В процессе написания данной работы были решены следующие задачи исследования:
- рассмотрено понятие корпоративной культуры организации,
- выявлены и проанализированы основные виды корпоративной культуры организации,
- рассмотрены функции корпоративной культуры,
- проанализированы основные элементы корпоративной культуры организации
- проведен анализ ключевых этапов формирования корпоративной культуры,
- проведен анализ ошибок, при внедрении корпоративной культуры.
Формированием корпоративной культуры организации занимаются руководитель или приглашенный специалист.
Корпоративная культура объединяет сотрудников вокруг одних целей и ценностей, оказывая влияние на микроклимат в коллективе. Например, в масштабах предприятия целями и ценностями может быть клиентоориентированность. В масштабах филиала – успех любой ценой. В масштабах отдела – первенство в показателях.
Чем меньше коллектив, тем проще объединить людей вокруг одних взглядов. Когда бизнес масштабируется, а количество сотрудников увеличивается, в корпоративной культуре происходят закономерные, но не всегда позитивные изменения.
Корпоративная культура затрагивает широкий спектр различных элементов: общение, производственные стандарты, духовные и моральные ценности, традиции, принципы и ожидания.
Видеть в корпоративной культуре только дресс-код, тимбилдинг, корпоративные мероприятия – узкая точка зрения. Все это только часть культуры компании. В широком смысле, корпоративная культура – это формальные или неформальные нормы на предприятии. Понятие охватывает общение, производственные стандарты, духовные и моральные ценности, традиции, принципы и ожидания.
В нее входят традиции, ценности, миссия, стратегия компании, фирменный стиль, вид взаимоотношений с сотрудниками, правила поведения, способы мотивации команды, инструкции, рабочая среда.
Плюсы формирования корпоративной культуры заключаются в следующем:
- рост производительности сотрудников,
- готовность к изменениям и лояльное к ним отношение,
- обеспечение единого механизма работы,
- быстрая адаптация новичков,
- укрепление командного духа,
- улучшение микроклимата в коллективе,
- качественный клиентский сервис.
Минусы внедрения корпоративной культуры в компании:
- длительность внедрения,
- необходимость обновления и корректировки корпоративной культуры,
- возможная потеря ценных сотрудников, не согласных с правилами.
Основные элементы корпоративной культуры:
- цели и задачи компании;
- ценности и традиции;
- установленный стиль лидерства;
- стили разрешения конфликтов;
- кодекс (нормы поведения внутри коллектива, с партнерами и клиентами);
- корпоративный стиль (символика, внешний вид, интерьер);
- сами сотрудники.
Основные функции корпоративной культуры:
- Имиджевая. Благодаря положенным в основу деятельности компании ценностям формируется ее привлекательный для клиентов и новых сотрудников образ.
- Мотивационная. Корпоративная культура для персонала служит мощной движущей силой, вдохновляя членов коллектива на добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям для успешного достижения общих целей.
- Вовлекающая. Все сотрудники принимают активное участие в решении задач своего подразделения и предприятия в целом.
- Идентифицирующая. Каждый работник осознает приносимую лично им пользу и стремится к тому, чтобы его вклад в дело компании был достойным.
- Адаптивная. Новички быстрее начинают чувствовать себя полноценными членами команды.
- Управленческая. Общие стандарты поведения для всех сотрудников компании упрощают организацию менеджмента даже при разветвленной структуре.
- Системообразующая. Работа всех подразделений и филиалов подчинена единым принципам, что положительно сказывается на эффективности деятельности компании.
Таким образом, корпоративная культура компании – залог эффективного развития предприятия. Современному бизнесу необходимо формировать и развивать ее.