Введение 3
1.Обхая характеристика начальника следственного отдела 5
1.1 Понятие и конструкция уголовно-процессуальной формы деятельности начальника следственного отдела 5
1.2 Не процессуальные факторы, влияющие на уголовно-процессуальную деятельность начальника следственного отдела 10
2. Руководитель следственного органа в уголовном процессе 14
2.1 Следователь и руководитель следственного органа: проблемы взаимодействия 14
2.2 Начальник следственного подразделения как субъект функции руководства в уголовном процессе 18
2.3 Об истоках проблем процессуального статуса начальника следственного органа 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Читать дальше
Начальник следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение Следственного комитета при прокуратуре России, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также его заместитель, уполномоченное в установленных уголовно-процессуальным законом пределах осуществлять уголовно-процессуальную деятельность и вступать в уголовно-процессуальные отношения.
Переименование участника уголовного судопроизводства «начальник следственного отдела» в «руководитель следственного органа» следует оценить положительно, усматривая в данном факте разграничение процессуальных и организационных полномочий должностного лица, возглавляющего следственное подразделение.
Начальник следственного органа имеет только процессуальные полномочия. Организационные полномочия имеет то же лицо, но выступающее в качестве должностного лица - руководителя следственного подразделения. Такие полномочия осуществляются за рамками уголовного судопроизводства, они не могут быть составной частью определения участника уголовного судопроизводства и принадлежат не руководителю следственного органа, а руководителю следственного подразделения.
В современных условиях эффективное, качественное и быстрое расследование преступлений невозможно без его организации, под которой в данном случае следует понимать организацию расследования как систему. Следственное подразделение, как коллектив работников, нацеленный на выполнение определенных, достаточно сложных задач, объективно нуждается в общей организации и руководстве его деятельностью, а также в постоянном, систематическом процессуальном контроле и процессуальном руководстве деятельностью каждого следователя. В настоящее время такую организационную деятельность наиболее эффективно может осуществлять единственная процессуальная фигура – руководитель следственного органа.
Можно сделать вывод, что кардинальное значение изменений, внесенных в УПК РФ, видится в разрыве со сложившимся традиционным пониманием прокурора в российском уголовном процессе как главной фигуры на предварительном следствии, отделении следствия от прокуратуры. После вступления в силу изменений (6 сентября 2007 г.) прокуроры будут "включены" в расследование уголовных дел только небольшой и частично средней тяжести, относящихся к компетенции органов дознания (ст. 150 УПК РФ). Большинство дел средней тяжести, а также все тяжкие и особо тяжкие преступления, относящиеся к компетенции следователя, согласно распределению составов преступлений по формам расследования (ст. 151 УПК РФ), будут расследоваться без активного прокурорского воздействия.
Внесенными изменениями положен конец властным полномочиям прокурора в важнейшей форме предварительного расследования - на этапе предварительного следствия. Отделение прокуратуры от следствия придало особую значимость фигуре руководителя следственного органа. В то же время прокурор сохраняет достаточно много полномочий «для противовеса» руководителю следственного органа. Потеряв право на собирание доказательств в личном качестве, прокурор имеет право на их проверку и оценку, оставаясь субъектом доказывания.
Прокурорский надзор в основном теперь сосредотачивается на стадии возбуждения уголовного дела и на этапе окончания предварительного следствия. Весьма существенно то, что прокурору по-прежнему направляется уголовное дело вместе с обвинительным заключением для рассмотрения и принятия решения.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.06.2022)
Литература
2. Ашитко, В. П. Начальник следственного подразделения как субъект функции руководства в уголовном процессе / В. П. Ашитко. 2017. – № 4(50). – С. 60-74
3. Бекетов, А.О. Процессуальная самостоятельность следственного органа / А.О. Бекетов // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2017. – № 3(66). – С. 20-25
4. Бочкарев С. А., Тимошенко А. А., Наумов К. А. Независимость и самостоятельность следователей в отечественной системе правосудия – взгляд изнутри // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2019. - № 33. - С. 69-82
5. Исаенко, А. Г. Об истоках проблем процессуального статуса начальника следственного органа / А. Г. Исаенко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 4(44). – С. 408-411
6. Кутуева Э. К. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для вузов / науч. ред. и вступительное слово проф. В.П. Сальникова; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Фонд «Университет», 2019. – 583 с.
7. Логинов, Н. А. О некоторых препятствиях к реализации права на защиту на стадии возбуждения уголовного дела / Н. А. Логинов // Юридический факт. – 2017. – № 8(8). – С. 10
8. Тоштемирова, Р. Ф. Следователь и руководитель следственного органа: проблемы взаимодействия / Р. Ф. Тоштемирова, Б. Я. Гаврилов // Сибирский юридический вестник. – 2021. – № 1(92). – С. 88-92
9. Чачуа, И. З. Непроцессуальные факторы, влияющие на уголовно-процессуальную деятельность начальника следственного отдела / И. З. Чачуа // Право. – 2019. – № 2(14). – С. 95-100
10. Чачуа, И. З. Понятие и конструкция уголовно-процессуальной формы деятельности начальника следственного отдела / И. З. Чачуа // Право. – 2020. – № 2(18). – С. 86-91
Читать дальше