники, а также писатели и исторические деятели, заимствуются из прошлого.
Читать дальше
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства /В.В. Абраменкова.// Вопросы психологии. - № 5. - 2003. - С.103-120. 2. Абрамов, И.Н. Религия и атеизм: новая переоценка ценностей // Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. – Волгоград, 1995. – С. 124-125. 3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и личность / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с. 4. Авалиани, С.Ш. Природа знания и ценности /С.Ш. Авалиани. - АН ГССР, Ин-т философии. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 182 с. 5. Агаджанян, А.С. Буддийский путь в XX веке: Религ. ценности и современ. история стран тхеравады / А.С. Агаджанян.- Рос. АН, Ин-т востоковедения. – Москва: Наука: Изд. фирма Вост. лит., 1993. – 294 с. 6. Агеев, В.С. Кросс-культурная перспектива в развитии социальнопсихологического знания /В.С. Агеев // Вопр. психологии. – 1987. – № 6. – С. 90-99. 7. Азербайджанские, армянские, грузинские подростки в Москве: этническая самоидентификация и включенность в межнациональные отношения/Шапиро В., Герасимова М., Низовцева И., Сьянова Н. // Диаспоры. – Москва, 2007. – № 3. – C. 6-53. 8. Алексеев, В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности/ В.Г. Алексеев // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 17-21. 9. Акбаров, Н.Г. Социальные процессы трансформирующегося общества: проблема подростка - проблема страны/ Н.Г. Акбаров // Научные труды. – Казань, 2001. – Т. 16. – С. 86-92. 10. Акопова, И.Е. Категория ценности в философии ХХ века/ И.Е. Акопова // Философия в современном мире. – Калуга, 2003. – № 2. – С. 67-79. 11. Алексеев, В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности/ В.Г. Алексеев // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 17-21. 12. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности/ В.Г. Алексеев // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. - № 5. – С. 63-70. 13. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальн. Ин-т; под ред. А.А. Бодалева. – 3-е изд., стер. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 431 с. 14. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. Т. 2/ Б.Г. Ананьев. – Москва, 1980. – 288 с. 15. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 344 с. 16. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. – 282 с. 17. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов факультетов психологии университетов/ Г.М. Андреева. – Москва: Издательство Московского университета, 1980. – 416 с. 18. Андреева, И. Н. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей / И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Л.Г. Новикова // Социологические исследования. – 1989. - № 4.- С. 48-56. 19. Андросенко, М.Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования/ М.Э. Андросенко // Прикл. психология и психоанализ. – 2005. – № 3. – С. 3-17. 20. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1970. – 181 с. 21. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление/ С.Ф. Анисимов. – Москва: Мысль, 1988. – 255 с. 22. Анисимов, С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века/ С.Ф. Анисимов // Вестник МГУ. Сер. 8: Философия. – 1994. – № 4. – С. 34-42. 23. Апресян, Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян// Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва: ИФРАН, 1995. – 348 с. 24. Аристотель. Этика / [пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер; вступ. ст. Ф.Х. Кессиди; примеч. Н.В. Брагинской, В.В. Бибихина]. – Москва: АСТ: Астрель , cop. 2011. – 492 с. 25. Арканцева, Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т.А. Арканцева, Е.М. Дубовская // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 147-155. 26. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа: из одноименной книги (Алматы, 1996) / А.С. Арсеньев; извлечения и ред. Л. Кожуриной. – Москва: Чистые пруды, 2009. – 30 с. 27. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/ Л.М. Архангельский. – Москва: Знание, 1978. – 64 с. 28. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности/В.Г. Асеев. – Москва: Мысль, 1976. – 158 с. 29. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования/А.Г. Асмолов. - М., 1984. - 104 с. 30. Асмолов, А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования/ А.Г. Асмолов //Вопр. психол. 1986. - № 1.- С. 28 - 40. 31. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов.- М., 1990. - 463с. 32. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/ А.Г. Асмолов. - М., 1996. - 278с. 33. Ачильдиева, Е.Ф. Семья в системе ценностных ориентаций подростков: (По материалам исслед. в г. Москве)/ Е.Ф. Ачильдиева // Проблемы женщин и семьи глазами социологов = Sociologists on the problems of women and family. – Москва, 1997. – С. 54-78. 34. Байкова, В. Г. Переоценка ценностей или познание истины?/ В.Г. Байкова // Безопасность Евразии = Security & Eurasia. – Москва, 2001. - № 2. - C. 284317. 35. Барьядаева, В.А. К вопросу о ценностях и их классификация / В.А. Барьядаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 6а. – С. 84–88.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Социальные медиа как новые технологии формирования имиджа государственного лидера
Количество страниц:
90
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Средства массовой информации
дипломная работа
Разработка предложений по совершенствованию деятельности маркетинговой службы предприятия
Количество страниц:
55
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Принятие и исполнение государственных решений
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image