Доверьте специалистам написание рефератов на заказ в Казани и посвятите время себе.
.( Э.Эриксон) По мнению Э.Эриксона «идентичность» как научный термин сохраняет значение здравого смысла, который подчеркивает постоянство чего-то существенного в людях и предполагает следующие допущения: а) идентичность — это «нечто», что все люди имеют, должны иметь или ищут и должны обнаружить; б) Это то, что есть или должно быть у всех (отдельных лиц и групп); (c) Это нечто, чем владеют, не осознавая этого, что должно быть обнаружено и что может быть трудно получить; в) Это подразумевает наличие четких признаков отличия от других и однородности внутри категории во избежание двусмысленности (Э.Эриксон, 1950). Юность – период жизни человека, который отличается высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации. Взросление характеризуется интенсивными поисками подростком своего места в мире, в обществе, самоопределением в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям социума (Э.Эриксон, 1996). Последователь Э.Эриксона Марсиа связывал динамику идентичности в юности с тем или иным порядком прохождения следующих статусов: предрешенности, диффузии, моратория, достижения идентичности, которые выделял по критериям прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути. В условиях быстрых и глубоких социальных перемен наблюдается дефицит исследований идентичности россиян, в частности в период юношеского кризиса идентичности, совпадающего с кризисными периодами развития общества и стабилизации общественно-экономической и политической ситуации в России. Практически отсутствуют исследования, предполагающие сопоставление особенностей идентичности русскоязычной молодежи в сходной ситуации за пределами России. В нашем исследовании предпринята попытка восполнения этого дефицита. Задача осложняется тем, что несмотря на популярность проблематики идентичности, мы не располагаем достаточным инструментарием для ее разностороннего исследования. Понятие идентичности в самом общем смысле совпадает с понятием Я, в различных формах («Я-концепция», «Я-система», «Я-опыт») представленным в психологических исследованиях. [11] Это позволяет в нашей работе изучать идентичность в контексте социально- психологической адаптации, которую К,Роджерс рассматривал в качестве критерия личностного роста и соотносил с характеристиками Я-концепции. «1.Я-концепция является результатом социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности. 2. Особенности Я-концепции и ее отдельных структур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. 3. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я - концепции и их подструктуры» [31, c.216] Идентичность Э.Эриксон определяет как «чувство», «ощущение» или «переживание» (Эриксон, 1996 ). В этом плане идентичность сближается с понятием самоотношения в концепции В.В.Столина, которое определяется как обобщенное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе. Автор соотносит устойчивость образа «Я» с устойчивостью связанного с ним самоотношения. В настоящей ВКР эмпирически исследуется спектр характеристик идентичности старшеклассников из России и Казахстана. Объект исследования особенности идентичности современных старшеклассников Предмет исследования идентичность, самоотношение и социально - психологическая адаптация старшеклассников. Цель исследования - изучение особенностей идентичности, самоотношения и социально - психологической адаптации старшеклассников Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции идентичности Э.Эриксона и его последователей (типологическая модель идентификационных статусов Дж.Марсиа, динамическая модель развития юношеской идентичности А.Ватермана), представления об уровнях идентичности в концепции социальной идентичности Дж.Тернера и Х.Тэшфела, модель динамики и содержания подросткового кризиса К.Поливановой. Я концепция В.В.Столина. Задачи исследования: 1. Выявить взаимосвязи статусов идентичности с самоотношнием и характеристиками социально-психологической адаптации в общей выборке (Россия, Казахстан). 2. Выявить группы, различающиеся выраженностью различных статусов идентичности (Россия, Казахстан). 3. Установить различия характеристик статусов идентичности, самоотношения и социально-психологической адаптации (Россия, Казахстан). 4. Выявить группы, различающиеся выраженностью различных статусов идентичности в общей выборке (Россия, Казахстан). 5. Выявить различия характеристик статусов идентичности, самоотношения и социально-психологической адаптации в группах. 6. Установить структуру статусов идентичности, самоотношения и социально-психологической адаптации в группах. 7. Определить взаимосвязи статусов идентичности, самоотношения и социально-психологической адаптации в группах. Методы исследования. Основными методами исследования были: 1. Методика Адамаса интерперсональной Эго-идентичности. 2. Методика социально-психологической адаптации Роджерса. 3 Опросник самоотношения Столина. Практическая ценность работы состоит в построении методического аппарата грамотной психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в понимании собственной идентичности. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями и психологами высших учебных заведений для организации психолого-педагогического сопровождения личностного саморазвития. Структура работы состоит из введения тех глав заключения и библиографии.