ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретические аспекты управления рисками проектов 5
1.1 Понятия риска и управления рисками проекта 5
1.2 Идентификация рисков проекта 9
2 Оценка рисков проекта 13
2.1 Анализ проектных рисков организации 13
2.2 Методические рекомендации для снижения рисков в проекте 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- специфика управления рисками в проектах сводится к разработке уникальных способов оценки и реагирования на рисковые ситуации, так как в каждом конкретном проекте определены свои неповторимые цели, сроки, задачи, бюджет проекта, сферы реализации;
- основными проблемами, характеризующими современное состояние практики риск-менеджмента российских проектов, обозначенными в современной научной периодике, являются: недостаточно высокий профессиональный уровень специалистов данного профиля и их общая нехватка в связи с отсутствием полноценного механизма подготовки кадров в области риск-менеджмента, недостаточная степень интеграции системы управления рисками в процесс принятия решений и бизнес-процессы компаний, отсутствие независимости риск-менеджмента от остальных служб, отсутствие ответственности за исполнение мероприятий по управлению рисками, общий низкий уровень знаний по оценке проектных рисков;
- в современной теории и практике управления рисками сформировалось два вида оценки рисков: качественная и количественная, каждая из которых представлена различными методами, обладающими определенными преимуществами и недостатками;
- при изучении исследователями вопросов оценки рисков подчеркивается необходимость комбинирования количественного и качественного анализа;
- доля компаний, использующих четкий регламентированный порядок либо методику оценки рисков, на протяжении последних лет остается низкой, что связывается компаниями со сложностью обеспечения соответствия используемой методики всем существующим современным стандартам при сохранении ее удобства в применении и понимании всеми участниками процесса риск-менеджмента;
- в научной литературе не представлено универсальной, общепринятой методики оценки, учитывающей специфические особенности проектных рисков;
- для решения проблемы оценки рисков с учетом специфики организаций, осуществляющих проектного управления, может быть использована разработанная в рамках настоящего диссертационного исследования методика оценки проектных рисков.
Методика включает в себя следующие этапы: идентификацию и анализ проектных рисков (находятся в зоне ответственности функциональных дисциплин), их классификацию по ключевым направлениям и уровню управления, оценку значения и уровня рисков путем определения вероятности их возникновения и влияния на сроки и бюджет проекта, представление результатов оценки с помощью реестра и тепловой карты рисков, периодичный пересмотр результатов оценки, расчет показателя совокупного экономического эффекта выявленных рисков;
- целью разработанной методики является определение степени влияния возможной реализации того или иного проектного риска на сроки, бюджет и, следовательно, прибыль от реализации проекта для последующего нивелирования данного влияния, что полностью соответствует цели риск- менеджмента по международному стандарту ISO 31000:2018, которая заключается в защите стоимости проекта;
- результаты расчетов, проведенных для определения совокупного экономического эффекта выявленных рисков в ходе апробации разработанной методики, позволяют говорить о существенном сокращении финансовых потерь и предотвращении снижения показателей эффективности проекта при использовании предложенного подхода к оценке проектных рисков;
- практическая значимость разработанной методики состоит в возможности ее использования для оценки проектных рисков организаций, осуществляющих проектный подход к управлению. Кроме того, апробация методики показала такие ее преимущества, как относительная простота и удобство использования, динамичность и адаптируемость к меняющимся реалиям проекта, понятность шагов для всех участников процесса и возможность учета наиболее широкого спектра проектных рисков.
- возможными путями дальнейшего совершенствования разработанной методики могут быть: дополнение методики инструментами оценки инвестиционных рисков, исследование применимости в рамках проектной деятельности таких методов количественной оценки рисков, как имитационное моделирование, метод нечетких множеств, нейросетевые методы.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Амосова В.В. Экономическая теория/ В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. [Текст]– М.: Эксмо, 2021. – 736 с.
2. Балихина Н.В. Финансы и кредит: Учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. [Текст] - М.: Юнити, 2018. - 256 c.
3. Герасименко В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. [Текст] - М.: Инфра-М, 2018. - 95 c.
4. Калужский М. Л. Практический маркетинг: учебник /М. Л. Калужский. [Текст] — Москва: Издательство Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 185 с.
5. Карасев А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
6. Карасев А.П. Управление маркетингом: учебное пособие / А.П. Карасев. [Текст] – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2021. – 148 с.
7. Катаев А. В. Digital-маркетинг: учебное пособие / А. В. Катаев Т. М. Катаева И. А. Названова/ Южный федеральный университет. [Текст] – Ростов-на Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. –161 с.
8. Катькало В.С. Веселова А.С., Смельцова С.В. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ». [Текст] - М.: Издательство Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, 2021. – 48 с.
9. Косоруков, Артем Андреевич. Цифровое государственное управление: учебное пособие / А.А. Косоруков. [Текст] – Москва: МАКС Пресс, 2020.– с.284.
10. Котляревская И. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1 / И. В. Котляревская; Мин-во науки и высшего образования РФ. — 3‑е изд., перераб. и доп. [Текст] — Екатеринбург: Издательство Урал. ун‑та, 2019 — 159 с.
11. Кожевникова Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. [Текст] – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
12. Кульпин С. В. Структура и содержание интернет-маркетинга: учебное пособие /С. В. Кульпин/ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. [Текст] — Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та - 2020. – с. 100.
13. Прохоров А., Лысачев М. Научный редактор профессор Боровков А. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт. Издание первое, исправленное и дополненное. [Текст] – М.: ООО «АльянсПринт», 2020. – 401 с.
14. Пыхов С.И.Управление качеством: уч. пос. С.И. Пыхов, Ж.С. Позднякова. [Текст] – Челябинск: Издательство ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2021. – 181 с.
15. Реброва Н. П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. [Текст] – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 186 c.
16. Ружанская, Л. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Л. С. Ружанская, Е. А. Якимова, Д. А. Зубакина; Мин-во науки и высш. образования РФ. [Текст] — Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2019. – 112 c.
17. Трошин А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. [Текст] - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
18. Фарахутдинов Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. [Текст] – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
19. Чернецов С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / С.А. Чернецов. [Текст] - М.: Магистр, 2018. - 352 c.
20. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / О.Е. Янин.
Читать дальше