Введение 3 Глава 1. Анализ взаимосвязи стиля руководства и психологических особенностей менеджеров 10 1.1. Понятие и основные характеристики стилей руководства 9 1.2. Влияние индивидуально-психологических качеств менеджеров на стиль руководства 19 1.3. Методы оценки эффективности работы организации и применяемых стилей руководства 30 1.4. Особенности работы с менеджерами по повышению эффективности 38 Выводы по главе I 46 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства и психологических особенностей менеджера 47 2.1. Характеристика выборки, базы исследования и описание методик 48 2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 57 2.3. Рекомендации по развитию индивидуально-психологических качеств менеджеров и повышению эффективности управления 60 Выводы по главе II 63 Заключение 65 Список литературы 68

Психологические особенности менеджеров с разными стилями руководства

дипломная работа
Психология
70 страниц
77% уникальность
2022 год
26 просмотров
Погостнова Н.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Анализ взаимосвязи стиля руководства и психологических особенностей менеджеров 10 1.1. Понятие и основные характеристики стилей руководства 9 1.2. Влияние индивидуально-психологических качеств менеджеров на стиль руководства 19 1.3. Методы оценки эффективности работы организации и применяемых стилей руководства 30 1.4. Особенности работы с менеджерами по повышению эффективности 38 Выводы по главе I 46 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства и психологических особенностей менеджера 47 2.1. Характеристика выборки, базы исследования и описание методик 48 2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 57 2.3. Рекомендации по развитию индивидуально-психологических качеств менеджеров и повышению эффективности управления 60 Выводы по главе II 63 Заключение 65 Список литературы 68
Читать дальше
Проблема исследования. Эффективность работы любой организации определяется личностью руководителя и его умением находить эффективные решения для развития предприятия. Эффективность деятельности менеджера (под словом «менеджер» мы здесь и далее будем иметь ввиду руководителя, управленца) основана на его умении не только адекватно оценивать себя и других людей, но и понимать личностные цели, уметь правильно распределять свое время, принимать оптимальные решения, обладать способностями самоконтроля.


Поторопитесь заказать решение задач в Кемерово , пока нет дедлайнов.


Умение управлять коллективом обусловлено как личными качествами руководителя, так и его умением руководить, используя определенные стили руководства, подходящие для решения конкретных задач в определенном коллективе. Как отмечает О.В. Евтихов и другие психологи, что эффективность стиля руководства во многом определяется спецификой деятельности организации, особенностями поставленных перед руководителем и рабочим коллективом задач, а также психологическим климатом в коллективе. Кроме этого, чистые стили руководства встречаются достаточно редко, в основном руководители обладают смешанным стилем. С другой стороны, стиль руководства является характеристикой личности, определяющей поведение личности при выполнении руководящих функций. Как видно, существует противоречие: с одной стороны, стиль руководства является характеристикой поведения личности, с другой стороны, в литературе стиль руководства диктует организация и ее персонал, то есть характеристики личности не оказывают влияния на продуктивность стиля руководства. Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического и эмпирического обоснования влияния стиля руководства на индивидуально-психологические качества менеджеров. Актуальность исследования заключается в том, что в современных экономических и политических условиях развития различных организаций как производственных, так и политических, общественных и других, внутри страны, требуются менеджеры, способные осуществлять эффективное руководство коллективом. Стиль руководства представляет собой устойчивую систему способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненного, то есть устойчивую систему поведения при выполнении им профессиональной деятельности [10]. Другими словами, стиль руководства является индивидуально-типологическим профилем приемов и методов влияния менеджера на подчиненных в процессе выполнения им управленческих функций. На современные представления о стиле руководства значительное влияние оказали исследования Курта Левина, который описал три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый стиль обладает определенными характеристиками, основанными на оценке поведения руководителя при постановке целей, распределении заданий, оценке работы подчиненных, создании определенного климата в коллективе, мотивации труда, умении руководителя возбудить интерес к работе, стимулировать ее интенсивность [26; с.139]. Стиль руководства является важным профессиональным качеством любого менеджера, которые обеспечивают компетентность и профессионализм при реализации управленческой деятельности. Как отмечает Н.