Изучение и анализ научной юридической литературы, материалов судебной практики, законодательной базы дает основания для следующих выводов:
Предпринимательство сегодня стало силой, которая не только обеспечивает успех отдельных лиц, но и прогресс соответствующих стран, цивилизации в целом. Этим и предопределено повышенное внимание к правовому регулированию отношений с участием предпринимателей. В настоящее время за предпринимательством государство признает значение непременного компонента нормального общественного устройства, в значительной степени предопределяющего развитие и общества, и государства. При этом современное государство в целом научилось устранять основные противоречия между собственными задачами, обществом и предпринимательством в результате использования таких механизмов и средств, которые позволяют гармонично сочетать их интересы.
Одним из элементов этой системы регулирования является рынок. Под рынком понимают, прежде всего, отношения обращения товаров, работ, услуг; так, на этой основе построены определения рынка в Законе о защите конкуренции и Налоговом кодексе. Во всяком случае, обычные доктринальные определения рынка исходят из того, что это отношения динамики, когда в центре внимания находится переход права собственности, прав требования, иных объектов, способных к обороту, в силу согласованного перераспределения материальных благ. Рынок имеет собственные территориальные границы и субъектов, в число последних должны быть включены только предприниматели.
Наконец, рынок - это еще и определенным образом организованное экономическое пространство, где особая и значительная роль принадлежит государству и связанным с ним механизмам. В этом смысле рынок есть и система воздействия на экономические процессы, где государство и общество с помощью правовых, организационных и иных мер способно влиять на состояние и развитие экономической среды, уровень финансового благополучия.
Самостоятельным компонентом такого воздействия, следовательно, и рынка, является институт представительства.
Обычно под предпринимательской деятельностью понимают совокупность действий, конечной целью которых является получение прибыли. Это верно, хотя, конечно же, не освещает многие важные аспекты предпринимательства. Так, безусловен социальный аспект предпринимательской деятельности, поскольку объективно предприниматель находится не в конфликте с обществом и государством, а в определенном взаимодействии, итогом которого должно являться (и обычно является) их общее успешное развитие. Действительно: если с формальной точки зрения и общество, и предприниматель, казалось бы, преследуют различные, не совпадающие цели, то в конечном счете - при правильно организованной экономике - только при сочетании их интересов оказывается возможным достичь желаемой общественной и экономической стабильности.
Имеются и другие существенные черты данного вида деятельности (нравственный, психологический, аксиологический и пр.), в которых также выражены внутренние противоречия данного вида деятельности, но каждый из них мог бы составить предмет самостоятельного исследования.
Связь представительства и предпринимательства многоаспектна. Так, общеизвестно, что именно коммерческие интересы, в том числе намерение увеличить число актов продажи на максимально большей территории, вызвали к жизни прямое представительство и сформировали общие принципы его правового регулирования. Наконец, само представительство часто составляет предмет профессиональных занятий предпринимателей. Правда, осуществление представительских функций в качестве особого вида экономической деятельности нормативно не выделяется, не предусматривает его и действующий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.
Представительство как институт гражданского права позволяет личности переходить за пределы, очерченные его физической возможностью. Прибегая к представительству, одно лицо может одновременно вступать в юридические отношения с несколькими лицами, осуществляя ряд сделок.
В гражданском праве исследование проблемы представительства не является новинкой. Многие известные учёные посвящали свои труды данной теме. Но, несмотря на это, гражданское представительство, в частности его понятие, место, функции в системе цивилистики, отношение с прочими правовыми явлениями, что присущи сфере гражданского права содержат немало «былых пятен». Сложные вопросы регламентации правоотношений представительства постоянно обращают на себя внимание учёных-правоведов, но их изучение останавливается на уже хорошо известных договорных основаниях гражданского права, в границах отношений, проистекающих из обязательства соглашению по поручению, коммерческого представительства или агентирования и представительства по доверенности
Именно торговые сделки и общая практика предпринимательства и повлияли на становление представительства как обособленной гражданско-правовой категории и правового института. Свободное (договорное) представительство возникло в условиях постоянных попуток увеличить прибыль (повысить число актов обмена), сладить или вовсе убрать территориальные, национальны этнические преграды, свойственных для экономического оборота и торговли, в частности.
Характерные для мира коммерции и бизнеса идет и задачи и сегодня оказывают значительное влияние на развитие юридического регулирования представительства. Поэтому при анализе потребностей оптимизации законодательной базы относительно теории и практики представительства необходимо в первую очередь сходить из насущных потребностей и проблем торговки и бизнеса, как явлений, стремительно развивающихся в нашей стране. Особенно это справедливо для малого и среднего бизнеса, нуждающихся в максимальной поддержке. Не подлежит сомнению, что развитие правового регулирования отношений представительства опиралось и опирается на теоретическое осмысление соответствующих проблем, огромный труд массы ученых различных периодов. Однако основные теории, объясняющие гражданско-правовое представительство, интерпретируемые сегодня на базе уже сложившихся правил и доктрины, преувеличивают различия известных учений, обозначаемых как соответствующие теории представительства.
Этот тезис подтверждается тенденциями разделения учений о представительстве в континентальных правовых семьях и англо-американском праве: в сравнительно короткий временной период отчетливое размежевание сменилось, по сути, универсальными подходами к оценке представительства. Сказанное не означает, что сегодня сняты все различия между правовыми семьями в отношении представительства, но налицо радикальное сближение, признанию которого не должны мешать отличия отдельных правовых норм.
Оценивая положение отношений представительства в системе гражданско-правовых и договорных отношений нужно принимать во внимание, что представительства, как институт права, не направлено на обслуживание конкретных отношений, возникающие при составлении договор. Оно только делает законной представительскую деятельность, предоставляя общую ее возможность. Для участников подобного рода правовых отношений оно не представляет особой ценности.
Представительство скорее выступает в качестве средства, инструменты выстраивания правовых взаимных отношений и это факт обуславливает сдержанное отношение законодательных органов к требованиям разработать обширные совокупные правила для разных случаев представительства.
Тем более это касается законного представительства, которое не нуждается в универсальных правилах, так как здесь решающее значение имеет правовой статус соответствующего лица, его собственные задачи, права и обязанности, предопределенные его правовым положением (например, родителей), а в ряде случаев и сопровождающие юридические факты, предшествующие представительству (например, прием на работу).
Поэтому гражданско-правовая конструкция представительства должна быть определена как обслуживающая (вспомогательная, юридико-техническая) по отношению к основным задачам гражданско-правового регулирования.
Именно поэтому следует в принципе отказаться от попыток описать содержательную сторону действий представителя и определить, в чем именно заключаются его действия.
Представительство как способ организации взаимоотношений отвечает лишь на вопрос о том, как строятся отношения представляемого с третьими лицами, представитель только представляет. Содержание действий представителя в решающей степени определяется не нормами законодательства о представительстве, а нормами законодательства о соответствующем договоре и этим договором.