Курса сексуальной грамотности в российских школах не было и нет и безо всякого специального закона — за всю историю советского и российского образования попытки ввести уроки, где дети могли узнать о безопасности половой жизни, оборачивались лишь провалами, скандалами или превращались в пародию на себя самих. Еще в 1937 году главный советский педагог Антон Макаренко написал: «Никакие разговоры о „половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом». Оспорить этот постулат решились только в начале 1980-х, когда в советских школах ввели курс «Этика и психология семейной жизни» — ведь именно тогда человечество узнало про СПИД. Как правило, эти уроки вели учителя биологии и воспринимали их как лишний час нагрузки по предмету. Бывали, впрочем, и счастливые исключения — некоторые учителя с энтузиазмом готовились к сложному разговору и покупали на «черном рынке» запретные западные книги про секреты сексуальной жизни. В любом случае, первые шаги навстречу половому ликбезу были сделаны — прежде всего, в школах признали, что у человека кроме общественной жизни есть еще и жизнь личная, семейная, и о некоторых ее аспектах желательно узнать не после замужества или женитьбы, а в подростковом возрасте.
В 1991 году появилась Российская ассоциация «Планирование семьи», в задачи которой входило сексуальное просвещение, в том числе — обучение родителей и учителей, как разговаривать с детьми «об этом». В начале 90-х были предприняты попытки ввести курс полового воспитания в российских школах. Марианна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН, вспоминает, какой жесткий протест вызывали даже исследования в этой области. Для того чтобы создать программу, адаптированную для нашей страны, ученые из института проводили в школах анкетирование. Представители церкви и обезличенная «общественность», мнением которой у нас обычно прикрывают все запреты, увидели в вопросах анкеты, которую давали старшим школьникам, попытку развращения малолетних и пригрозили прокуратурой.
Сегодня у консервативной «общественности» есть и более серьезное оружие — тот самый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который был принят несколько лет назад. Практически сразу бдительные граждане обнаружили, что вредная для детей информация есть повсюду: например, активисты «Уральского родительского комитета» усмотрели в пособиях по сексуальному воспитанию, которые продаются в книжных магазинах Екатеринбурга, порнографию. Речь шла о таких книгах, как «Что происходит с моим телом» Линды Мадарас, «Сексуальная энциклопедия» Сержа Монтаньи, «Девчонкология» Мелисы Холмс и Триш Хатчисон, а также энциклопедия «Откуда берутся дети». Эти пособия широко известны во всем мире и рекомендованы детскими психологами и педагогами. Дело дошло до прокуратуры, но, к счастью, проведя экспертизу изданий, Следственный комитет не обнаружил в них ничего запретного. При этом средний возраст начала половой жизни в России составляет 16 лет и меньше. Чуть более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% — в 14-15 лет. В Швеции же, где сексуальное просвещение начинается уже в младшей школе, средний возраст первого полового контакта превышает 17 лет, в Нидерландах — 17,7.
Социологи приводят данные о том, что современные российские подростки, ведущие половую жизнь, при этом совершенно сексуально безграмотны. 90% девушек не предохранялись во время первого полового акта, треть из них уверены в том, что в этот момент невозможно забеременеть. И вот результат: по статистике, в 15% случаев после первого полового акта наступает беременность. Только 60% девушек, ведущих половую жизнь, задумываются о необходимости контрацепции, но, как правило, прибегают к малоэффективным и небезопасным способам. На каждую тысячу российских девушек в возрасте 15-19 лет приходится 24 случая родов, и это не считая абортов (в Швеции и Германии, где сексуальное образование в школах является обязательным, эта цифра в четыре раза меньше).
И еще шокирующие цифры: по абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с осложнением после такой операции, больше половины — девушки до 20 лет. ЮНЭЙДС, департамент ООН по профилактике СПИДа, опубликовал доклад — по итогам 2015 года Россия стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире. По темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе — в российских школах нет урока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными. Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило — почти 80% российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.