Г. Терещенко, интерес ученых к исследованию личности руководителя актуален уже на протяжении столетия. Исследованием личностных характеристик менеджера занимались такие ученые как А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, Р. Лайкерт, Р. Стогдил [50], А. Файоль [41], П. Друкер и другие, которые выделили и описали содержание различных качеств личности – составляющих профессиональную пригодность руководителя [29]. Исследование автора позволило сделать вывод, что симптомокомплекс индивидуально-психологических черт личности руководителя обуславливает эффективность индивидуального стиля в принятии управленческих решений. На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента, Н.А. Ладзина выделяет пять групп качеств современного руководителя, которые проявляются в стиле его руководства: 1. общечеловеческие качества; 2. психофизиологические качества; 3. деловые качества и организаторские способности; 4. коммуникативные качества; 5. профессиональные знания [19]. Как отмечают большинство исследователей, каждый руководитель подбирает персонал под себя и свои личностные цели, как бы он не стремился быть объективным при выборе своих сотрудников, остаются на предприятии лишь те, кто соответствует личности руководителя. Кроме того, на эффективность руководства оказывают влияние не только стиль руководства, но и индивидуально-типологические характеристики коллектива и менеджера. Поэтому исследование взаимосвязи индивидуальных характеристик личности менеджера на стиль руководства коллективом является достаточно актуальной темой для исследования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Взаимосвязь стиля руководства и индивидуально-психологических качеств менеджеров». Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров. Объект исследования: индивидуально-психологические характеристики личности менеджеров. Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства и индивидуально-психологических качеств у менеджеров, имеющих определенный опыт руководства персоналом. Гипотеза исследования: в качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь стиля руководства и индивидуально -психологических качеств у менеджеров, имеющих определенный опыт. В качестве частных гипотез исследования были выдвинуты еще два предположения: Н0 - отсутствует взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров. H1 - имеется взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ взаимосвязи стиля руководства менеджеров и их индивидуально- психологических качеств личности, для чего раскрыть понятие стиля руководства и дать характеристику каждого из них, выделить профессионально-важные качества менеджера организации. 2. Организовать эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства менеджеров и их индивидуально-психологических качеств личности, для чего на основе теоретического анализа сформулировать гипотезу, подобрать методики для ее подтверждения и выборку, способствующую проверке гипотезы. 3. Дать интерпретацию полученным результатам исследования, выделить характеристики личности менеджеров с разным стилем руководства, определить статистическую достоверность различий индивидуально-психологических характеристик менеджеров с разными стилями руководства. 4. Разработать рекомендации по развитию индивидуально-психологических качеств менеджеров с целью повышения эффективности управления. Методы исследования:  теоретические: анализ научной литературы, обобщение и сравнение;  эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос;  методы обработки данных: качественный анализ, математико-статистический анализ с применением U-критерия Манн-Уитни. Методики исследования: В рамках эмпирического исследования взаимосвязи стиля руководства и индивидуально - психологических качеств у менеджеров, имеющих определенный опыт, были использованы следующие психодиагностические методики: 1. Анкета (возраст, пол, стаж работы менеджером, максимальное количество подчиненных). 2. Методика А.Л. Журавлева «Стиль руководства» [31]. 3. Опросник «Стиль принятия управленческих решений» Е.В. Марковой и А.В. Карпова [16]. 4. Методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина [4]. 5. Методика «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла, форма C [15]. Эмпирической базой исследования послужил коллектив линейных руководителей компании «Тинькофф-Банк» гор. Москвы. Участие в исследовании проходило на добровольной основе, каждому респонденту объяснялась цель исследования, и предлагалось заполнить регистрационные бланки. Характеристика выборки исследования: В исследовании приняло участие 50 человек, работающих на различных управленческих позициях, из них, согласно анкетам, 29 мужчин и 21 женщина, в возрасте от 29 до 47 лет, все респонденты имеют опыт руководящей работы от 2-х до 14 лет. Практическая значимость исследования заключается в определении индивидуально-типологических черт личности, оказывающих влияние на стиль руководства у менеджеров среднего звена. Разработанные рекомендации могут быть использованы организационными психологами при формировании профессионально важных качеств руководителей, специалистами по подбору персонала для выявления по компетенциям подходящих для организации менеджеров. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и 5 приложений.

