Введение…………………………………………………………………4 1. Теоретические аспекты адаптации детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной организации……………………………………………………6 1.1 . Психолого - педагогическая характеристика детей с ОВЗ……….6 1.2 Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в новых социальных условиях………………………………24 2. Эмпирическое исследование влияния педагогических условий на процесс адаптации детей с ОВЗ к ДОО………………………………………36 2.1. Организация исследования влияния педагогических условий на процесс адаптации детей с ОВЗ к ДОУ……………………………………..36 2.2 Диагностика уровня развитости эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ………………………………………………………….39 2.3 Факторы успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском дошкольном учреждении (по материалам интервью с педагогами, воспитателями и администрацией ………………….48 2.4 Взаимоотношения в группе дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа (по материалам наблюдений)……….51 2.5 Анализ результатов исследования………………………………….54 3. Структура и основные элементы экономической составляющей адаптации детей с ОВЗ к ДОУ……………………………………………….43 3.1 Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждениях….43 3.2 Ресурсы необходимые для комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в ДОУ……………………………………………………………………………47 Заключение……………………………………………………………..71 Список использованных источников………………………………..73 Приложения

Адаптация детей с ОВЗ к условиям дошкольной образовательной организации

дипломная работа
Педагогика
75 страниц
69% уникальность
2022 год
145 просмотров
.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………4 1. Теоретические аспекты адаптации детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной организации……………………………………………………6 1.1 . Психолого - педагогическая характеристика детей с ОВЗ……….6 1.2 Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в новых социальных условиях………………………………24 2. Эмпирическое исследование влияния педагогических условий на процесс адаптации детей с ОВЗ к ДОО………………………………………36 2.1. Организация исследования влияния педагогических условий на процесс адаптации детей с ОВЗ к ДОУ……………………………………..36 2.2 Диагностика уровня развитости эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ………………………………………………………….39 2.3 Факторы успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском дошкольном учреждении (по материалам интервью с педагогами, воспитателями и администрацией ………………….48 2.4 Взаимоотношения в группе дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа (по материалам наблюдений)……….51 2.5 Анализ результатов исследования………………………………….54 3. Структура и основные элементы экономической составляющей адаптации детей с ОВЗ к ДОУ……………………………………………….43 3.1 Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждениях….43 3.2 Ресурсы необходимые для комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в ДОУ……………………………………………………………………………47 Заключение……………………………………………………………..71 Список использованных источников………………………………..73 Приложения
Читать дальше
Детский сад – это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Главное преимущество детского сада – это общение и приобретение первого социального опыта. Ведь умение общаться с людьми – одно из главных условий того, что, столкнувшись в дальнейшем с коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место. У ребенка формируется система представлений об окружающем его мире, о самом себе: о своих истинных способностях и возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники. Важно и то, что в детском саду в процессе игровой деятельности у ребенка формируются произвольное поведение и саморегуляция, которые являются новообразованиями дошкольного возраста. Игра для дошкольника – это не просто возрастная потребность, к которой стоит относиться снисходительно. Это ведущий тип деятельности ребенка, в ходе которого формируются важнейшие качества личности маленького человека. Ребенок учится жить в коллективе, учится самостоятельности.


Не знаете, где заказать бизнес план ? Оформляйте заказ на сайте Work5.


Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие». Особенно важен детский сад для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников. На данный момент одним из ведущих направлений развития образования является включение детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наиболее значительные затруднения у детей с ОВЗ вызывает проблема их адаптации к дошкольному учреждению, ведь наличие заболевания оказывает специфическое влияние на психическое развитие детей, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс адаптации. Поэтому в ДОУ необходимо предусмотреть разработку технологии обучения, имеющую адаптивно-коррекционную направленность и решающую проблему адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития потенциальных возможностей ребенка-инвалида. Таким образом, становится актуальной проблема организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-педагогической адаптации, развития и интеграции их в общество. Однако если вопрос адаптации к детскому саду для детей с нормой развития является достаточно изученным, то вопрос адаптации детей с ОВЗ ввиду его новизны, изучался недостаточно. Разработкой вопросов адаптации детей к детскому саду занимались такие авторы, как Балл Г.А., Перель А., Печора К.Л., Белкина Л.В., Аксарина Н.М., Фрухт Э.Л., Ватутина Н.Д., Вавилова Н.Д., Гурова В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Теплюк С.Н., Тонкова- Ямпольская Р.И. и т.д. Цель работы: Выявить и описать факторы, способствующие адаптации детей с ОВЗ Предмет: Процесс адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ к условиям ДОУ Объект: дети с ОВЗ Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить основные принципы и особенности адаптации дошкольников к условиям детского сада, выявить критерии адаптации 2. Проанализировать особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям дошкольного образовательного учреждения согласно выделенным критериям адаптации 3. Провести исследование и выявить особенности адаптации дошкольников с ОВЗ в разных условиях Базой исследования является МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного типа" и МБДОУ ««Детский сад №24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» 5 В процессе исследования использовались такие методы, как:  Метод анализа случая, включающий в себя метод включенного наблюдения, экспертную оценку, интервью с родителями ребенка с особенностями, с воспитателями  Анализ литературы  Сравнительный анализ условий в ДОО Структура работы состоит из введения, трех частей: теоретической, эмпирической и экономической, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читать дальше
Итак, изучение особенностей адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы. Когда ребенок приходит в детский сад, он совершает очень важное изменение, и тем более, если он впервые покидает свой дом, чтобы отправиться в новое пространство с незнакомыми взрослыми и с другими детьми, находящимися в похожей ситуации. Для ребенка это изменение означает выход из среды, где он играет определенную роль, в известном пространстве, которое обеспечивает ему безопасность и где он чувствует себя защищенным. Все это видоизменяется, поскольку его мир отношений и пространств, к которым ему придется приспосабливаться, постепенно расширяется. Очень важен адаптационный период (хотя ребенок и раньше посещал детский сад), при смене детского сада, переходе из одной комнаты в другую или из одной смены в другую процессы в каждой из этих различных ситуаций будут разными, так как усвоение всегда присутствует новое и приспособление к тому, что уже было. К чему стремится адаптация, так это к стабильности между ними, которая позволит ребенку сблизиться с окружающей средой и добиться динамического приспособления к ней. Хотя во многих случаях прохождение этого периода кажется болезненным, дети затем наслаждаются обретенной автономией, возможностью расширения своих отношений и всем новым, что им предлагается в этом новом пространстве. Для детей всегда удобно, чтобы родители или кто-то из их близких забрал и/или вывел из сада в первые несколько дней, чтобы они чувствовали себя в сопровождении и в безопасности перед лицом перемен. Адаптационный период проходят не только дети, учителя, которые их принимают, также сталкиваются с новыми, новыми семьями, новыми учениками и новыми требованиями. Учителя как профессионалы обеспечивают поддержку и безопасность детей, и именно семьи играют наиболее важную роль в этом процессе. Между тем, способность детей входить в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения. В группе риска неизбежно оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. В последнее время все больше детей страдает теми или иными отклонениями от нормы здоровья. В современной России, по данным мониторинга, состояние здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10 %, у значительной части обследованных детей — 70 % имеются множественные функциональные нарушения. Исследования показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% — не готовы, 75,8% — условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом, процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению очень важен для развития психики ребенка, и он влияет, в т.ч. и на здоровье ребенка . Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка с ОВЗ и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки чревато болезнями и эмоциональными стрессами. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.
Читать дальше
1. Авдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н. Н. Авдеева, И. В. Хохлачева / Психология, наука и образование. – 2010. – № 3. - С. 97-105. 2. Андреева, Д. А. О понятии адаптации / Д. А. Андреева /Человек и общество. – 1983. 3. Беличева, С.А. Типология детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико-коррекционной работы / С. А. Беличева /Проблемы социальной психологии и психодиагностики отклоняющегося поведения. – М., 1998. 4. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. - Ярославль, 2012. – 294 c. 5. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. – Воронеж : учитель. – 2006. – 93 с. 6. Борисова, Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Н. В. Борисова – М., 2009. 7. Бутенко А.В., Чистохина, А.В. Исследование конкретного случая в социально-педагогических практиках : учеб. пособие / А.В. Бутенко, А.В Чистохина – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – 16 c. 8. Быковская, Н. С. Идем в детский сад / Н. С. Быковская под ред. Н. Иванова. – Воронеж : Женское здоровье. – 2004. – № 1. – 96-97 с. 9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с. 10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. 11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с. 12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.- 654 с. 46 13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С. Выготский. - М.; 1982. 14. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — М., 1995. — №3. — С. 58-65 15. Герт, В. А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В. А. Герт, С. В. Королева / Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2010. – Т. 53, № 9. – 159–163 с. 16. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина / Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/. 17. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева / Дошкольное воспитание. – 2010. – №9. – 44 – 46 с. 18. Грузинова, Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Директор школы, 1999, №4. – С. 59-64. 19. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – Москва : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. 20. Дименштейн, Р.П., Ларикова, И.В. Интеграция или инклюзия? Споры о словах и нерешенные проблемы образования особых детей / Р.П. Дименштейн, И.В. Ларикова [Электронный ресурс] / (www.perspektiva–inva.ru). 21. Добровольская, Т.А., Шабалина, Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина / Социологические исследования. – 1993. – № 1. – С. 62-66. 22. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности / Прикладная психология, 2001, №3. – С. 75-93. 23. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Т.В. Егорова – Балашов, 2002. 24. Ертанова, О.Н. Мы и особенные дети / Внешкольник, 1999, №9. – С. 14-16. 47 25. Житникова, А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условия дошкольного образовательного учреждения. Научная статья. Научно - методический электронный журнал концепт: 2015 г. – с 281 – 285 26. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – Москва : Просвещение : Росмэн, 2007. – 76 с. 27. Зотова, А.М. Интеграция ребёнка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / Дефектология, 1997, №6. – С. 21-25. 28. Иванова, Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 120 с. 29. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации / Сост. О.А. Карабанова [и др.]. – Москва : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. 30. Королёва, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / С.В.Королева // Изв. Рос. акад. образования. – 2010. - № 2. – С. 117–123. 31. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М.: «Росмэн», 2017 – 400 с. 32. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В.Костина / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37. 33. Костяк, Т. В, Психологическая адаптация ребенка в детском саду : учеб. пособие для студ. высш. лед. учеб. заведений/ Т. В. Костяк. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с. 48 34. Кошелева, А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ : [дети 2-3 лет] / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г. Лопатина // Ребёнок в детском саду. - 2010. - № 3. - C. 2-7. 35. Кощева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: метод. пособие / З.В. Кощева. -Минск: Зорны верасень, 2006. - 68 с. 36. Лапшин, В.А. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М. : Просвещение, 1991. – 143 с. 37. Леликова, Л.М. Психолого - педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период [Электронный ресурс] / Информационно-психологический кабинет : [сайт]. – 2009. – URL: http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/sbornik/sbornik_2009_3.pdf#page=307 . 38. Лисина, М. И., Общение, личность и психика ребенка / Лисина М.И.; Под ред. А.Г. Рузской Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. инт. - 2-е изд. - Москва ; Воронеж : МПСИ Изд-во НПО "МОДЭК", 2001. - 383 с. 39. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду / Л.В. Макшанцева / Психолог в детском саду. - 2004. - № 1. 40. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / К. Л. Печора / - Litres, 2013 г. 41. Прокопенко, Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду / Н.Н. Прокопенко / Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – №2 (8). – С. 47–49. 42. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына [и др.]. – СПб.: Образование, 1995. – С. 14. 43. Рощина, Е. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] / Е.В. Рощина / Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 73- 75. 44. Смирнова, Е.Р. Семья нетипичного ребенка / Е.Р. Смирнова. – 49 Саратов, 1996. 45. Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной 46. Торбеева, О.М. «Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ» [Электронный ресурс] http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/46-nomer20150307/827-rol-semi-v-vospitanii-detej-s-ovz 47. Федосеева, О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 346-349. 48. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. – М., 2002. – 496с. 49. Ярская-Смирнова, Е.Р. Принцип инклюзивного образования и права инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова / Материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002. – С. 116-119. 50. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с. 51. Hartman, H. La personnalité du psychologue et le problème d'adaptation / H.Hartman. - Paris: Academic Press, 2006. - 189 p. 52. Merriam, Sharan B. Qualitative Research and Case Study Applications in Education: Revised and Expanded frоm Case Study Research in Education / Sharan B. Merriam / Jossey-Bass, 1998 - 273 p. 53. State, Robert E., The Art of Case Study Research / Robert E. State / Sage publication, 1995. - 175 p. 54. Yin, Robert K. Case Study Research.Design and Methods (FIFTH EDITION) / Robert K. Yin /| SAGE Publications, Inc., 2014. - 312 p
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Разработка настольного приложения для изучения основ физики на языке с#
Количество страниц:
50
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
дипломная работа
Расчет ректификационной колонны Омского НПЗ
Количество страниц:
70
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Электротехника
курсовая работа
Влияние контекста на разрешение омонимии в английском языке
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лексикология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image