Введение 3 Глава 1 Память как высшая психическая функция 6 1.1 Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2 Виды памяти 9 Глава 2 Особенности памяти при задержке психического развития 14 2.1 Понятие ЗПР и особенности его течения у детей 14 2.2 Особенности развития памяти у детей с ЗПР 17 2.3 Исследование памяти у детей с ЗПР 19 2.4 Результаты исследования памяти детей с ЗПР и их анализ 22 Заключение 30 Список литературы 33

Память при ЗПР

курсовая работа
Психология
30 страниц
71% уникальность
2022 год
17 просмотров
Ковалева Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Память как высшая психическая функция 6 1.1 Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии 6 1.2 Виды памяти 9 Глава 2 Особенности памяти при задержке психического развития 14 2.1 Понятие ЗПР и особенности его течения у детей 14 2.2 Особенности развития памяти у детей с ЗПР 17 2.3 Исследование памяти у детей с ЗПР 19 2.4 Результаты исследования памяти детей с ЗПР и их анализ 22 Заключение 30 Список литературы 33
Читать дальше
Память – важнейший психический процесс, присущий личности человека. Именно благодаря памяти человек способен познавать новое, сравнивать его с ранее полученной информацией, на основе этого делать выводы, избегать стрессовых и субъективно неприятных ситуаций и, наоборот, быстро принимать решение в той или иной ситуации, опираясь на ранее полученный опыт, обращаясь к собственной памяти. Таким образом, именно благодаря памяти человек непрерывно развивается, поскольку память является своеобразной базой данных, извлекая информацию из которой в нужный момент времени, человек лучше адаптируется в окружающей среде, быстрее развивается, используя ранее полученную и сохраненную в памяти информацию. Память необходимо постоянно развивать, поскольку недостаточно развитая память замедляет процесс развития мышления, затрудняет способность быстро ориентироваться в возникшей ситуации, снижает результативность познавательной деятельности и мыслительных операций. То есть, именно благодаря памяти человек находится в эмоциональном и интеллектуальном тонусе. При задержке психического развития у детей проявляются отличительные от других детей особенности, обусловленные нехарактерным для данного возраста развитием памяти.


Work5 возьмёт на себя выполнение рефератов на заказ во Владивостоке , а вы сможете отдохнуть от учёбы.


При этом снижается работоспособность таких компонентов памяти, как процесс запоминания, сохранения и извлечения из памяти информации с целью ее использования в определенный период жизни. Такие дети не могут запомнить необходимый объем учебного материала, от чего страдает качество обучения вплоть до развития у ребенка дезадаптации к школьному обучению. Также при задержке психического развития дети не способны сохранять информацию в течении длительного времени. Как следствие, снижается качество других высших психических функций у таких детей и качество жизни в целом. Именно этим обусловлена актуальность данного исследования. Кроме того, недостаточный объем как краткосрочной, так и долгосрочной памяти снижает качество жизни человека как в молодом, так и в зрелом возрасте. Особый интерес представляют особенности памяти у детей с ЗПР, а также возможные компенсаторные механизмы при ее изменении. Учитывая это, целью данной работы является исследование памяти у детей с задержкой психического развития различной этиологии. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Произвести анализ отечественных и зарубежных исследований памяти, как в норме, так и при патологии. 2. Провести анализ исследования памяти у детей с задержкой психического развития в рамках психолого-медико-педагогической комиссии и сравнить полученные результаты с нормативными показателями, характерными для данного возраста. 3. Сделать выводы об имеющихся особенностях памяти у детей с ЗПР либо об отсутствии таковых. Предметом данного исследования является память детей с задержкой психического развития. Объект исследования – данные диагностического исследования памяти детей с ЗПР в возрасте 7-9 лет, проходящих плановую диагностику в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В рамках данной работы были проанализированы результаты исследований ПМПК 10-ти детей с ЗПР в возрасте 7 – 9 лет, обучающихся в начальной общеобразовательной школе по адаптированной программе обучения. Для исследования памяти в рамках ПМПК были использованы следующие методы исследования: 1. Методика исследования слухоречевой памяти (запоминание 10-ти слов по А.Р. Лурия); 2. Метод исследования зрительной памяти (10 картинок); 3. Методика исследования опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева. Гипотеза данного исследования: объем памяти детей с задержкой психического развития снижен в сравнении с детьми, развивающимися в соответствии с возрастными нормами. Теоретическая ценность исследования: возможность создания обучающих методик для детей с ЗПР, опираясь на результаты данного исследования. Практическая значимость. Полученные результаты могут использоваться при коррекционной и развивающей работе с детьми с ЗПР как в инклюзивных классах общеобразовательных школ, так и в коррекционных учебных заведениях. Также на основе полученных результатов могут быть разработаны рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития. Данная работа имеет состоит из следующих структурных компонентов: содержания, введения, 2-х глав, заключения и списка литературы. Во введении отражена актуальность данной проблемы, сформулирована цель исследования, выдвинута гипотеза, обозначены предмет, объект и методы исследования. Определены области применения полученных результатов. В 1-й главе «Память, как высшая психическая функция» рассмотрены различные подходы к исследованию памяти, ее виды и характеристики. Описаны диагностические методы исследования памяти. Во 2-й главе «Особенности памяти при задержке психического развития» дано определение ЗПР, описаны особенности течения ЗПР. Произведен анализ возможных изменений процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации у детей с ЗПР. Также произведено аналитическое исследование памяти у детей, имеющих данное расстройство в структуре плановой диагностики детей с ЗПР психолого-медико-педагогической комиссии. По результатам исследования сделаны выводы. В заключении произведено обобщение полученных выводов, составлены рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР и определены области применения полученных результатов. Список литературы, используемый в данной работе представлен 22 - мя источниками.