Читать дальше
В процессе исследования и выявления взаимосвязи между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров был проведен теоретический анализ взаимосвязи стиля руководства менеджеров и их индивидуально-типологических качеств личности. Анализ научной литературы показал, что непременным условием успешной управленческой деятельности служит умелое и профессиональное руководство коллективом работников. Выбранный руководителем стиль управления сотрудниками напрямую влияет на эффективность работы компании, микроклимат и корпоративную культуру организации. Наиболее распространенная и широко известная классификация стилей управления была предложена немецким психологом К. Левином – это авторитарный, либеральный и демократический стиль. Но, например, американские исследователи Р.Блэйк и Дж.Моунтон также предлагают свою классификацию стилей управления, насчитывающую уже пять стилей управления. Это примитивное руководство, авторитарное руководство, производственно-социальное руководство, социальное и командное руководство. Как мы видим, это более широкая классификация стилей управления, поскольку никто из руководителей не придерживается однозначно только какого-то одного стиля управления, то мы полагаем, что у каждого руководителя есть индивидуальный стиль управления коллективом, представляющий собой смешение различных стилей руководства в индивидуальных пропорциях. Что касается теоретического аспекта влияния индивидуально-психологических качеств руководителей, менеджеров на стиль управления коллективом, мы выяснили, что лидерский потенциал руководителя определяется наличием определенных психологических качеств и свойств личности. Успешный руководитель любого уровня непременно обладает такими важными личностными качествами, как организаторские качества, целеустремленность, настойчивость, высокая работоспособность, умение доводить начатое дело до конца, умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, высоко развитые коммуникативные навыки и т.д. Также второй важной задачей нашей работы было проведение эмпирического исследования взаимосвязи стиля руководства менеджеров и их индивидуально-типологических качеств личности, для чего было проведено исследование с участием линейных руководителей АО «Тинькофф-Банк». Исследование гипотез было проведено с помощью U-критерия Манна-Уитни. Мы сделали выбор в пользу выбора именно этого критерия потому, что этот критерий носит непараметрический характер и используется для сравнения выраженности показателей в несвязанных между собой выборках. Непараметрические критерии имеют более низкую точность, но зато у них отсутствуют жесткие требования к массиву данных. Для определения исходных данных исследования участники исследования приняли участие в тестировании на определение типа темперамента по методике Айзенка Г.Ю. и тестировании на определение преобладающего стиля управления коллективом. Результат исследования показал, что достоверные психологические различия у руководителей с разными стилями руководства коллективом не выявлены. Это может означать, что руководители с одинаковыми типами темперамента могут предпочитать разные стили руководства. Мы предполагаем, что это происходит потому, что сам стиль управления коллективом складывается у руководителя под влиянием множества факторов. Это и тип темперамента, и влияние предыдущего руководящего опыта, полученного испытуемыми на других местах работы, и влияние преобладающей корпоративной культуры в компании и особенно влияние стиля руководства вышестоящих руководителей и главы компании. Для повышения эффективности управления линейных руководителей можно рекомендовать разработку перечня обязательных требований и пожеланий к кандидату на руководящую должность, чтобы при подборе нового сотрудника или переводе на руководящую должность действующего сотрудника, иметь четкое понимание, какими именно деловыми, личными и психологическими качествами должен обладать кандидат. Далее необходимо на высоком профессиональном уровне, возможно с привлечением внешних экспертов, оценить компетенции действующих руководителей и при необходимости помочь руководителю выработать у себя или развить компетенции, находящиеся не на должном уровне развития. И как еще один инструмент повышения эффективности управления линейных руководителей можно предложить использовать систему наставничества, при которой наиболее успешные и эффективные руководители будут делиться опытом и способствовать развитию недостающих управленческих компетенций у менее опытных коллег.  
