Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Одиночество, смерть, страх как экзистенциалы античной философии …… 4
2. Интерпретации экзистенциалов бытия в Средние века ……………………. 8
3. Экзистенциалы человеческого бытия Нового времени ……………………. 11
Заключение ……………………………………………………………………... 15
Список использованных источников и литературы …………………………. 17
Читать дальше
Экзистенциализм – философское направление, в основе которого лежит идея о том, что люди живут в непостижимой вселенной, обречены постоянно делать выбор и нести за него ответственность. Причём они не знают, что правильно, а что нет. Экзистенциализм стал значимым явлением в западной культуре. Эта философия сильно повлияла на творчество художников Альберто Джакометти и Джексона Поллока, а также кинорежиссёров Жан‑Люка Годара и Ингмара Бергмана. Знаковую роль в интеллектуальном мире эта концепция играет и сегодня. Экзистенциалисты пришли к выводу, что огромная Вселенная не имеет цели, логики и смысла. Человеку приходится самостоятельно создавать себя в безразличном к нему мире, где никто никому ничего не должен. Поэтому люди одиноки, и даже общение не может избавить от этого чувства. Для экзистенциалистов бытие стало абсурдом.
Вопрос о смысле жизни, смысле индивидуального человеческого существования является одним из центральных в судьбе каждой личности. Тот ответ, который дает себе каждый из нас, вносит глубочайший вклад в наше самоопределение и фундаментально формирует наше поведение, систему ценностей, представление о том, что является счастьем. В историческом масштабе, принимая некоторые опущения, можно проследить смену парадигм в отношении подхода к смыслу жизни. Философия Античности во многом ставит человека посреди огромного метафизического космоса, в котором он должен не затеряться и найти свой путь. Большинство античных философских школ признает высшим благом мудрость, и это справедливо даже для традиционно считающихся гедонистическими направлений. В схоластическом Средневековье наблюдается переход к теоцентризму и служению единому авраамическому Богу (если рассматривать Европу и Переднюю Азию). Теперь сущность земного бытия заключается в подготовке к следующему этапу своего существования – жизни загробной. В эпохи Возрождения и, особенно, Просвещения возрастает скепсис в отношении догматизма церковного учения. Это приводит к тому, что земная жизнь и способы её прожить вновь оказываются на «повестке дня». Выраженный теоцентризм уступает место сначала умеренному, а ближе к ХХ в. и довольно «воинствующему» антропоцентризму. Усиливающаяся секуляризация, в первую очередь, из–за ослабления влияния церкви, значительные социально–экономические изменения в европейском обществе в конце XIX, а главное – в начале ХХ в., предопределили дальнейшее усиление антропоцентризма и распространение атеизма. На этом фоне зарождается одно из основных философских течений ХХ в. – экзистенциализм. Сама сущность экзистенциализма заключается в поиске смысла жизни в кардинально изменившейся метафизически среде. Отказ от перспектив загробной жизни в некотором смысле ставил в тупик мыслителей этого периода, на фоне чего все чаще звучали идеи об отсутствии смысла жизни, как такового. Экспоненциальный рост населения, глобальная урбанизация и технический прогресс в благоприятной среде экзистенциализма катализировали популяризацию в наше время «морали успеха».
Читать дальше
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Перевод с фр. Ронина В.К.; Общ. ред. Оболенской С.В. Предисл. Гуревича А.Я. — М.: Прогресс. Прогресс–академия, 1992. — 526 с.
2. Афонасин Е. В. Философия Климента Александрийского / Е.В. Афонасин. – Новосибирск: Изд–во НИИ МИОО НГУ, 1997. – 126 с.
3. Гриненко, Г. В. Философия Древнего мира. Античная философия: учебное пособие для вузов / Г. В. Гриненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 145 с.
4. Гриненко, Г. В. Философия нового времени: учебное пособие для вузов / Г. В. Гриненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 141 с.
5. Гриненко, Г. В. Философия Средних веков и эпохи Возрождения: учебное пособие для вузов / Г. В. Гриненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 152 с.
6. Декарт Р. Разыскание истины: [Пер.] / Рене Декарт. – СПб.: Азбука, 2000. – 284 с.
7. Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / Под ред. и с комментариями Г.К. Баммеля. – [Москва]: Соцэкгиз, 1935 (16 тип. треста "Полиграфкнига"). – Супер–обл., переплет, –– 382 с.
8. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе: [сборник] / Ксенофонт; [перевод и послесловие С.И. Соболевского, с. 265–281 Рос. АН. Ин–т философии]. – Москва: Наука, 1993. – 379 с.
9. Паскаль Б. Мысли / Блез Паскаль; [перевод с французского Э. Линецкой]. – Москва: РИПОЛ классик, 2018. – 492 с.
10. Сорокин А. В. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций / протоиер. Александр Сорокин. – 3–е изд. – Санкт–Петербург: Ладан, 2009. – 407 с.
Читать дальше