Введение 3
1. Устав мунципального образования как основной правовой акт в системе местного самоуправления 5
1.1 История появления и развития норм об уставах муниципальных образований в России 5
1.2 Особенности устава муниципального образования как нормативного акта 8
2. Проблемы правового регулирования уставов муниципальных образований 14
2.1 Пределы правового регулирования устава муниципального образования 14
2.2 Фактическая роль устава муниципального образования 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Читать дальше
Анализ теоретической литературы, нормативно-правовой базы, а также практики органов местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы.
В рамках курсовой работы выявлены особенности структуры и содержания устава муниципального образования с позиций юридической техники. Акцентируется внимание на ряде ключевых особенностей устава муниципального образования по сравнению с другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, в курсовой работе уделяется внимание законодательной регламентации вопросов, входящих в содержание устава муниципального образования.
В классической юридической науке считается, что особенностями устава муниципального образования являются следующие характерные черты:
- высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
- предопределяющее значение для правотворчества на местном уровне;
- учредительный характер, выражающийся в возможности придания складывающимся на территории муниципального образования общественным отношениям правового статуса;
- всеобъемлющий характер регулируемых общественных отношений;
- наличие особого порядка принятия, внесения изменений и дополнений;
- возможность обеспечения самостоятельности при реализации местного самоуправления;
- самодостаточность, выражающаяся в том, что устав муниципального образования должен максимально емко включать все нормы, необходимые для повседневного решения вопросов местного значения на практике.
В федеральном законодательстве, в деятельности федеральных органов власти и в научной среде прочно укоренилось представление об уставах муниципальных образований как о важнейшем элементе местного самоуправления, без которого оно не просуществует и дня.
Но на практике в силу прямых требований федерального законодательства уставы могут существовать лишь в виде документа, почти полностью, слово в слово дублирующего нормы законов. Лишь по очень ограниченному перечню вопросов у представительных органов пока остается вариативность при формулировании уставов. Возникает сомнение в необходимости дублировать на местном уровне значительное количество имеющих прямое действие норм федерального законодательства.
Муниципальные образования создаются, их органы местного самоуправления успешно формируются и начинают работать еще до принятия устава, в связи с чем уставы не имеют учредительного значения.
Ознакомиться с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления вполне можно и без обращения к уставу муниципального образования.
Следовательно, получается, что устав муниципального образования – это всего лишь дословная копия норм федеральных законов, ничего не учреждающая и являющаяся далеко не единственным и далеко не лучшим источником информации об устройстве местного самоуправления. Не имея практического применения, являясь пережитком 1990-х гг., превратившись в самоцель, институт уставов подлежит упразднению.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022 (дата обращения: 10.10.2022)..
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. ст. 3822.
3. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
4. Устав города Орла. Принят Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. N 72/753-ГС (в ред. от 26.10.2019) // URL: http://www.orelgorsovet.ru (дата обращения: 10.10.2022).
5. Закон РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010.
6. Алексеев И.А., Сергеева К.О. Правовая природа и юридические свойства устава муниципального образования по законодательству Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2012. N 3. С. 26 - 29.
7. Артамонов А.Н. Устав муниципального образования и цели нормотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 6. С. 37 - 41.
8. Бондарь Н.С., Георгиева Т.П. Устав муниципального образования: нормативная модель, соотношение традиций и новаций // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5. С. 23 - 31.
9. Голещихин В.С. О едином органе по обеспечению законности уставов муниципальных образований // Законность. 2018. N 11. С. 34 - 37.
10. Законопроект N 379655-6 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/379655-6 (дата обращения: 10.10.2022).
11. Кашо В.С. Проблемы регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в уставах муниципальных образований // Российский юридический журнал. 2011. N 6. С. 94 - 101.
12. Малявкина Н.В. Уставы муниципальных образований: проблемы и перспективы правореализации // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. N 3(14). С. 37.
13. Селютина Е.Н., Холодов В.А. Юридическая техника правотворческого процесса: актуальные проблемы и направления совершенствования // Государство и право. 2018. N 6. С. 73 - 75.
14. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект; ТК "Велби", 2006. 432 с.
15. Холодов В.А. Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов органов местного самоуправления: юридико-технические особенности структуры и содержания // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. N 4. С. 5 - 8.
16. Чермит А.Ю. Правотворческая практика представительных органов местного самоуправления по структурированию уставов муниципальных образований и их технико-юридическое выражение // Общество и право. 2011. N 3. С. 100 - 104.
Читать дальше