Введение 3 Глава 1. Теоретические основы экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома 6 1.1. Сущность понятия «психологическая безопасность образовательной среды» 6 1.2. Роль экспертизы в психологической безопасности образовательной среды 11 Глава 2. Эмпирическое исследование экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома 19 2.1. Организация, методы и результаты исследования 19 2.2. Рекомендации по проведению экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома 30 Заключение 37 Список использованных источников и литературы 40

Экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома

курсовая работа
Психология
40 страниц
58% уникальность
2022 год
32 просмотров
анна к.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома 6 1.1. Сущность понятия «психологическая безопасность образовательной среды» 6 1.2. Роль экспертизы в психологической безопасности образовательной среды 11 Глава 2. Эмпирическое исследование экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома 19 2.1. Организация, методы и результаты исследования 19 2.2. Рекомендации по проведению экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома 30 Заключение 37 Список использованных источников и литературы 40
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России на сегодняшний день, несмотря на то, что сотни детских домов закрываются. Дети–сироты относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. У детей из неблагополучных семей, в силу их внушаемости, эмоционально–волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социальных отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение, ранняя алкоголизация, потребление наркотических и токсических веществ. Все перечисленные проблемы – это разные грани одной большой проблемы – подростковой девиации, поэтому профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится делом не только социально значимым, а необходимым. Хотелось бы отметить то, что для того, чтобы психологическая среда стала безопасной и комфортной для воспитанников детского дома, она должна стать такой и для педагога, поскольку именно педагог создает условия для развития воспитанника.


Если нужно получить решение контрольных работ на заказ в Тюмени , поможет Work5.


Совокупность этих факторов представляет собой угрозу психологической среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников воспитательного процесса. В связи с вышеизложенным остро встает проблема адаптации воспитанников интернатов к микросоциальному окружению. Известно, что в течение первого года после выпуска 21% из них привлекаются к уголовной ответственности, 30% становятся лицами без определенного места жительства, а 10% совершают попытки покушения на собственную жизнь. Среди лиц, лишенных родительского попечительства, подавляющее число – люди с девиантным поведением. У них отмечается рост афсссивных тенденций. Жестокость, пренебрежение нормами поведения и обязанностями, равнодушие к общезначимым явлениям – таков далеко не полный перечень внутренних установок воспитанников, переживающих разлуку с родителями. В данных условиях не реализуется потребность детей в безопасности, происходит дестабилизация картины мира. Особо встает вопрос не о безопасности вообще, а о психологической безопасности, без которой личность воспитанников не может нормально развиваться. Под психологической безопасностью в науке принято понимать недопустимость ущемления чувства собственного достоинства, личного статуса. Потребность безопасности и защиты включает в себя потребность в организации стабильности, законности, порядка, в предсказуемости событий, в свободе от внешних и внутренних угроз. В условиях интернатного учреждения вопрос психологической безопасности личности связан и с восприятием воспитанниками существующего у них качества жизни как адекватного, надежного, безопасного, создающего реальные возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем, способствующего успешной адаптации воспитанников в обществе. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о наличии в современной психологии определенных традиций изучения «среды», «пространства», «образовательной среды», «образовательного пространства» (С.П. Иванова, Л.А. Китаев–Смык, A.A. Криулина, В.И.Панов, В.В. Пустовойтов, А.С.Чернышев и др.); подходов к психологической безопасности и благополучию личности отечественных авторов (C.B. Белов, A.B. Брушлинский, А.Т. Надев, Г.В. Грачев и др.); концепций психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова и др.); специфики социальной ситуации развития детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и детских домах (И.В. Дубровина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.). Цель исследования: изучить экспертизу психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома. Объект исследования: психологическая безопасность образовательной среды. Предмет исследования: экспертиза психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома. Задачи исследования. Теоретические: – раскрыть сущность понятия «психологическая безопасность образовательной среды»; – обосновать роль экспертизы в психологической безопасности образовательной среды. Эмпирические: – провести эмпирическое исследование экспертизы психологической безопасности образовательной среды; – подобрать рекомендации по проведению экспертизы психологической безопасности образовательной среды. Методы исследования: Теоретические: анализ психологической и социально–психологической литературы; Эмпирические: диагностика, качественный и количественный анализ результатов диагностики. База исследования: ГБУ Детский дом № 2 г. Уфы. В исследовании приняли участие 20 школьников 1 класса «А». Исследование проведено в период с 05 марта по 14 мая 2022 года. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
