В рамках данной работы были изучены особенности квалификации преступлений террористической направленности.
В конце ХХ века количество преступлений, совершенных в России, резко возросло. Отличительной чертой этого периода была жестокость и повышенная агрессивность. Эта негативная тенденция связана с политическими и экономическими процессами, происходящими в Российской Федерации после распада Союза Советских Социалистических Республик: обострением социальных противоречий, резкой социальной дифференциацией. В этих условиях разрешение конфликтов с применением насилия стало обычным способом решения проблем для населения, а ценность личности и жизни теряется.
В настоящее время уровень преступности остается еще высоким. Правильная квалификация преступлений в соответствии с действующим законодательством является важной гарантией осуществления правосудия. Правильно квалифицировать преступление - значит установить тот факт, что рассматриваемое конкретное общественно опасное деяние содержит все признаки преступления, которые законодатель указал в нормах Особенной части УК РФ.
Квалификация преступлений является сложным многогранным явлением, от которого зависят такие факторы, как:
- индивидуализация наказания;
- вид исправительного учреждения;
- возможность условно-досрочного освобождения и мн. др.
В юридической литературе содержится значительное количество определений квалификации преступлений, сформулированные различными авторами. Все определения сводятся к тому, что квалификация преступления представляет собой деятельность правоохранительных и правоприменительных органов, направленная на соотношение признаков совершенного деяния с признаками конкретного преступления, предусмотренного нормами уголовного законодательства.
Действующее законодательство не содержит легального определения квалификации. Законодатель предпочел заменить термин «квалификация преступлений» на термин «ответственность». В настоящее время в качестве основы квалификации преступления выступают Постановления Пленуму Верховного суда РФ, которые дают разъяснения по квалификации различных видов преступлений. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо закрепить определение квалификации преступлений в нормах Уголовного кодекса РФ. В связи с этим предлагаем раздел II УК РФ дополнить нормой, содержащей определение квалификации преступления в следующей редакции: «квалификация преступлений – деятельность правоприменительных органов по установлению тождества признаков деяния лица с признаками преступления, предусмотренного соответствующей статьей Настоящего закона».
Осуществление квалификации преступления предполагает прохождение нескольких этапов.
Во-первых, следственными органами устанавливаются все обстоятельства по делу.
Во-вторых, определяется уголовно-правовая норма.
В-третьих, признаки содеянного сопоставляются с признаками преступления, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ.
В-четвертых, рассматриваются обстоятельства, которые могут исключить преступность деяния.
В-пятых, принимается решение по уголовному делу.
Правильная квалификация преступления имеет огромное значение, поскольку от нее зависит эффективность достижения целей уголовного судопроизводства.
Правоведами выделяются правовое и общесоциальное значение квалификации преступлений.
Квалификация преступлений выступает одним из важнейших механизмов реализации уголовной политики страны. В этом состоит общесоциальное значение квалификации преступления.
В результате проведения представленного исследования предлагаем комплекс мер по совершенствованию уголовного законодательства о противодействии террористической и экстремистской деятельности:
– дополнить ст. 205.1 УК РФ новым примечанием следующего содержания: «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом предотвратило преступление, для реализации которого осуществляло склонение, вербовку или иное вовлечение других лиц, и если в его действиях не содержится иного состава преступления»;
– исключить примечание 1.1 из ст. 205.1 УК РФ;
– внести изменения в диспозицию ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, частями первой и второй статьи 206, статьей 208, частями первой – третьей статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи»;
– внести изменения в диспозицию ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Финансирование терроризма, а равно склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи»;
– в связи с тем, что вопрос установления минимального возраста уголовной ответственности за преступные проявления террористической деятельности в действующем УК РФ решается без соблюдения принципа системности уголовно-правовой регламентации, он должен подлежать комплексному, единообразному пересмотру на законодательном уровне;
– включить в Федеральный закон «О противодействии терроризму» норму, предусматривающую обязанность граждан сообщать в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361. Одновременно требуется предусмотреть срок выполнения такой обязанности;
– изложить примечание к ст. 205.6 УК РФ в следующей редакции:
«1. Не подлежит уголовной ответственности по статье 205.6 настоящего Кодекса лицо, осуществлявшее подготовку или совершившее хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, а равно его супруг или близкий родственник.
2. Не подлежит уголовной ответственности по статье 205.6 настоящего Кодекса адвокат в случаях, если сведения о подготовке или совершении хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, стали ему известны в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, а равно священнослужитель в случае, если указанные сведения стали ему известны из исповеди»;
– сформулировать диспозицию ст. 357 УК РФ в следующей редакции: «Деяния, направленные на полное или частичное уничтожение расовой, национальной, этнической, религиозной или иной обладающей отличительными культурными признаками группы путем убийства двух или более членов этой группы или причинения тяжкого вреда их здоровью, воспрепятствования деторождению, принудительной передачи двух или более лиц, не достигших 16-летнего возраста, из одной такой группы в другую соответствующего вида группу, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на уничтожение такой группы»;
– ввести в УК РФ новую ст. 357.1, предусматривающую ответственность за публичные призывы к осуществлению геноцида.
Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что качество законотворческой деятельности, в том числе уголовного законодательства о противодействии террористической и экстремистской деятельности, может быть обеспечено путем глубокой проработки законопроекта, анализа последствий его принятия с привлечением к работе теоретиков и практиков права. Таким образом, критика решений законодателя со стороны представителей доктрины и правоприменения будет преобразована в его опору.