Введе-ние………………………………………………………….…………2
1. Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева 4
1.1. Общая характеристика лирики 4
1.2. Место пейзажной лирики в творчестве Тютчева 8
2. Изучение пейзажной лирики Тютчева в курсе среденей образо-вательной школы 18
2.1. Анализ школьных программ, предлагающих изучение лирики поэта 18
2.2. Примеры проведения урока литературы по пейзажной лирике Тютчева в средней образовательной школе 22
Заключе-ние………………………………………………………………..32
Список литерату-ры……………………………………………………….34
Приложе-ния……………………………………………………………….36
Читать дальше
Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших создании русского по-этического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель приро-ды, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Читая стихи Тютчева, поражаешься неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт не писал, а лишь «записывал свои стихи». Он не раз возвращался к записанному, отделывая, отчекани-вая то, что как бы невольно сорвалось c его пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.
Поэзия Тютчева о природе запечатлела картину вселенной, которая представлена им как двухактная величественная мистерия. Идейная и ху-дожественная концепция Тютчева в произведениях, воспроизводящих пей-заж, находятся в органическом единстве. В его романтической концепции вселенского бытия – величие и драматизм, прелесть дня и страх ночи, ра-дость жизни и трагизм смерти. Герои дневного мира находятся в тайном и явном конфликте c призрачными персонажами из мира ночи, и этот кон-фликт видимого, сущего c тайным, неразгаданным составляет главную драматическую коллизию мирового бытия.
Лирическое стихотворение требует особенно тщательных и много-кратных усилий учителя для создания «установки», «настроя» на чтение. А. В. Терлова считает, что этот «настрой» достигается нередко кратким комментарием учителя, например, сообщением им биографических фак-тов, которые вводят в атмосферу жизни поэта или связаны с условиями со-здания произведения. В практике широко используется прием сообщения учащимся фактов, послуживших поводом для создания художественного произведения. Душевному настрою, способствующему полноте художе-ственного восприятия, служат также приёмы введения учащихся в те жиз-ненные условия, в которых создавалось произведение, в ту типичную об-становку, которая явилась одной из основ произведения. [17, с.49-50]
Для эффективного изучения лирики в школе необходима определен-ная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уро-ков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиаль-но важных для реализации главной цели, ради которой и идёт работа над анализом лирического произведения. Сложность приобщения школьни-ков к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского вос-приятия при изучении лирики.
При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в шко-ле требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. Ведь в лирическом произведении нет широко-го изображения событий или действий героев. Лирическая поэ-зия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению вос-приятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, ко-гда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощен-ное в специфической форме лирического монолога.
Изучение в школьной программе пейзажной лирики поэта поможет открыть детям новое горизонты литературного мира, познакомить из с бо-гатством русского языка и культуры, повысить интерес к русской литера-туры и вдохновить ребят продолжать изучать литературное искусство.
Читать дальше
1. Блинов В. И. М.: Юрайт, 2019. - 354 с.
2. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 236 с.
3. Боратынский, Е. А. Ф. И. Тютчев. Поэзия. Проза / Е.А. Бора-тынский, Ф.И. Тютчев. - М.: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic, 2008. - 162 c.
4. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
5. Зорин А. Изысканность и затемненность: О поэзии Тютчева // Радуга = Vikerkaar. – Таллинн, 2004. – N 1. – С. 54–67.
6. Зырянов О.В. Эволюция поэтических систем Лермонтова и Тютчева: (Точки соприкосновения, самостоятельность развития) // Про-блемы типологии литературного процесса. – Пермь, 1992. – С. 5–22.
7. Иванченко Л.В. Миф о ночи (Ф.И. Тютчев и Б.–И. Антоныч) // Литературоведческий сборник: творчество Ф.И. Тютчева: филологические и культурологические проблемы изучения. Вып. 15–16. – Донецк: ДонНУ, 2003. – С. 189–202.
8. Квасова Л.В. Статика и динамика пространственной среды в лирике Ф. Тютчева и П. Шелли / Воронеж. гос. ун–т им. Ленинского ком-сомола. – Воронеж, 1988.
9. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литература. Рабочая программа. Предметная линия учебников. / Под ре-дакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014. – 354 с.
10. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. СПб.: Искусство СПб, 2004. – 279 с.
11. Маранцман В. Г. «Интерпретация художественного произведе-ния как технология общения с искусством» // Литература в школе. – 1998. - №8
12. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. - 404 с.
13. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 2. Практическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Юрайт, 2019. - 492 с.
14. Программа по литературе под ред. А. Г. Кутузова
для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов [элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lit-mp.ru/umk/kutuzov.html (дата обращения: 27.06.2022)
15. Программа по литературе под редакцией М. Б. Ладыгина
для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и ли-цеев гуманитарного профиля [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lit-mp.ru/umk/ladugin.html (дата обращения: 27.06.2022)
16. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. - 384 с.
17. Сигов, В.К. Русская и зарубежная литература: Уч. / В.К. Сигов. - М.: Инфра-М, 2013. - 256 c.
18. Стихи Тютчева о природе [электронный ресурс]. Режим досту-па https://ollam.ru/classic/rus/tyutchev-fyodor/o-prirode (дата обращения: 27.06.2022)
19. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. М.: Юрайт, 2019. - 162 с.
20. Щедрина Г. К Историчская типология художественной культу-ры: дис. докт. культуроги РГПУ им. А. И. Герцина / Г.К. Щедрина, СПб, 2007. – 251 с.
Читать дальше