Поторопитесь заказать решение задач в Кемерово , пока нет дедлайнов.
Умение управлять коллективом обусловлено как личными качествами руководителя, так и его умением руководить, используя определенные стили руководства, подходящие для решения конкретных задач в определенном коллективе. Как отмечает О.В. Евтихов и другие психологи, что эффективность стиля руководства во многом определяется спецификой деятельности организации, особенностями поставленных перед руководителем и рабочим коллективом задач, а также психологическим климатом в коллективе. Кроме этого, чистые стили руководства встречаются достаточно редко, в основном руководители обладают смешанным стилем. С другой стороны, стиль руководства является характеристикой личности, определяющей поведение личности при выполнении руководящих функций. Как видно, существует противоречие: с одной стороны, стиль руководства является характеристикой поведения личности, с другой стороны, в литературе стиль руководства диктует организация и ее персонал, то есть характеристики личности не оказывают влияния на продуктивность стиля руководства. Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического и эмпирического обоснования влияния стиля руководства на индивидуально-психологические качества менеджеров. Актуальность исследования заключается в том, что в современных экономических и политических условиях развития различных организаций как производственных, так и политических, общественных и других, внутри страны, требуются менеджеры, способные осуществлять эффективное руководство коллективом. Стиль руководства представляет собой устойчивую систему способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненного, то есть устойчивую систему поведения при выполнении им профессиональной деятельности [10]. Другими словами, стиль руководства является индивидуально-типологическим профилем приемов и методов влияния менеджера на подчиненных в процессе выполнения им управленческих функций. На современные представления о стиле руководства значительное влияние оказали исследования Курта Левина, который описал три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый стиль обладает определенными характеристиками, основанными на оценке поведения руководителя при постановке целей, распределении заданий, оценке работы подчиненных, создании определенного климата в коллективе, мотивации труда, умении руководителя возбудить интерес к работе, стимулировать ее интенсивность [26; с.139]. Стиль руководства является важным профессиональным качеством любого менеджера, которые обеспечивают компетентность и профессионализм при реализации управленческой деятельности. Как отмечает Н.Г. Терещенко, интерес ученых к исследованию личности руководителя актуален уже на протяжении столетия. Исследованием личностных характеристик менеджера занимались такие ученые как А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, Р. Лайкерт, Р. Стогдил [50], А. Файоль [41], П. Друкер и другие, которые выделили и описали содержание различных качеств личности – составляющих профессиональную пригодность руководителя [29]. Исследование автора позволило сделать вывод, что симптомокомплекс индивидуально-психологических черт личности руководителя обуславливает эффективность индивидуального стиля в принятии управленческих решений. На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента, Н.А. Ладзина выделяет пять групп качеств современного руководителя, которые проявляются в стиле его руководства: 1. общечеловеческие качества; 2. психофизиологические качества; 3. деловые качества и организаторские способности; 4. коммуникативные качества; 5. профессиональные знания [19]. Как отмечают большинство исследователей, каждый руководитель подбирает персонал под себя и свои личностные цели, как бы он не стремился быть объективным при выборе своих сотрудников, остаются на предприятии лишь те, кто соответствует личности руководителя. Кроме того, на эффективность руководства оказывают влияние не только стиль руководства, но и индивидуально-типологические характеристики коллектива и менеджера. Поэтому исследование взаимосвязи индивидуальных характеристик личности менеджера на стиль руководства коллективом является достаточно актуальной темой для исследования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы, определили тему исследования: «Взаимосвязь стиля руководства и индивидуально-психологических качеств менеджеров». Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров. Объект исследования: индивидуально-психологические характеристики личности менеджеров. Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства и индивидуально-психологических качеств у менеджеров, имеющих определенный опыт руководства персоналом. Гипотеза исследования: в качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь стиля руководства и индивидуально -психологических качеств у менеджеров, имеющих определенный опыт. В качестве частных гипотез исследования были выдвинуты еще два предположения: Н0 - отсутствует взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров. H1 - имеется взаимосвязь между стилем руководства и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджеров. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ взаимосвязи стиля руководства менеджеров и их индивидуально- психологических качеств личности, для чего раскрыть понятие стиля руководства и дать характеристику каждого из них, выделить профессионально-важные качества менеджера организации. 2. Организовать эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства менеджеров и их индивидуально-психологических качеств личности, для чего на основе теоретического анализа сформулировать гипотезу, подобрать методики для ее подтверждения и выборку, способствующую проверке гипотезы. 3. Дать интерпретацию полученным результатам исследования, выделить характеристики личности менеджеров с разным стилем руководства, определить статистическую достоверность различий индивидуально-психологических характеристик менеджеров с разными стилями руководства. 4. Разработать рекомендации по развитию индивидуально-психологических качеств менеджеров с целью повышения эффективности управления. Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, обобщение и сравнение; эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос; методы обработки данных: качественный анализ, математико-статистический анализ с применением U-критерия Манн-Уитни. Методики исследования: В рамках эмпирического исследования взаимосвязи стиля руководства и индивидуально - психологических качеств у менеджеров, имеющих определенный опыт, были использованы следующие психодиагностические методики: 1. Анкета (возраст, пол, стаж работы менеджером, максимальное количество подчиненных). 2. Методика А.Л. Журавлева «Стиль руководства» [31]. 3. Опросник «Стиль принятия управленческих решений» Е.В. Марковой и А.В. Карпова [16]. 4. Методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина [4]. 5. Методика «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла, форма C [15]. Эмпирической базой исследования послужил коллектив линейных руководителей компании «Тинькофф-Банк» гор. Москвы. Участие в исследовании проходило на добровольной основе, каждому респонденту объяснялась цель исследования, и предлагалось заполнить регистрационные бланки. Характеристика выборки исследования: В исследовании приняло участие 50 человек, работающих на различных управленческих позициях, из них, согласно анкетам, 29 мужчин и 21 женщина, в возрасте от 29 до 47 лет, все респонденты имеют опыт руководящей работы от 2-х до 14 лет. Практическая значимость исследования заключается в определении индивидуально-типологических черт личности, оказывающих влияние на стиль руководства у менеджеров среднего звена. Разработанные рекомендации могут быть использованы организационными психологами при формировании профессионально важных качеств руководителей, специалистами по подбору персонала для выявления по компетенциям подходящих для организации менеджеров. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы и 5 приложений.