На основе теоретического анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что в России представления о безопасности в образовании в ее современном понимании стали складываться еще в первой половине XIX века, но сам термин «психологическая безопасность» был введен в 1995 году С. К. Рощиным и В. А. Сосниным, по мнению которых, это «…состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем». Исследования ученых по проблеме психологической безопасности образовательной среды способствовали многообразию подходов к ее пониманию. Несмотря на осознание научным сообществом необходимости поиска общих оснований для формулирования определения психологически безопасной образовательной среды, его затрудняют, с одной стороны, многовариантность средовых условий, с другой стороны, субъективность их восприятия. Тем не менее, для обозначения данного феномена и угроз психологическому благополучию используются общепринятые формулировки. Индикаторы положительных показателей включают в себя: психологически безопасные межличностные отношения; эмоциональный комфорт; уважительное отношение; возможность свободно выражать свое мнение; адаптация; субъективное благополучие; стабильность; состояние защищенности и.т.п. Для выражения противоположного полюса используются понятия: опасность, риск, угроза, виктимизация, конфликт; стресс; психологическое насилие, либо перечисленные выше положительные характеристики в их отрицательной формулировке. В психолого-педагогической научной литературе достаточно широко освещаются темы экспертизы: образовательной среды (в том числе ее комфортности и безопасности); инновационных процессов и образовательных технологий, применяемых для достижения образовательных результатов (в том числе экспертиза программ и пособий); профессиональной деятельности педагогов и качества образовательных услуг. Экспертиза психологической образовательной среды учреждения представляет собой совместную поисково-исследовательскую деятельность экспертов и субъектов образовательной среды для осмысления возможностей и перспектив развития конкретной среды, а также профессионального развития всех участников. Проведено эмпирическое исследование экспертизы психологической безопасности образовательной среды как условие профилактики рисков среди воспитанников детского дома и для этого применялись следующие методики: социометрическая методика, анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса; тест «Эмоциональная напряженность» Е.С.Романова и тест на самооценку. Определены базовые критерии и показатели оценки представлений младших школьников о психологической безопасности образовательной среды, а именно: качество межличностных отношений, комфортность образовательной среды, защищенность от психологического насилия. Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы: в настоящее время детские дома являются психологически не безопасной средой для их воспитанников. Указанные учреждения и сегодня работают по программам, ориентированным на обычные общеобразовательные школы, однако, процессы, стихийно протекающие у детей, воспитывающихся в условиях семьи, требуют специальной педагогической организации применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; отсутствует методическое обеспечение процесса социализации детей и организации психологически комфортной и безопасной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома; показатели психологической безопасности образовательной среды в оценках младших школьников могут прогнозировать уровень их школьной тревожности и, следовательно, отражаются на общем ощущении комфортности пребывания ребенка в образовательной организации. Установлено, что большинство обследованных младших школьников оценивают психологическую безопасность образовательной среды, положительно, однако значительная доля респондентов имеет повышенный или высокий уровень тревожности. При этом многие имеют негативные оценки показателей психологической безопасности образовательной среды. По итогам проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию психологической безопасности образовательной среды. Для этого предлагается программа «Развивающие игры», которая должна обеспечить безопасную психологическую образовательную среду. Итак, отечественные и зарубежные исследователи уделяют много внимания изучению проблемы психологической безопасности образовательной среды. Рассмотрение теоретической литературы, касающейся выбранной темы позволило сделать вывод о сложности и широте изучаемого объекта. Несмотря на большое количество публикаций, остается еще много нераскрытых вопросов. Неопределенность понятий, быстрый темп изменений существующей реальности оставляют большое поле для дальнейших исследований.
