Введение 3
Глава 1. Взрывчатые вещества: основные понятия, сущность и история 5
1.1. История создания взрывчатых веществ и взрывчатых устройств 5
1.2. Понятие взрывчатых веществ 8
Глава 2. Классификация взрывных веществ и действия при их обнаружении 12
2.1 Классификация и виды взрывчатых веществ 12
2.2. Алгоритм действий при обнаружении взрывчатых веществ 15
Глава 3. Методика проведения и осмотра места происшествия при обнаружении взрывчатых веществ 18
3.1 Методика проведения поиска взрывчатых веществ 18
3.2 Осмотр места происшествия по делам, связанным с поиском взрывчатых веществ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Читать дальше
Исследуя главный вопрос можно прийти к выводам о том, что на современном этапе развития государства и общества проблема повышения квалификации сотрудников государственных органов в решении задач по борьбе с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств становится все более актуальной. Одним из важнейших направлений совершенствования оперативно-розыскной деятельности сотрудников государственных органов борьбе с данными преступлениями является повышение уровня ее информационно - аналитического обеспечения. Данная проблема еще более актуализируется на фоне роста профессионализма преступности, оттока опытных сотрудников государственных органов, как следствие, существенного ослабления профессионального ядра этих подразделений.
На развитие и увеличение числа преступлений, связанных влияет множество объективных факторов, среди которых можно выделить:
1) сложную социально-экономическую и политическую обстановку в некоторых регионах Российской Федерации;
2) ведение боевых действий на территории Российской Федерации и продолжение контртеррористических мероприятий;
3) наличие внутриведомственных проблем и несовершенство правовой базы и т.д.
Одним из основных дестабилизирующих факторов криминальной ситуации продолжает оставаться высокая степень вооруженности как населения, так и террористических формирований.
Согласно анализу террористических актов, на территории Южного федерального округа, можно сделать вывод, что 70% террористических актов направлено против сотрудников ОВД и органов исполнительной власти, что так же подтверждает необходимость обладания ими комплекса инженерных знаний. Поэтому для своевременного пресечения и раскрытия преступлений, связанных обнаружением взрывных устройств необходим высокий профессиональный уровень сотрудников, а основой личной безопасности является обладание необходимыми знаниями о боеприпасах, взрывчатых веществах и взрывных устройствах.
Для решения поставленных вопросов и реализации целей борьбы с преступлениями террористического характера следует обратить внимание на комплекс знаний о боеприпасах и взрывчатых веществах.
Такой комплекс должен включать в себя следующие элементы:
1) знания о взрывчатых веществах (характеристика, внешний вид, область применения и т.д.);
2) знания правил техники безопасного обращения с взрывчатыми веществами;
3) навыки изъятия и описания взрывчатых веществ в протоколах следственных действий;
4) знания о взрывных устройствах (классификация, внешний вид, область применения, особенности конструкции и т.д.);
5) знания правил техники безопасности в ходе обнаружения, осмотра и изъятия взрывных устройств.
Читать дальше
Нормативные и иные правовые акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. От 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. − № 25. − Ст. 2954.
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. – № 11. – Ст. 1146.
Научная и учебная литература
3. Аксёнов, В.А., Кихтенко, А.В., Ковригина, В.С. Обнаружение взрывчатых веществ; под ред. д.т.н. В.А. Химичева. - Новосибирск, 2018. –С.56.
4. Андреев, К. К. «Взрыв и взрывчатые вещества»: Военное Издательство Министерства Обороны: учеб.пособие. – Москва, 2017. – 435 с.
5. Белоусов, М.Ю. Осмотр места взрыва. Требования к объектам, предъявляемым на взрывотехническую экспертизу // Следователь сегодня: Материалы научно-практическойконференции. Саратов, 2018. С.43–49.
6. Бертовский, Л.В. Методика расследования преступлений совершенных с применением взрывных устройств: Автореф. дис. канд. юрид. наук.: учеб.пособие. – Новосибирск, 2018. – 200 с.
7. Буданов, А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук.: учеб.пособие. М.: Академия МВД России, 2017. – 121 с.
8. Галахов, С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера.: учеб.-практ. пособие – МВД России,2018. – 206 с.
9. Евстегнеев, Б.А., Иванов, А.Н., Исхизов, Д.А., Колотушкин, С.М. Осмотр места происшествия при расследовании преступлений, совершенных с применением взрывных устройств/ Саратов, 2018. С.9–10.
10. Лаухин, В. Е. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых с использованием взрывных устройств: сущность и понятие, определения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – МВД России, 2018. С.289–292.
11. Легкий, В.Н., Минин И.В., Минин О.В. Физические методы и устройства поиска и обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств под ред. В.Ф. Минина: учеб.пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. - 132 с.
Читать дальше