Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Принципы воспитания актёра школы Демидова..............................4
Глава 2. Этюды Демидова....................................................................................12
Глава 3. Школа управляемой аффективности...................................................18
Заключение...........................................................................................................28
Список литературы..............................................................................................30
Читать дальше
Николай Васильевич Демидов — русский театральный режиссёр и преподаватель. Первый профессиональный опыт театрального актёра и режиссёра получил в учреждённом отцом «Народном театре при Иваново-Вознесенском обществе трезвости». Врач по образованию, человек разносторонней культуры, Демидов пришёл в МХТ в 1911 году как один из приверженцев театра и стал, по отзыву Станиславского, его самоотверженным энтузиастом. С 1920 года Демидов вёл занятия по «системе» Станиславского в Оперной студии Большого Театра, руководимой Станиславским. В 1921 году организовал 4-ю студию МХТ. В 1922—1925 годах осуществлял руководство школой Художественного театра. Впоследствии Демидов работал режиссёром и педагогом в Оперном театре им. К. С. Станиславского, в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко, а в конце 1920-х годов — в Московской государственной консерватории. В 1934 году Станиславский пригласил Демидова в качестве редактора для работы над книгой «Работа актёра над собой». В предисловии к книге Станиславский выражает Демидову искреннюю благодарность. С 1942 по 1945 год Демидов — художественный руководитель Карело-Финского национального драматического театра. В конце 1940-х годов — главный режиссёр Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра.
Н. В. Демидов написал несколько книг по практической педагогике актёрского мастерства. В работах Демидова предложена уникальная этюдная техника, позволяющая развить творческие способности у молодых актёров. Методика Демидова не предполагала никаких самостоятельных работ для актёров, и требовалось постоянное наблюдение и контроль педагога. Во многом методика Демидова противоречила методике Станиславского; по этим и другим причинам очень долгое время методика была запрещена, а книги не печатались.
«Этюдная техника Демидова - базис, основа актерского образования. Методология этюдной техники - это способ овладения грамотой актера, первая ступень к достижению вершин художественного творчества. Без овладения грамотой нельзя двигаться дальше, это - как гаммы у музыканта - тренировка на всю жизнь.
Принципы обучения Н. В. Демидова современники называли «школой актерской гениальности». Более 30 лет Н. В. Демидов был учеником и соратником К. С. Станиславского, в качестве его помощника содействовал в создании книги «Работа актера над собой». Н. В. Демидов был основателем и руководителем 4-й студии МХТ, используя на практике все положения системы Станиславского.
Предлагая ученикам упражнения на отдельные элементы системы, Демидов выделил как творческую находку своеобразные краткие этюды, которые оказались наиболее плодотворными среди прочих упражнений тренинга и муштры. Оказалось, что вместо отработки отдельных элементов, необходимых для возникновения творческого переживания, гораздо более результативно работать над самим процессом творческого переживания, так сказать, в целом виде.
Читать дальше
1. Кречетова Р.П. Великая театральная иллюзия: работа Станиславского над «системой» как повод для некоторых размышлений // Русское актерское искусство: Сб. статей. Выпуск 4. –СПб.: РИИИ, 2018. –С. 250.
2. Ласкина М.Н. Неизвестный Демидов // Демидов Н.В. Творческое наследие: В 3-х т. Т.1: Искусство актера в его настоящем и будущем. Типы актера / Под ред. М.Н. Ласкиной.– СПб.: Гиперион, 2019. –С. 3.
3. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене: Из опыта театрального педагога.–М.: Искусство, 2017. –С. 384.
4. Найдакова В.Ц. О Н.В. Демидове: (Вслед за материалами в СМИ) // ПТЖ. –2020.– № 21. –С. 54–55.
5. Малаев-Бабель А.А. О том, как Николай Васильевич Демидов обосновался в Америке // Балтийские сезоны, 2019.– № 21. –С. 127.
6. Сахиров Ф.С. Идеи Н.В. Демидова в практике работы Бурятского театра драмы. –Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 2019.– 220 c.
7. Сахиров Ф.С. Некоторые аспекты системы К.С. Станиславского в научно-педагогической разработке Н.В. Демидова // Поиски театральной педагогики: [Сб. науч. ст. кафедры театр. искусства]. –Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2018.– С. 34-56.
8. Сахиров Ф.С. Первая реакция – базовое понятие школы Н.В. Демидова // Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера: состояние, проблемы и перспективы. –Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2019.– С. 23-29.
9. Баторова Д.Н. Литература и театр в поисках живого человека // Поиски театральной педагогики: [Сб. науч. ст. кафедры театр. искусства]. –Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2018. –С. 25–56.
10. Метляева Т.В. Методика работы Н.В. Демидова в театральном ВУЗе // Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера: состояние, проблемы и перспективы. –Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2019.– С. 39–48.
Читать дальше