Читать дальше
1. Баева, И.А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. / И.А. Баева. − М.: 2017. – 48 с. 2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании. / И.А. Баева. − СПб. : Союз, 2012. – 271 с. 3. Беляева, П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы. дис. … канд. психол. наук./ П. И. Беляева. Великий Новгород, 2013. – 130 с. 4. Выготский, Л.С. Собр. Соч. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012. – 361 с. 5. Гуружапов, В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий и сред. / В.А. Гуружапов. М.: Международный образовательный и психологический колледж «Центр Развивающее образование», 2018. – 88 с. 6. Денисова, Ю.М. Антикризисная программа по минимизации рисков психологической безопасности образовательной среды в профессиональной образовательной организации / Ю.М. Денисова, Л.К. Бисеринкина, О.Р. Леонгардт // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 167-175. 7. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов–н/Д, 2016. – 180 с. 8. Еремеев, Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека / Б.А. Еремеев, // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сб. науч. статей по мат-лам I Международного форума. – СПб., 2006. – С. 101-103. 9. Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании / Д.А. Иванов. М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с 10. Кабаченко, Т.С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала: Автореф. … д-ра психол. наук: 19.00.03. / Т.С. Кабаченко.– М., 2010. – 160 с. 11. Кисляков, П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: монография / П.А. Кисляокв. – М.: Логос, 2011. – 236 с. 12. Кисляков, П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук: 19.00.07 / П.А. Кисляков. – Нижний Новгород, 2014. – 49 с. 13. Кривоносова, Е.Ю. Риски безопасности психологической среды в условиях детского дома / Е.Ю. Кривоносова // NovaInfo, 2018. – № 90. – С. 268-271. 14. Кожухарь, Г.С. Экспресс-диагностика безопасности образовательной среды детей, попавших в трудную жизненную ситуацию / Г.С. Кожухарь, В.В.Ковров // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной 15площадки второго уровня / ред.-сост. И.А. Баева, В.В. Ковров. – М.: Экон– Информ, 2018. – № 1. – 64 с. 15. Костромина, С.Н. Справочник школьного психолога / С.Н. Костромина. – М: Астрель, 2012. – 512 с. 16. Лактионова, Е.Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде / Е.Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 52. – С. 96-108. 17. Мкртычян, Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика /Г.А. Мкртычян. Н. Новгород, 2018. – 182 с. 18. Приходько, И.И. Моделирование психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности с использованием психосемантического метода / И. И. Приходько // Научный вестник Львовского государственного университета внутренних дел. Серия психологическая. – 2012. –160 с. 19. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. СПб: Питер, 2017. – 352 с. 20. Рощин, С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. – 2015. – № 6. – С. 3-45. 21. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина.– М.: Педагогика, 2012. – 130 с. 22. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры /В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. – М., 2017. – 184 с. 23. Сыманюк, Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды / Э.Э. Сыманюк. – М., 2014. – 169 с. 24. Сергеев, С.Ф. Психологическая безопасность в образовательной среде / С.Ф.Сергеев, В.А. Якунин // Народное образование, 2012. –№ 6. – С. 3-69. 25. Чиркина, С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 136 с. 26. Шилова, Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: методическое пособие / Т.А. Шилова. М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2016. – 248 с. 27. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М. : Педагогика, – 2018. – 365 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация взаимодействия с семьей при коррекции заикания у детей
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
дипломная работа
Формирование архитектурного комплекса «Кресты»
Количество страниц:
150
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Строительство и архитектура
курсовая работа
Управление ресурсами компании в стратегическом маркетинговом планировании
Количество страниц:
29
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image