Читать дальше
1. Бланшар К., Зигарми П., Зигарми Д. Одноминутный менеджер и ситуационное руководство [Текст]. М.: Поппури, 2018. – 144 с. 2. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления [Текст] - М.: Просвещение, 2007. – 368 с. 3. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Текст] – М.: ПерСэ, 2017. – 768 с. 4. Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии [Текст] – М.: Юрайт, 2018. – 336 с. 5. Большаков А.С. Менеджмент [Текст] – СПб.: ИНФРА-М, 2017. – 160 с. 6. Ведров Е.Е. Психологические проблемы управления. [Текст] - М.: Академия, 2019. - 341с. 7. Веснин В. Р. Основы менеджмента [Текст] - М., ПРОСПЕКТ, 2018. – 384 с. 8. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Магистр, 2021. – 528 с 9. Дафт Р.Л. Менеджмент [Текст] – СПб.: Питер, 2009. – 832 с. 10. Евтихов О.В. Психология управления: учеб. пособие [Текст] – Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та – Красноярск, 2011. – 156 с. 11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 4-е изд., доп. и перераб. [Текст] - М.: ЮРАЙТ 2019. – 560 с. 12. Захаров, Н. Л. Управление социальным развитием организации: учебник [Текст] / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - 2-e изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 208 с. 13. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. [Текст] М., Экономика, 1990. – 336 с. 14. Ильин Е.П., Психология делового общения. [Текст] СПб., Питер, 2017. - 240 с. 15. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла [Текст] / А.Н. Капустина. – СПб: Речь, 2012. – 104 с. 16. Карпов, А.В., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений: Учебное пособие. [Текст] / А.В. Карпов, Е.В. Маркова. – Междунар. акад. психол. наук, Ярославль: 2017. – 108 с. 17. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. [Текст] – М., НОРМА, 2001. – 400 с. 18. Карнеги Дейл Брекенридж «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», [Текст] М.: Прогресс, 1991 - 240 с. 19. Ладзина Н.А. Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем управления [Текст] / Н.А. Ладзина, Н.К. Акименко, А.Б. Смотрова // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. – 2018. - № 1 (37), - С. 57-61. 20. Маслова В. М. Управление персоналом: Толковый словарь [Текст] / Маслова В., – М.: Дашков и К, 2019. - 120 с. 21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. [Текст] – М.: 2006. – 492 с. 22. Михайлов Б.Ф. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. [Текст] – Казань: КЭФИ, 2014. – 387 с. 23. Москвитин Г. И. Повышение эффективности работы руководителя: монография [Текст] / Г.И. Москвитин, В.А. Козырев, И.В. Рыжов, В.В. Корсакова, А.А. Хачатурян, К.С. Хачатурян. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 142 с. 24. Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации: Учебное пособие [Текст] - М., Триада, 2017. - 305 с. 25. Питерс, Т. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний): пер. с англ. [Текст] / Т. Питерс, Р. Уотермен ; общ. ред. и вступ. ст., с. 5-27, Л. И. Евенко. – М.: Прогресс, 2017. – 418 с. 26. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации [Текст] – М.: Аспект Пресс, 2005. – 279 с. 27. Рубенштейн Дэвид "Быть лидером Правила выдающихся СЕО, политиков и общественных деятелей XXI века" [Текст] М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 – 464 с. 28. Стивен Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», [Текст] - М.: Альпина Паблишер, 13-е изд., 2022 – 396 с . 