ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ И АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ 5
1.1. Общие представления о психической адаптации 5
1.2. Психологические особенности студенческого возраста 9
1.3. Особенности проявления стресса у студентов 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ 28
2.1. Объект, предмет, цели и задачи исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 32
3.1. Анализ результатов исследования 32
3.2. Рекомендации по результатам исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Читать дальше
Различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения человека и его деятельности в целом.
Вопроса о психических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие.
В последние годы в психологии все больше внимания уделяется изучению такого ярко выраженного психического состояния как стресс. Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.
На основании теоретического анализа были определены психологические особенности студенческого возраста и рассмотрены проблемы стресса и психической адаптации студентов высших учебных заведений. Определён уровень психической адаптации и соответствующая группа психического здоровья, а также выраженность стрессогенных факторов у студентов. Определены особенности проявлений стрессовых факторов у студентов с разным уровнем психической адаптации.
Исходя из анализа анкеты и методики предположена необходимость организации и проведения психодиагностики состояний студентов и их психопрофилактики. Выявления различные стрессогенные и фрустрирующие факторы, позволило понять причины дезадаптации у студентов, начинающих обучение в вузе. Что в свою очередь даёт возможность понимания значимости особо важных событий и возможной психологической помощи студентам.
На сегодняшний день стресс не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день.
Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной и с учебной деятельностью.
Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности, связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие студентов.
Негативное влияние стресса на организм человека свидетельствует о необходимости управления стрессовыми состояниями. Многие люди знают, как преодолеть стрессовую ситуацию. Однако антистрессовые методы не всегда применяются человеком обоснованно, зачастую спонтанно, что в результате дает низкую эффективность.
Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.
Для студентов вуза стресс может быть обусловлен неблагоприятными факторами, приводящими к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма.
Интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям.
Изучение особенностей проявления стресса у студентов, принимающее особую актуальность в период начала обучения, позволило предположить, что учебный стресс студентов имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности их показателей.
Определены следующие стрессовые факторов у студентов с разным уровнем психической адаптации:
Нечеткое представление о профессии в обществе и у самих студентов в начале обучения.
Профессиональная компетентность.
Вхождение в неформальное сообщество.
Образ профессиональной деятельности и субъективная концепция профессиональной подготовки .
Жизненная ситуация и ценностно-смысловая сфера
Недостаточная сформированность практических навыков
Психопрофилактическими мероприятиями могут являться:
разъяснительные беседы по гигиене умственного труда, режима дня и отдыха и т.д.
помощь студентам в адаптации к новым учебным условиям, в профессиональном становлении в разрешении личностных проблем и др.
создание комнат психологической разгрузки, консультативных кабинетов.
отработка практических навыков психокоррекции и умения использовать методы саморегуляции.
совершенствование форм преподавания и улучшение организации труда студентов на факультете.
Задачи решены. Цель достигнута.
Читать дальше
1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.
2. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - С. 366-368.
3. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4. Андреевой Е.А., Соловьевой С.А. «Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-proyavleniya-stressa-u-studentov vo-vremya-sdachi-ekzamenatsionnoy-sessii
5. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56.
6. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 1995. - №4. - С. 45-54
7. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
8. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в ВУЗе // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 2. – С. 55-59
9. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.
10. Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастерство педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис....докт. психол. наук. - СПб, 2002. – 51 с.
11. Белявцева К.К. Изучение факторов риска социально-психологической адаптации у студентов (руководитель Т.В. Брябрина) // Вестник института психологии и педагогики: Вып 6. - «Студент и научно-технический прогресс» / Под общ. Ред. С.А. Репина. - Челябинск: Изд.центр «Уральская академия», 2006. – 36 с.
12. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. - 2001, №6. - С.44-53
13. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.
14. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.
15. Гончикова О.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 69-73.
16. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329.
17. Киселева А.Ю., Фадеева Д.А. «Сравнение уровня стрессоустойчивости студентов 1 и 3 курсов Вятского техникума экономики, статистики и информатики» - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25861858
18. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: Речь, 2006. – 200 с.
19. Новикова И.А., Сидоров П.И.,Соловьев А.Г. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социальной дезадаптации студентов // Гигиена и санитария. - 2002, №4. - С. 24-27
20. Пахтусова К А. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов первого курса Профессионально-педагогического института. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/handle/10995/85032?mode=full
21. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.
22. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-58.
23. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика раз вития личности и малых групп. — М.: Изд-во института психотерапии, 2009. – 544 с.
Читать дальше