Введение……………………………………………………………………….…3
1. Понятие концепции шинуазри в европейском обществе…………………..4
1.1. Причина появления и распространения шинуазри по Европе…………..4
1.2. Шинуазри в Европе и в России…………………………………………….7
2. Принципы формирования новаций в концепции шинуазри внутри европейского искусства на примере российских коллекций фарфора………12
2.1. Проявление стиля в России………………………………………………..12
2.2. Анализ конкретных коллекций экспозиций музеев, интерьеров………18
2.3. Выводы о том как развился стиль его значение и перспективы………..21
3. Взаимодействие Востока и Запада в искусстве шинуазри………………..25
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………….….33
Читать дальше
Исходя из изученных материалов, правильнее рассматривать термин «шинуазри» как социокультурный феномен, повлиявший на развитие политической и культурной самоидентификации России. На основе неопубликованных архивных документов удалось проанализировать количество завезенных в Россию изделий шинуазри и показать это на конкретных примерах. Большая часть шинуазри была доставлена из Европы, несмотря на торговые связи с Китаем. Еще одна особенность российских коллекций – их создание с точки зрения европейской коллекционной модели. Подобные предметы есть в нескольких европейских и российских коллекциях, выполненных в том же китайском стиле, то есть их перевозили на кораблях Ост-Индской компании в рамках европейской торговли.
В каждой европейской стране «китайский стиль» выражает свои художественные предпочтения (виды декоративно-прикладного искусства, техники, даже макеты или декоративные росписи). Как особенность экспрессии шинуазри в Нидерландах выделяется копия восточного лака. В этом смысле немецкий шинуазри отличается богатой цветовой палитрой. Растительный орнамент на немецкой фарфоровой мебели покрыт серебром, в отличие от обычного в других странах золота. Уникальность шинуазри во Франции проявляется в особом отношении к художественному текстилю: холсту, картону, картону для них, напольным и мебельным изделиям, плакатной продукции. Шинуазри в Англии - это совершенно независимое художественное движение, не имеющее королевского спонсорства или официальных указаний. Лак, использовавшийся для британской мебели восемнадцатого века, был самых разных цветов. Английские мастера изготавливают оригинальные изделия – чаши с цветочными узорами, чудесные флаконы для духов, распылители в виде животных или овощей.
Читать дальше
1. Восточная коллекция / под ред. М.П. Лебединской // Кат. выставки. - Государственный музей заповедник «Ораниенбаум». - Спб.: Историческая иллюстрация, 2019. - 72 с.
2. Дальневосточный фарфор в России XVIII-начало XX веков / Под ред. Т.Б. Араповой // Кат. выставки. - Спб.: Государственный Эрмитаж, 2020. - 96 с.
3. Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI - XIX век / Под ред. Т.Б. Араповой // Кат. выставки. - Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. - 215 с.
4. Русско-китайские отношения в VXIII в. Т.1. 1700-1725 г., Т.2. 1725 - 1727 г. - М.: Наука, 2020. – 560 с.
5. Строгановы меценаты и коллекционеры. Каталог выставки. - СПб.: Славия, 2020. - 312 с.
6. Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI-XVIII веках. - М.: Наука, 2020. - 264 с.
7. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика и история. Трактовка в литературе и искусстве. - М.: Главная редакция восточной литературы, 2015. - 132 с.
8. Ташнадине К.М. Венский фарфор. - Будапешт: Корвина, 2020. - 63 с.
9. Тройницкий С.Н. Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа. - Петроград: Издание журнала «Старые годы», 2015. - 76 с.
10. Туманов И.Н. Трансформация в искусстве: формы и проявления. - Волгоград, 2019. - 221 с.
11. Турчин B.C. Города и замки Луары. - М.: Искусство, 2016. - 224 с.
12. Battie D. Sotheby's Concise Encyclopedia of Porcelain. -London: Chancellor Press, 2018. - 208 p.
Читать дальше