29. Терещенко Н.Г. Профессионально важные качества руководителей высшего уровня управления [Текст] / Н.Г. Терещенко // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №11 (67). – С. 209-227. 30. Урбанович А.А. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя. [Текст] - Самара: Бахрах-М, 2007. – 564 с. 31. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018. – 252 с. 32. Фоменков А.И. "Социология организаций и управления. Словарь основных понятий." [Текст] Смоленск: СГПУ, 2005. – 168 с. 33. Шпитонков С.В. Стили руководства и ресурсы управления персоналом организации [Текст] // Психология. Экономика. Право. 2013. № 4. С. 39-44. 34. Cameron W. Piercy" Problem Solving in Teams and Groups" [Text] University of Kansas Libraries, 2019 – 326 p. 35. Carmichael Jan L., Collins Chris, Emsell Peter and Haydon Jon "Leadership and Management Development" [Text] Oxford University Press; 2011 - 424 p. 36. C. C. Neck and C. P. Manz, Mastering Self Leadership 6th edition, [Text] Pearson, 2013 – 192 p. 37. Clair, J.A., Beatty, J.E., & Maclean, T.L. Out of sight but not out of mind: Managing invisible social identities in the workplace. [Text] Academy of Management Review, 30 (1), 2005 – 95 p. 38. Collins Jim «Good to Great: Why Some Companies Make the Leap and Others Don't» Mann-Ivanov-Ferber, [Text] 2012 – 311 p. 39. Contributing Authors "Principles of Management", [Text] XanEdu Publishing Inc; first edition, 2019 – 664 p. 40. Covey Stephen R. «The 7 Habits of Highly Effective People»[Text] Free Press, 1989 – 219 p. 41. Fairholm G.W. Values Leadership. Toward a New Philosophy of Leadership [Text] / G.W. Fairholm. – N.Y., 1991. – 232 p. 42. Gordon Jon «The Energy Bus: 10 Rules to Fuel Your Life, Work, and Team with Positive Energy» ‎ [Text] Wiley, 2007 –192 p. 43. Hanna Holly Reisem "Time Management in 20 Minutes a Day: Simple Strategies to Increase Productivity Enhance Creativity, and Make Your Time Your Own Paperback» [Text] Althea Press, 2019 - 128 p. 44. Horowitz Ben «The Hard Thing about Hard Things» [Text] Harper Business, 2014 –304 p. 45. Jacob Morgan, “5 Qualities of the Modern Manager,” [Text] Forbes, July 23, 2013 – 21 р. 46. Morris John "Strategic Management" [Text] Oregon State University, 2019 – 191 p. 47. Multiple Authors "Organizational Behavior" [Text] XanEdu Publishing Inc; first edition, 2019 –694 p. 48. R. Katz, “Skills of an Effective Administrator,” [Text] Harvard Business Review, September-October 1999, 56 p. 49. Roe Kevin « Leadership: Practice and Perspectives»‎ [Text] Oxford University Press; second edition, 2017 - 400 p. 50. Stogdill R.M. Methods in the Study of Administrative Leadership [Text] / R.M. Stogdill, C.L. Shartle. – Colombus, 2005. – 232 p. 51. Thomas, Haupt, and Spackman "Management Communication" [Text] The Marriott School at Brigham Young University, 2017 – 582 p. 52. Назначение и описание критерия Манна-Уитни [электронный ресурс] - https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/ // Режим доступа, (дата обращения 17.07.2022). 53. Официальный сайт АО «Тинькофф-Банк» [электронный ресурс] - https: // www.tinkoff.ru // Режим доступа, (дата обращения 17.07.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Корпоративная культура организации
Количество страниц:
40
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Дипломатические отношения России и Франции в 1811-1814 гг.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image