Читать дальше
Подводя итоги проделанной работе, очевидно, что нам удалось решить поставленные задачи, а именно, 1. Был произведен анализ фундаментальных исследований памяти как в норме так и при патологии. Особо тщательно был проведен анализ особенностей памяти детей с задержкой психического развития. Выводы, сделанные после данного анализа - Память – это психический процесс, который представляет особый интерес исследователей, как в отечественной, так и в зарубежной науке. При исследованиях данного процесса были сделаны первые попытки произвести количественные замеры всех компонентов, входящих в структуру памяти. - Память человека - это психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Все три компонента взаимосвязаны и не могут существовать автономно друг от друга. - Человеческому индивидууму присущи различные виды памяти, которые зависят от особенностей хранения информации, от доминирующего анализатора, а также от характера участия волевых процессов в запоминании. - Память – субстанция не постоянная. Сохранение в памяти информации носит временный характер и если информация долгое время не востребована человеком, она подвержена автоматической утилизации, то есть, человек забывает ту информацию, которая долгое время была не востребована. Это происходит без участия сознания. Воспроизведение же - это извлечение информации из хранилищ памяти без повторного воздействия на анализаторы, то есть, для того, чтобы человек вспомнил что-то, нет необходимости предъявлять ему информацию накануне извлечения. - На качество запоминания и развитие памяти существенное влияние оказывает профессиональная деятельность человека. Также память зависти от функционирования и развития мыслительных процессов. - При задержке психического развития у детей наблюдается мнестическая недостаточность в целом либо нарушение работы (снижение) одного или нескольких компонентов, входящих в состав памяти. 2. Проведен анализ диагностических исследований памяти у детей с задержкой психического развития в рамках психолого-медико-педагогической комиссии. Данный анализ подтверждает значительное снижение слухоречевой памяти у детей с ЗПР. При исследовании слухоречевой памяти обнаружено, что после первого прочтения дети с ЗПР способны удержать в памяти от 0 до 3 слов, после пятого прочтения от 4 до 6 слов при норме для данной возрастной категории от 5 слов после первого прочтения и 10 слов к пятому прочтению. Исследование зрительной памяти обнаружило следующие результаты: коэффициент зрительного запоминания с учетом правильно и ошибочно называемых образов, колебался в диапазоне от 2 до 6. Нормативный показатель для детей данного возраста – 7. Таким образом, экспериментально установлена недостаточность зрительной памяти у детей с ЗПР. Средний уровень опосредованного запоминания от 0 до 2 предъявляемых понятий при норме 4 – 5 стимулов. Кроме того, исследование данного параметра обнаружило не только снижение уровня опосредованного запоминания, но и наличие инертных установок в мыслительном процессе у детей с данными особенностями развития. Мышление в большей степени носит шаблонный характер с элементами стереотипии. Детям с ЗПР практически недоступен логический компонент мышления. В случаях же его присутствия он имеет выраженную субъективную окраску. 3. Обобщая полученные данные нами был сделан вывод о том, что что у детей с ЗПР наблюдается сильное снижение слухоречевой и зрительной механической памяти. Кроме того, таким детям слабо поддается опосредованное запоминание. В мыслительных процессах «включается» субъективный компонент, в результате чего ребенок теряет нить рассуждений. Данный вывод подтвержден результатами экспериментально – психологических исследований. Цель данного исследования достигнута. Гипотеза, выдвигаемая в начале исследования, экспериментально подтверждена. Учитывая результаты проведенного исследования, полученные данные могут быть использованы в центрах психологического консультирования, в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа, в медицинских и реабилитационных центрах, работающих с детьми, отстающими в развитии. Также, опираясь на результаты исследования, могут быть разработаны коррекционные программы, позволяющие развить память и другие познавательные процессы у детей, имеющих отклонения в развитии. В частности, у детей с ЗПР. Применение таких программ в практической деятельности психологами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами и другими специалистами будут способствовать доведению уровня памяти до нормативных значений, характерных для данного возраста.
Читать дальше
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2018 – 254 с. 2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с. 3. Возрастнаяпсихология: Детство, отрочество, юность: Хре­стоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 624 с. 4. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. - 300 с. 5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2019. - 276 с. 6. Зинченко П. И.. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 173. 7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 2018. — 176 с. 8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 464 с. 9. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2019. - 320 с. (Серия «Мастера психологии»). 10. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с. 11. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с. 12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 456 с. 13. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. 14. Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов) / Под ред. В. В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с. 15. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с. 16. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 438 с. 17. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведе­ний. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 512 с. 18. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 527 с. 19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с. 20. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-пресс, 2018. – 458 с. 21. Столяренко Л. Д. Основы психологии (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов н/Д- Феникс, 2019. - 672 с. 22. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома
Количество страниц:
40
Оригинальность:
58%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Организация взаимодействия с семьей при коррекции заикания у детей
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
дипломная работа
Формирование архитектурного комплекса «Кресты»
Количество страниц:
150
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Строительство и архитектура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image