ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА…………………………………………………………………..…….5
1.1 Историографический анализ состояния исследуемой проблемы…...5
1.2 Личность. Ценностная ориентация личности современного ребенка…………………………………………………………………..…..7
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА……………………………………………………………………….12
2.1 Влияние СМИ на развитие личности современного ребенка……...12
2.2 Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания личности современного ребенка……………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..24
Читать дальше
Многочисленные психолого-педагогические и социологические исследования представляют возрастающую роль средств массовой информации в жизни общества. Значение средств массовой информации в жизни современного ребенка не меньше, а намного больше, чем в жизни отдельно взятого взрослого человека. Из этого следует, что средства массовой информации для современного ребенка стали основным источником информации о мире, в котором он живет.
Как развитие, так и формирование личности подростка происходит в постоянном контакте с внешним миром. Люди начали чаще задумываться о воспитании подрастающего поколения. Увеличилось влияние средств массовой информации, которые связаны с технологическим прогрессом и воплощение в жизнь идей интерактивного взаимодействия. Особенно важно следить за воспитанием и развитием современных детей в его взаимодействии с различного рода информационными потоками, которые получают через средства массовой информации. На нынешний день воздействие средств массовой информации на воспитание детей является актуальной проблемой. Эта проблема является одной из первоочередных задач современной педагогики.
Немаловажно отметить, что существует большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий будут обгонять развитие педагогики.
По результатам анкетирования мы выяснили, что телевидение - это не только основной источник информации о текущих событиях, но и основной источник знаний о мире, представлений о жизни в целом. Большинство современных детей проводят за просмотром телевизора от 3 до 4 часов в день. Это очень много для детей. Они смотрят больше развлекательных программ, образовательные и научные, как ни странно, находятся на втором месте. Дети любят смотреть приключенческие и исторические фильмы. Современные дети также увлекаются чтением печатных изданий - газет, журналов, книг. По выходным они проводят свободное время, общаясь с друзьями и слушая любимую музыку. Почти все ребята систематически слушают радио. Оно служит средством отдыха и развлечений.
Разумеется, разработка данной темы позволяет выявить ориентиры развития российских СМИ и их взаимодействия с современными детьми, их влияние на развитие, воспитание и социализацию каждого ребенка.
Именно анализ текущей ситуации в этой сфере позволяет нам констатировать, что у общества есть реальные возможности в полной мере использовать потенциал, который заложен в средствах массовой информации, а также для развития и воспитания подрастающего поколения.
На основе проведенного исследования мы выработали рекомендации учителям и родителям по использованию средств массовой информации как социокультурного фактора в развитии личности ребенка:
- необходимо как можно больше заменять просмотр телепередач общением с семьей;
- родители должны контролировать содержание программ, которые смотрят ребята;
- родители должны вместе со своими детьми проанализировать программу, которую они посмотрели, или статью, которую они прочитали;
- родители должны контролировать время, которое ребенок проводит у экранов телевизоров;
- родители должны находить время для совместного просмотра телепередач.
Читать дальше
1. Афанасьева А.И. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена. – Москва : Социс, 2011, №8. – С. 97.
2. Африна Е. Школы, компьютеры, сеть, учителя и учебники. - М.: Народное образование, 2013, №8, – С. 156.
3. Булавинов И. Информация в надежных руках. – Москва; Коммерсант, 2017. – 244 с.
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах – Москва : Педагогическое общество России, 2012. – 144 с.
5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2012. – №1. – С. 96–105.
6. Грешневиков А. Информационная война. – Москва : Русский мир, 2016. – 103 с.
7. Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 320 с.
8. Гришаева Н.П. Социально-педагогические аспекты влияния СМИ на школьников. Начальная школа. 2001. № 8. – С. 76.
9. Гриняев С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. – Москва : Синтег, 2018. – 236 с.
10. Ефимов Е.М. Школьникам о телевидении. – Москва: Просвещение, 2006. – 210 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 480 с.
12. Карелин А.А. Психологические тесты. – Москва : Владос, 2003. – 246 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва : Просвещение, 1990. – 256 с.
14. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб. : изд-во: СПбГУ, 2013. – 292 с.
15. Кушаева Н.А. Возрастная педагогика. Развитие ребенка от 0-17. – Москва : Просвещение, 2014. – 176 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва : Успех, 2013. – 304 с.
17. Лосев Д.В., Проваукин Г.Г. Социальная педагогика. – Москва : Владос, 2008. – 312 с.
18. Мамедова Ж.С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы. // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. – Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону : Издательство РГПУ, 2006. С. 379–382.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 200 с.
20. Островская К.В. В поисках ценностей. Москва : Просвещение, 2010. – 151 с.
21. Плодласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов. Москва : Владос, 2009. – 212 с.
22. Погоченков А.А. Проблемы управления нравственно-эстетическим воспитанием молодежи. – Москва : Социально гуманитарные знания, 1999 г., №6. – С. 187.
23. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. – Москва : Академия, 2008. – 468 с.
24. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – Москва: Просвещение, 2004. – 268 с.
25. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2015. – 204 с.
Читать дальше